Иван Андреевич Крылов — личность, которая, как и его басни, полна неожиданных поворотов и интриг. Родился он в Москве в 1769 году, но судьба быстро забросила его подальше от столицы. Всё началось, когда его отец, Андрей Прохорович, служил комендантом крепости во время пугачёвского бунта. Чтобы спастись от волнений, Крылов с матерью отправились в Оренбург, но и там оказались под осадой. Маленький Иван запомнил эту драму на всю жизнь: на их дом падали ядра, голод был страшный, и мать тайком отдала 25 рублей за куль муки — сумма по тем временам огромная. И это не всё: в бумагах самого Пугачёва было найдено расписание казней, где значилось и их имя!
После выхода главы семьи в отставку Крыловы перебрались в Тверь, но спокойствие длилось недолго — после кончины отца началась череда бедствий. Денег катастрофически не хватало, поэтому образование Крылову не светило. Однако будущий автор грамоту осваивал самостоятельно, по отцовским книгам, а французский язык умудрился выучить в доме соседей, которые были побогаче.
В литературный мир Иван Андреевич вошёл рано. Его первая заметная работа — оперное либретто «Кофейница» — появилась в 1784 году. Потом последовали трагедии и комические оперы, включая «Бешеную семью», которая, пожалуй, была ярким отражением его сатирического таланта.
Но Крылов — это не просто писатель. Это настоящий мастер сатиры! В 1789 году он создает дерзкий журнал «Почта духов», где скрывает жёсткую критику общества за волшебными сюжетами. Издание вызвало настоящий фурор, хотя выходило всего несколько месяцев. Следом Крылов создал «Зрителя» — ещё более смелое издание, которое смело противостояло «Московскому журналу» Николая Карамзина. Здесь Крылов публиковал свои едкие сатирические памфлеты и оды, но и этот журнал был закрыт, ведь ни власти, ни высшие круги общества его критика не по душе.
Крылов вообще был мастером исчезновений. Несколько лет его просто никто не видел в литературных кругах, и чем он занимался с 1794 по 1796, остаётся загадкой. Известно одно: он увлекался азартными играми и даже получил запрет на появление в обеих столицах.
Несмотря на все эти приключения, Крылов не переставал удивлять. Например, он был секретарём и воспитателем в доме князя Голицына. О его жизни там писали мемуаристы, отмечая, что никто не мог и предположить, что этот скромный и остроумный человек — великий писатель.
Талант Крылова проявлялся в самых разных областях. Он не только писал басни и комедии, но также был неплохим музыкантом и даже математиком!
Говорят, что образ Обломова Гончаров списал именно с Крылова. Тот действительно любил валяться на диване и часами сочинять свои басни, игнорируя огромную картину, висящую прямо над головой. Его просили вбить пару гвоздей, чтобы не угодить под падающий шедевр. Но Крылов, будучи математическим гением, рассчитал траекторию падения и уверенно заявил: «Мимо пролетит!».
И о любви писателя вкусно поесть тоже ходили легенды. На званых обедах для него даже готовили дополнительные кушанья, так как съесть он мог очень много! Однажды даже императрица была поражена его аппетитом! А уж его шутка про "раёк" на пире с фуа-гра и трюфелями стала классикой — Крылов всегда знал, как развеселить публику.
Ну, а если вспомнить его любовь к азартным играм и случайные выходки, вроде прогулки без одежды, то это просто подтверждает, что жизнь Крылова была одной большой басней!
А ведь за всеми этими проделками скрывался настоящий гений, чьи басни и сегодня остаются олицетворением народной мудрости.
За свою жизнь Иван Андреевич создал больше двух с половиной сотен басен, которые высмеивали пороки общества, политические события и модные тенденции. Однако его удивительный талант помог ему оставаться на плаву при трёх самодержцах, и он был любимцем публики до конца своих дней.