Найти тему
Секретные Материалы 20 века

Матиас Руст не был первым

Оглавление
Матиас Руст на Красной площади после посадки
Матиас Руст на Красной площади после посадки
Матиас Руст, преодолевший в 1987 году на спортивном самолете «Сессна-172» советские пограничные заставы и территории трех округов ПВО, а затем совершивший посадку на Красной площади, моментально стал своего рода знаменитостью. Воздушный хулиган прославился тем, что стал первым в истории Советского государства человеком, успешно пересекшим воздушную границу СССР. Однако мало кто знает, что лавры «первоперелетчика» почти за пятьдесят лет до Руста справедливо стяжал англичанин Брайан Монтегю Гровер.

Встреча и разлука

В начале 30-х годов Брайан Гровер, английский инженер-нефтяник, впервые прибыл в СССР. В его кармане лежал трехлетний контракт на работу на неф­тяных месторождениях в качестве «специалиста по бурению». Его направили на работу в Грозный, где он довольно быстро познакомился с местной девушкой. Лена сносно говорила по-английски (большая редкость для того времени) и проявила желание совершенствовать свои познания в этом языке, а Брайан, в свою очередь, стал брать у нее уроки русского. Как водится в таких случаях, молодые люди полюбили друг друга, мало того – они решили пожениться. Однако отец Лены, благонамеренный советский служащий, и с нетерпением ожидавшая любимого сына в туманном Альбионе миссис Гровер отнеслись к этому отрицательно. А тут еще подошел к концу срок контракта, и влюбленный Брайан был вынужден вернуться в родную Великобританию один, пообещав обязательно вернуться.

Казалось, что их бурный роман закончен. Но четырехлетняя разлука не охладила чувств влюбленных. Хотя их переписка, вначале весьма интенсивная, почти прекратилась, а хлопоты по оформлению виз постоянно затруднялись и стали почти непреодолимым препятствием. И дело было не только в отсутствии родительских благословений. Менялась международная обстановка. Советский Союз все больше отгораживался от всего мира «железным занавесом», а поиски «врагов народа» и растущая шпиономания делали очень небезопасными любые контакты с иностранцами. Положение влюбленных казалось безвыходным.

Безумие любви

И тогда английский Ромео решил идти к заветной цели другим путем. Гровер поступил в аэроклуб, где всего за несколько месяцев овладел техникой пилотирования. Там же он купил легкий спортивный самолет DH-60 Gipsy Moth. И по примеру Эми Джонсон, совершившей в 1930 году на DH-60 перелет из Великобритании в Австралию, Брайан решил отправиться на нем в СССР за любимой – ведь Москва намного ближе!

Чета Гроверов в Великобритании
Чета Гроверов в Великобритании

На рассвете 3 ноября 1938 года Брайан тронулся в путь. Он взлетел с аэродрома Броксборн и, приземлясь через определенное время для дозаправки, повел свой двухместный самолетик по маршруту Амстердам – Бремен – Гамбург – Стокгольм прямо на Москву. Как и Руст, Гровер пересек советскую госграницу абсолютно беспрепятственно. Можно себе представить, как нагорело потом «сталинским соколам», прошляпившим буржуинского «Мотылька Джипси» (так назывался самолет-нарушитель)! Тогда слетело немало голов…

На советской земле

Но на одном энтузиазме далеко не улетишь: запаса горючего хватило лишь до Калининской области. Топливный бак был пуст и винт уже остановился, когда Гроверу удалось прорваться сквозь пелену облаков и благополучно спланировать на вспаханное поле. Как оказалось, он приземлился на колхозное поле, между деревнями Глухово и Погорелово, не долетев до столицы нашей Родины всего 150 километров.

Брайан выбрался из кабины, одарил ошарашенных колхозников широкой улыбкой и сказал на ломаном русском языке: «О, здравствуйте! Я прилетел к вам из Лондона за мой русский невеста». Бдительные труженики полей с недоверием восприняли слова «воздушного жениха» и, подталкивая вилами и граблями, быстренько препроводили в сельсовет. Оттуда сообщили куда следует. Быстро прибывшие в деревню сотрудники НКВД без разговоров затолкали оторопевшего Гровера в «воронок» и увезли, не забыв выставить охрану у самолета – так начались его первые шаги по советской земле.

Разбор полетов

На следующий день арестованного Гровера доставили в Москву, где сразу начались допросы. Следователю НКВД Брайан без утайки рассказал все, подчеркнув при этом, что прекрасно осведомлен о правовой ответственности за несанкционированный перелет, поскольку еще в Лондоне консультировался по этому вопросу у юриста. Но это в Лондоне – правовая ответственность, а в Москве – уголовная!

