Про Монтессори-педагогику слышали, наверное, все, как и про ее основательницу Марию Монтессори. Недавно появился фильм «Монтессори: Воспитание любовью» (2024) об этой незаурядной женщине и ее личной трагедии, о ее пути в науку.
Фильм феминистический, но без этого посыла, наверное, о знаменитой итальянке и не рассказать — она была первой женщиной в Италии, решившей изучать медицину наравне с мужчинами. До этого изучение человеческого тела было прерогативой исключительно мужчин. Мария Монтессори первой из женщин стала доктором медицины, затем — директором научного института.
К тому же она действительно боролась за право женщин реализовывать себя за пределами семьи.
В картине режиссера-француженки Леа Тодоров мы знакомимся с Марией Монтессори (Жасмин Тринка) в тот период, когда она работает в научном институте с детьми с ментальными особенностями. Государство финансировало исследование — насколько эти дети обучаемы и способны адаптироваться к жизни. Именно там и были выявлены закономерности, положенные в основу метода Монтессори, которые применяются и по сей день.
Фильм рассказывает две параллельных истории, которые пересекутся.
Первая — это история самой Марии, у которой случился роман с руководителем научного института Джузеппе Монтесано (Рафаэле Эспозито). Итогом романа стало рождение ребенка. Мария была вынуждена отвезти малыша в деревню и оставить у кормилицы, чтобы продолжить работу в институте.
Вот тут у меня начался диссонанс: с одной стороны, начинаешь сопереживать слезам Марии, отрывающей кроху от сердца и уезжающей вкладывать душу в чужих «особенных» детей. С другой — возникает недоумение: Мария любит Джузеппе, им хорошо вдвоем, Джузеппе зовет Марию замуж, чтобы ребенок рос в семье. Но она гордо отказывается, ведь брак — это рабство.
«Разве можно доверить свою судьбу такому непостоянному чувству, как любовь?»
Хотя… В фильме невооруженным глазом видно, что лидер и в отношениях, и в исследованиях — вовсе не слабый и аморфный Джузеппе, а именно Мария — яркая, смелая, заряженная на успех и уверенная в себе. С очаровательной улыбкой и сногсшибательной харизмой. Но ответ на ее опасения появится позже — в виде властной матушки Джузеппе. И сразу понятно, какое будущее ждало бы Марию в браке.
В общем, есть над чем подумать. На одной чаше весов — фактически брошенный ради карьеры собственный ребенок, на второй — создание педагогики Монтессори, которая помогла раскрыться и состояться миллионам детей, и помогает до сих пор.
Вторая история — история парижанки Лили (Лейла Бехти), богатой куртизанки, которая привыкла разорять влюбленных в нее толстосумов. Единственное, что омрачает и портит беззаботную жизнь Лили — девятилетняя дочь Тина (Рафаэль Сонневилль-Каби), девочка с особенностями.
Благодаря Тине, Лили знакомится с Марией Монтессори.
Две женских судьбы и два подхода к материнству показаны на контрасте. Самоотверженная Мария, пожертвовавшая счастьем растить своего ребенка во имя науки. И эгоистичная Лили, берущая от жизни все удовольствия, и тем не менее, умудряющаяся заботиться о Тине, которую она терпеть не может — появление особенного ребенка разрушило ее брак.
И тут тоже невольно возникает вопрос: кто из них лучшая мать?
Это абсолютно женский фильм, где все мужчины — источник проблем и зла. Будь то высокомерная правительственная комиссия, которая оценивает работу научного института и экзаменует особенных детей, возлюбленный Марии Джузеппе, который ни рыба, ни мясо, или вереница богачей, используемых Лили.
«Все покупается. Богатство — это свобода».
Вывод: мир, который построили мужчины — плох, порочен и некомфортен для женщин и детей.
Поэтому-то Мария и одержима желанием преобразовать школу — с помощью методов, полученных в институте. Так по фильму получается.
«Все формы рабства исчезнут. Надо освободить детство с помощью научной педагогики».
Можно написать, что очередной феминистский фильм и поставить точку. Но это не все.
Что в этом фильме хорошего и гуманного — это особенные дети, маленькая Тина и другие воспитанники группы Монтессори. Сначала нам их показывают слегка отстраненно — и мы тоже немножко ужасаемся их «инаковости».
Но постепенно они кажутся все более симпатичными — за счет того, с какой заботой относятся к ним взрослые, с каким вниманием и любовью смотрит на них сама Мария Монтессори, как трудно эти дети идут к своим первым успехам и как они им радуются.
И это именно воспитание любовью. В случае Марии Монтессори — самоотверженной любовью.
«Первое, что мы сделали — полюбили их», — говорит она.
И поэтому картину «Монтессори: Воспитание любовью» одновременно можно отнести к добрым и светлым фильмам.
Смотрели, будете?
Читайте на канале обзоры других биографических фильмов: