Найти в Дзене
Наш особый путь

Как мы начинали работу с коммуникатором

О вспомогательных и альтернативных методах коммуникации у меня выходило уже три статьи, их можно найти в моей подборке статей с аналогичным названием. И о том, как появился у нас коммуникатор, тоже есть статья в этой же самой подборке. Сегодня же я расскажу, как мы дома пользуемся этим коммуникатором, которые здесь многие называют Talker. Точнее о начальном этапе освоения коммуникатора. Для тех, кто впервые на канале: Я- мама аутичного мальчика Антоши. Ему 12 лет, он невербален. В пассивном словаре слова есть, в активном на данный момент- нет. История развития речи у Антоши и потеря слов в раннем детском возрасте тоже была мною уже рассказанна, сегодня не буду на этом останавливаться. Об этом можно прочесть здесь: В комментариях читатели спрашивали, как именно происходит общение Антоши с помощью коммуникатора? Коммуникатор (Talker) мы используем не как единственный метод коммуникации, для этого Антон не владеет им пока ещё достаточно хорошо и не может использовать самостоя
Оглавление

О вспомогательных и альтернативных методах коммуникации у меня выходило уже три статьи, их можно найти в моей подборке статей с аналогичным названием.

И о том, как появился у нас коммуникатор, тоже есть статья в этой же самой подборке.

Сегодня же я расскажу, как мы дома пользуемся этим коммуникатором, которые здесь многие называют Talker.

Точнее о начальном этапе освоения коммуникатора.

Для тех, кто впервые на канале:
Я- мама аутичного мальчика Антоши.
Ему 12 лет, он невербален.
В пассивном словаре слова есть, в активном на данный момент- нет.

История развития речи у Антоши и потеря слов в раннем детском возрасте тоже была мною уже рассказанна, сегодня не буду на этом останавливаться.

Об этом можно прочесть здесь:

В комментариях читатели спрашивали, как именно происходит общение Антоши с помощью коммуникатора?

Коммуникатор (Talker) мы используем не как единственный метод коммуникации, для этого Антон не владеет им пока ещё достаточно хорошо и не может использовать самостоятельно.

Ему нужна помощь и иногда даже мотивация в использовании этого средства коммуникации. Тем не менее успехи в использовании его у Антоши однозначно есть.

Мы пользуемся и карточками ПЕКС и жестами.

Как начать работу с коммуникатором?

В идеале нужно консультироваться с логопедом, который является специалистом в этой области. А далеко не каждый логопед является таким специалистом.

Допустим там, где мы проживаем, в радиусе 50 км только один логопед является таким специалистом.

Ещё, как правило, безречевые, ,,тяжёлые" в уходе аутичные дети, вообще мало заинтересованы в альтернативных методах коммуникации и в коммуникаторе в том числе.

У них же как?

Лежит (стоит) на столе какая-то штука и надо там что-то нажимать.

Зачем , почему?

Для них это больше игрушка.

Функция коммуникатора им пока не понятна и не интересна.

Получается, какая у нас первозадача?

Правильно, вызвать интерес.

Не как к игрушке, разумеется, а как к средству для общения.

Ребёнок должен понять, что используя коммуникатор, его начнут понимать, что с помощью него он может выразить свои желания.

Это первый этап.

На мой взгляд он самый трудный.

В зависимости от уровня развития ребёнка это может быть очень длительный процесс.

Как только ребёнок начнёт осознавать, что с помощью этой штуки его жизнь становится проще и многие вещи- понятнее, предсказуемее, то первый, главный этап- пройден.

С чего начинали мы?

На страницу экрана мы выводили только одну картинку или фото, на весь экран получается, вот так:

Фото автора.
Фото автора.

Допустим, ребёнок очень любит воздушные шарики, и вот в поле зрения шарика нет, ребёнок капризничает, нигде шарика не видит и начинает ныть, плакать и так далее.

В этот момент мы показывали Антоше фото шарика на планшете- коммуникаторе, фото именно этого шарика либо картинку какого либо шарика, нажимали на неё, коммуникатор произносит вслух -,,Шарик".

Кстати в нашем приложении для коммуникации можно выбрать голос произношения, мужской, женский, детский мальчика либо девочки. А также высокий голос или низкий.

У таких детей часто аудиальная гиперчувствительность, поэтому настройка голоса на коммуникаторе может быть очень важна.

Итак, мы нажали картинку с шариком, после голосового сопровожнения и мы тоже произносим: ,,Шарик!"

После этого приносим шарик, но прежде чем его дать ребёнку, мы произносим ещё раз ,,Шарик" , нажимаем на фото и коммуникатор произносит ещё раз тоже ,,Шарик"

Следующий этап:

На экран выводится два фото- две картинки.

На одном фото- желаемый для ребёнка объект, к примеру- тот же шарик.

На втором фото - Что-то, что ребёнок точно не любит и не выберет никогда. Но это должен какой-то предмет под рукой, а не абстрактный.

Допустим, шарик и расчёска.

Если по какой-то причине ребёнок нажимал на коммуникаторе на расчёску, ему подавали расчёску.

Фото автора.
Фото автора.

Что выбрал, то и получил.

Когда успех закрепится , то есть ребёнок начнёт понимать, что он путём нажатия на нужное фото , картинку, ,,сообщит" взрослому, что он хочет, можно приступать к следующему этапу.

Важно!

Весь этот первый, очень важный этап сохранять непринуждённую позитивную атмосферу, переждать, если нужно протестное поведение, и пробовать снова.

Фото автора.
Фото автора.

Как вариант- при ребёнке использовать в форме игры такой тип коммуникации между взрослыми.

Продолжение (о следующем этапе освоения коммуникатора) следует.