Через несколько дней была проведена очная ставка Гровера с гражданкой СССР Еленой Петровной Гролиус. Забыв о тюремных решетках, следователе, охранниках и понятых, молодые люди бросились друг к другу. Слезы радости, счастливый смех и поцелуи – все это лучше всяких слов подтверждало правдивость показаний воздушного Ромео. Но закон – есть закон, особенно советский, и вскоре Гровер предстал перед судом.

Перед приговором

Какое же наказание сулило Брайану тогдашнее советское законодательство? Статья 59, часть 3, пункт «д», гласила: 10 лет лагерей строгого режима. Коротко и ясно, в то время как советские и зарубежные газеты пестрели заголовками: «На крыльях любви», «Даже небо дрогнуло перед любовью», «Любовь англичанина способна на чудеса», «Самое романтическое дело ХХ века»…

Брайан Гровер и Елена
Брайан Гровер и Елена

31 декабря 1938 года. Зал заседаний Московского городского суда, где должно было рассматриваться дело по обвинению Брайана Монтегю Гровера, был переполнен. Присутствовали представители дипломатического корпуса, советские и иностранные журналисты и просто любопытные. Заслушаны показания свидетелей, государственного обвинителя и общественного защитника. И вот наконец подсудимому предо­ставили последнее слово.

«Я хочу говорить по-русски, хотя имей переводчик, – сказал Гровер, – хочу потому, что полюбил ваш страна, ваш народ, полюбил мой Елена… Я несколько год прожил в Россия, работал вместе с русскими, вместе с русскими отдыхал. В океан вашего огромного труда есть и мой капля. Я считаю для себя честь породниться с ваш народ. Я закончил, господин судья».

После этого был объявлен приговор, и Гровера признали виновным. Зал затаил дыхание – сколько лет ему дадут?

Happy end

«…Однако суд, – продолжил свою речь председательствующий, – не может пройти мимо мотивов, по которым подсудимый совершил преступление. Суд считает установленным, что подсудимый искренне и горячо полюбил советскую женщину, ответившую ему взаимностью. Их чувство выдержало испытание временем и разлукой и поэтому заслуживает уважения. Это чувство и явилось причиной, по которой подсудимый прилетел в СССР. Поэтому, руководствуясь статьей 51 УК РСФСР, суд приговаривает Брайана Монтегю Гровера к одному месяцу тюремного заключения, с заменой его штрафом в размере полутора тысяч рублей».

Присутствующие встретили приговор аплодисментами. Узнав о благополучном завершении «Дела Гровера» из сообщений по радио и вечерних выпусков газет, ликовали англичане. Уплата штрафа, бракосочетание и оформление выездных виз заняли совсем мало времени. Сразу после Новогоднего праздника супруги Гровер навсегда уехали в Великобританию, где прожили долгую и счастливую жизнь…

Необычный приговор

Несомненно, сталинское правосудие проявило в данном случае абсолютно не свойственную ему гуманность. Большинство считало, что якобы сказались необычность этого окутанного романтическим ореолом поступка и то, что «воздушный жених» был подданным Великобритании. Но ларчик просто открывался…

Советские колхозники осматривают самолет Гровера
Советские колхозники осматривают самолет Гровера

На самом деле, главную роль в фактическом оправдании Гровера сыграло совсем другое обстоятельство. «Хеппи энд» этого уголовного дела должен был наглядно доказать усиленно пропагандируемую Вышинским и его подручными легенду о гуманности советского правосудия, вера в которую на Западе была изрядно подорвана в связи с массовыми репрессиями в СССР.

Что же касается Руста и других незваных воздушных гостей, то там в силу вступали совсем другие законы.

Сбитые воздушные нарушители

Первый малоизвестный инцидент произошел в 1953 году. Наши истребители в районе острова Аскольд сбили американский бомбардировщик В-50, вторгшийся в воздушное пространство СССР. Во время боя наш истребитель был поврежден, а экипаж В-50 в составе 10 человек погиб.

В мае 1960 года в районе Свердловска был уничтожен американский разведывательный самолет U-2. Недосягаемый для самолетов-истребителей, он на протяжении четырех часов продолжал полет над нашей территорией. Его удалось сбить только ракетой С-75, да и то со второй попытки. Первой ракетой был сбит наш истребитель. Показательным судом американ­ский пилот U-2 Гарри Пауэрс был осужден на 10 лет тюрьмы, но впоследствии обменян на советского разведчика Абеля. Вернувшись в Америку, Пауэрс был награжден и долгое время служил инспектором ВВС, пока не погиб в авиакатастрофе.

Затем случился залет в воздушное пространство СССР в 1978 году самолета Вoeing-707 южнокорейской авиакомпании KAL, следовавшего по маршруту Париж – Анкоридж, но оказавшегося под Мурманском. Он, как известно, также пролетал над важнейшими военными объектами страны и игнорировал сигналы истребителей-перехватчиков. В результате Вoeing-707 был обстрелян и совершил аварийную посадку на лед замерзшего озера. Человеческих жертв не было.

