Вспоминаем самые сильные записи текущего десятилетия на постсоветском пространстве.
50 Дима Пантюшин & Саша Липский, Peshekhod (2021)
Двое взрослых и успешных мужчин вволю дурачатся и впадают в детство. И пусть Ариэля Пинка отменили - в России были в 20-х достойные продолжатели его дела.
49 Кобыла и трупоглазые жабы искали цезию, нашли поздно утром свистящего хна, Бойня (2022)
Капибары-комиссары и бородавочники, звонкий синти-поп и героические рок-боевики с эпическими гитарными соляками, а также названия песен типа “Титаномахия” и “Легальный марксизм” - все, как мы любим у "Кобыл", но в новом контексте.
48 Колибри, Счастья нет (2021)
Вполне себе триумфальное возвращение культовой и непонятой в свое время группы - находится место и для ностальгии, и для юмора, и для печали.
47 DJ Stonik1917, Happy House (2023)
Наконец принесший автору популярность лоу-файный хаус-рэп про вечеринки, курточку Stone Island и Питер - максимально несерьезный и до абсурдности идиотский, и в этом его прелесть.
46 xvostik, Forest Eyes (2023)
Вдохновленные русской поп-музыкой 90-х и нулевых годов мелодии, подкрепленные изобретательным и басовитым танцевальным звуком с сильным летним вайбом.
Собрание высоковольтных инди-роковых песен, в которых владивостокская группа не только словно пытается передать состояние панической атаки, но и преодолеть его.
В прославивших Хмырова песнях мелодика русского рока удивительно удачно ложится на трэп-биты, под которые можно и погрустить, и потанцевать.
Медитативный нью-эйджевый трип с флейтами, пением птиц и имитирующей падающие капли воды перкуссией.
Самая сильная работа ИЛЬЯМАЗО, в которой место глитчей и индустриальных шумов заняли органические звуки вроде пения птиц и акустические инструменты.
41 Сольвычегодск, Танец с СВЧ (2021)
Тексты про виселицу и сексуального Джи-Джи Аллина под футворк, магрибский шааби, южноафриканский гкомом и фри-джазовые импровизации. Такого на русском вы точно не слышали.
40 Обе две, Мне это не подходит (2021)
Возможно, лучшая запись Кати Павловой, под завязку набитая готовыми инди-хитами для российских сериалов. Если песня "Снег" не разрывает вам сердце - вы прожили эту жизнь зря.
39 Скриптонит, Yeahh, Pt. 1 & 2 (2023/2024)
Поп-музыка в наилучшем виде, яркая, раскрепощенная, изобретательная, дарящая ощущение праздника. Скриптонит здесь наконец перестал стесняться делать полноценные поп-песни.
Бронебойные хиты с депрессивной подростковой лирикой, зубастым продакшеном и вайбами русскоязычной поп-музыки конца 90-х/начала нулевых.
Один из самых талантливых молодых поп-музыкантов scaring the hoes, экспериментируя с гиперпопом - как оказалось, ему этот жанр очень идет.
36 Дельфин, ПРОЩАЙ ОРУЖИЕ (2023)
Дельфин много и нежно поет про любовь, убегая в нее от реальности.
35 Petyaev-Petyaev, Смерти не бывает. Часть 1 (2022)
Песни тут то встряхивают слушателя и бьют по лицу, то обнимают и утешают, то будто бы флиртуют с ним. Во всех возможных смыслах живая музыка, существующая вне жанровых рамок и придуманных правил.
Мрачная и психоделическая танцевальная музыка для проведения самых невообразимых ритуалов.
Концептуальный альбом якобы на научно-фантастическую тему с очень породистым инди-роком и харизматичным вокалом Вики Завгородней.
32 Женя Куковеров, Hairy Finger and Invisible Clarinets (2020)
Во время самоизоляции Куковеров взялся самостоятельно осваивать кларнет и записал буквально за 10 дней альбом, подкупающий своим панковским дилетантизмом и обаятельными мелодиями.
Сказочно нежные, хрупкие и кристально чистые песни с инди-роковым бэкграундом. Рушана - определенно лучшее, что принесло миру шоу "Голос".
Электронный продюсер с большим стажем пробует себя в качестве исполнителя минималистичных песен с автотюном и клубно-ориентированным футуристичным саундом.
“PSY X” звучит так, будто бы великий техно-деконструктор Actress подсел на транс-музыку 90-х годов. Угрюмое скоростное техно здесь сменяется тревожными зазеркальными секвенциями, будто бы созданными для какой-нибудь видеоигры в жанре киберпанк.
"Summer child" - неслучившийся поп-хит, тем сильнее ты им дорожишь. Вспоминая гимнообразный брейкбит "Хилс", песню-бальзам с болеутоляющим эффектом “Помощь” и мечтательный финал "Дальше-выше", начинаешь чувствовать тепло внутри.
27 ЛАВА, Dopepelgänger x2 (2021)
Музыка, переносящую нас в 1998 год на заднее сиденье "девятки", рассекающей родные просторы - эпические танцевальные гимны с гипнотическими синтезаторными пульсациями и совершенно упоительными мелодиями. Эти песни будто бы являются доппельгангером оригинальной транс-музыки из 90-х, в котором угадывается что-то неуловимо потустороннее.
Сеанс психотерапии с самим собой под дабстеп-дропы и альтернативный рок 90-х. DenDerty признает ошибки, прорабатывает травмы и находит в себе силы двигаться дальше.
Коллектив с эмо-бэкграундом на "Pop Trip" с легкостью прыгает от прог-рока и чеймбер-попа к хаусу, блюзу и R&B, не теряя своей индивидуальности, что вообще-то дорогого стоит. Релиз, доказывающий, что эксперименты с жанрами вовсе не обязательно должны приводить к вымученному и искусственному результату.
Вы можете сколько угодно отрицать очевидное и плеваться от одного имени Дарьи Зотеевой, но факт останется фактом. "Popstar" - идеальный поп-альбом, набитый бесцеремонными хитами с летними вайбами и прокачанным танцевальным звуком. "За деньги да" вполне тянет на гимн поколения.
"Комфорт" - альбом, с которого следует начинать знакомство с этим проектом Евгения Горбунова. Именно здесь он выдерживает в музыке идеальный баланс между просчитанной поп-доступностью и авангардной придурью.
Одно из самых любопытных произведений, которое оставила нам схлынувшая волна гиперпопа начала 20-х. New Sylveon в своих громыхающих железом и переливающихся всеми цветами радуги песнях удачно локализует ставший глобальным жанр - например, один из лучших треков здесь - посвященный "потусторонней России" "Lada Samara".
21 Света Бень и Галя Чикис, Приём! (2022)
Терзающий душу и в то же время дарящий надежду инди-поп от Гали Чикис и экс-солистки “Серебряной свадьбы” Светы Бень, умный, талантливый и вдохновляющий.
20 Петля Пристрастия, Не тот человек (2021)
Крайне болезненный и безысходный альбом, к которому боишься возвращаться - настолько сильное он оказывает воздействие. Один из самых сильных и честных рок-альбомов 20-х.
19 Золотые зубы, Post-hardcore (2024)
Безжалостный по отношению к самому себе манифест бессилия, лузерства и бумерства, и в то же время великая русская поэзия в оболочке аутсайдерского эмо-рэпа.
18 Lucidvox, That’s What Remained (2023)
Это не стена звука, эта буквально покрывающая все вокруг лава звука с дымом и пеплом. Слушая эти искрящиеся электричеством песни, так и представляешь себя находящимся в эпицентре извержения вулкана.
Представьте, что получилось бы, если главным источником вдохновения A. G. Cook с собравшейся вокруг PC Music командой были группа "Демо", певица Света и Ветлицкая. Впрочем, не утруждайте себя - дуэт Zarya все сделал за вас.
16 Flaty, Intuitive Word (2023)
Сюрреалистический эмбиент небесной красоты, способный разбить вам сердце - от давнего соратника Kedr Livanskiy.
15 Kedr Livanskiy, Liminal Soul (2021)
Корни этих песен про пустоту и близость божественного, свободу и одиночество как осознанный выбор - в “попсе” рубежа 90-х и нулевых годов, и ставшие родными вокальные интонации Сергея Жукова на "Liminal Soul" распознаются на раз. "Попса" в мире Кедриной - не что иное, как новая фолк-традиция, которая подкреплена тут брейкбитом, трансом и нью-эйджем.
14 мс улыбочка, Гламур&паркур (2023)
О прощании с детством и взрослении МС Улыбочка поет так, словно до нее никто не пел на эти темы. В своих небанальных и неправильных поп-песнях с передовым звуком ей удалось сохранить (или крайне убедительно симулировать) непосредственность и то ощущение свободы, свойственную ребенку.
13 Хадн дадн, Ностальгия (2020)
"Хадн Дадн" на "Ностальгии" доводят свой стиль до совершенства, помещая фолк-мелодику в недружелюбную среду современной индитроники. Коллектив Вари Краминовой выстраивают из локальных мемов и архетипов сюрреалистический мир зазеркальной России, состоящий из маршруток, киосков Роспечати, ветренных Карин и спивающихся скуфов-скейтеров.
12 Yerkatt, Праздник ожидания праздника (2024)
Утешительный голос Yerkatt, детский хор, многослойные тексты, мелодии, одновременно вдохновленные американским соулом и советской эстрадой (или же музыкой из советских мультиков) - дебютник Yerkatt на самом деле звучит как праздник, пусть и довольно грустный, зато яркий и трогательный.
11 Синекдоха Монток, ACUME (2023)
Поэтичные тексты песен “Acume” про русскую жизнь иррациональны и абстрактны, но понятны на каком-то интуитивном уровне каждому человеку, выросшему в России. Синекдоха Монток постоянно сталкивает лбами “высокое” и “низкое”, традицию и метамодерн - "Acume" весь построен на подобных контрастах, сшибающих слушателя с толку и усиливающих эффект от и без того прекрасных песен.
Идеальные инди-поп хиты с переливающимся синтезаторами, которые вскрывают тебе сердце ножом и одновременно накладывают швы, утешая и помогая сохранить ментальное здоровье в изменчивом мире.
9 Mnogoznaal, Клуб без танцев (2023)
"Клуб без танцев" работает как анестезия - своим северным холодом он замораживает боль. Mnogoznaal записал свой самый мрачный, зловещий и одновременно масштабный альбом, в котором рэпер, в отличие от большинства коллег, не игнорирует реальность, при этом соблюдает необходимую дистанцию.
8 СОЮЗ, Force of the Wind (2022)
Песни "СОЮЗа" безупречны в плане такой отмененной (по делу) в современном мире категории, как музыкальный вкус. “Force of the Wind” на первый взгляд может показаться богато аранжированной безделушкой, вдохновленной бразильскими делами 50-летней давности, но важно сохранить терпение и вслушаться в тексты, воспевающие мимолетность и хрупкость момента, чтобы навсегда влюбиться в "Force of the Wind".
7 Kate NV, Room for the Moon (2020)
Kate NV поет о памяти и механизмах ее работы, делая это лаконично и точно. Запись оказалась особенно ко двору в 2020 году со всеобщей неуверенностью в завтрашнем дне в связи с начавшейся пандемией COVID-19. При этом “Room for the Moon” можно интерпретировать еще и как довольно пронзительное высказывание о пресловутом кризисе среднего возраста, о тех самых “бумерах”, дезориентированных в современности с ее постоянно меняющимися правилами игры.
6 Cream Soda, Internet Friends (2023)
Печальные, трогательные и человечные гиперпоп-песни про любовь к дому, родным людям и вечеринкам, которые вполне можно разбирать на цитаты, как и раньше. "Internet Friends" - именно что про танцы сквозь слезы, даже если вынести за скобки контекст выхода альбома сразу после трагической смерти одного из основателей Cream Soda Димы Новы.
5 Хадн дадн, Поцелуйчик солнышка (2024)
Русский урбанистический фолк, каким он и должен быть в 2024 году - просвещенным, учитывающим все современные технологии и контекст. На альбоме много сказок о потерянном времени, повествующих о прощании с прошлым - будь то любовь, молодость или жизнь. Вечным в мире "Хадн Дадн" оказывается лишь небо над третьим транспортным кольцом в Москве.
На «Хошхоног» Хаски превращается в ерника-нигилиста и последователя великой екатеринбургской группы «4 Позиции Бруно». Хаски тут будто специально нарывается на неприятности, не оставляя от мира камня на камне и издеваясь над святынями — в том числе и над русской смертью как таковой, словно пытаясь зачаровать ее.
3 Сёстры, Все твои желания (2023)
Интимная R&B-опера, спетая вам на ухо доверительным полушепотом. В этих пронзительных песнях каждый может увидеть, что хочет, спроецировав их хоть на драмы в личной жизни, хоть на пошатнувшийся мировой порядок.
Российская хонтологическая поп-музыка, явившаяся во сне из глубин коллективного бессознательного. Через все песни "Тальника" сквозит какое-то ощущение растерянности и бесприютности. Это тоска по будущему, которое так и не наступило - "утраченному будущему" согласно Марку Фишеру. Пожалуй, в России никто, кроме "Тальника", так и не смог выразить эту тоску в музыке столь достоверно.
1 Mujuice, Melancholium (2021)
Самый изощренный и плотный в плане звука альбом Муджуса. Кроме того, это самое точное и пронзительное посвящение Москве в музыке 21 века (как минимум). Роман и раньше подходил к текстам примерно так же, как к битам хип-хоп продюсер, создающий свои инструменталы из семплов, которые в другом контексте начинают звучать по-новому. На "Melancholium" Литвинов отточил свое мастерство до новых высот, конструируя коллажи из якобы случайных фраз, которые каждый волен интерпретировать по-своему.