Предыстория позора

В конце марта 1983 года авианосное ударное соединение ВМФ США в составе двух авианосцев и нескольких кораблей охранения стало выдвигаться из центральной части Тихого океана к Курильским островам. Американцы сопровождали плавание отработкой различных эпизодов применения боевого оружия с использованием палубной авиации, в том числе и маршрутными полетами в направлении Курил. Когда удаление авианосцев от Курильских островов стало меньше радиуса действия палубных самолетов, они с 6 по 9 апреля систематически нарушали наше воздушное пространство. И воспрепятствовать этому было никак нельзя: наш единственный аэродром на Итурупе в эти дни был закрыт плотным туманом с видимостью менее 100 метров.

Не было летчика-истребителя, у которого не чесались руки проучить наглецов. Но туман надежно защищал американцев. Когда он рассеялся – американцы ушли. А вместо них из Москвы прилетела комиссия. Сердитые генералы ВВС, большинство из которых поднимались в воздух только в качестве пассажиров, устроили грандиозный разнос.

Венцом его стал грозный приказ министра обороны, в котором многим должностным лицам были объявлены взыскания за пассивность. Случай проявить активность им представился в сентябре.

Трагедия рейса 007

И вновь, 1 сентября 1983 года, самолет южнокорейской авиакомпании KAL Вoeing-747 отклонился от маршрута Анкоридж – Сеул и залетел в воздушное пространство СССР. В воздух немедленно была поднята пара истребителей-перехватчиков Су-15. Они подошли довольно близко к самолету-нарушителю, пытались выйти на связь с его экипажем, были даны, если верить официальным материалам, четыре предупредительные очереди трассирующими снарядами. И никакой реакции. Тогда пилот истребителя пустил ракету и сбил нарушителя в районе острова Монерон. Хотя погибло 269 человек, летчик четко выполнил боевой приказ и был удостоен благодарности командования.

Вряд ли пассажирский лайнер представлял серьезную угрозу безопасности нашей страны. Единственное, что он мог обнаружить, так это новые частоты, на которые в очередной раз, по плану, переводились локаторы противовоздушной обороны. Нужно ли было уничтожать его? Вряд ли. Просто пассажиры и экипаж южнокорей­ского самолета стали заложниками амбиций наших военных.

KAL Вoeing-747
KAL Вoeing-747

Правительственные круги и Министерство обороны никак не ожидали, что уничтожение нарушителя вызовет такой сильный международный резонанс. Пришлось всячески оправдываться, выдвигая самые фантастические версии и предположения, запутывая работу международных комиссий. Поэтому вместо объективной информации должностные лица, расследовавшие инцидент, вешали советским гражданам примитивную «лапшу», изготовленную разного рода «специалистами»…

Здесь просто необходимо отметить то обстоятельство, что японские, американские и даже французские военные негласно были солидарны с нашими – ведь они также попадают в подобные ситуации.

Воздушный хулиган

Хотя после трагического инцидента 1 сентября 1983 года многие получили поощрения (только позднее маршала Огаркова сделали официальным «козлом отпущения»), военным было рекомендовано поумерить пыл. И вот к чему это привело.

Всего четыре года спустя, 29 апреля 1987 года, над Красной площадью появляется легкомоторный самолет. Он низко пролетает над мавзолеем и совершает посадку на Васильевском спуске. К нему неторопливо начинают собираться любопытные зрители, полагая, что это заранее запланированная акция, что сейчас подъедут тележурналисты или киношники. И тут выясняется, что самолет-то немецкий! Так на Красной площади приземлился Матиас Руст – воздушный хулиган из Германии.

Разразился жуткий скандал: как наша доблестная ПВО могла проморгать немецкого нарушителя? А никак.

Открытое заседание судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР по делу гражданина Германии Матиаса Руста, 19-летнего летчика-любителя, обвиняемого в нарушении правил международных полетов и злостном хулиганстве.
Открытое заседание судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР по делу гражданина Германии Матиаса Руста, 19-летнего летчика-любителя, обвиняемого в нарушении правил международных полетов и злостном хулиганстве.

Этот маленький самолет Cessna-172 с размахом крыльев 11 метров и длиной 8 метров был своевременно обнаружен простым сержантом – оператором радиолокационной станции еще при пересечении северо-западной границы! Как принято в таких случаях, информация о нарушении границы была передана в «Яму» (так в войсках ПВО называют главный командный пункт в Тайцах) дежурившему там оперативному дежурному. По сигналу тревоги была поднята пара истребителей-перехватчиков Су-15, которые понеслись навстречу самолету-нарушителю. Они подтвердили данные оператора РЛС, но подать какие-либо сигналы типа «следуй за мной» миганием бортовых огней или покачиванием с крыла на крыло не могли. Уж слишком несоизмерима была скорость самолетов: 1200 км/час у Су-15 против 190 км/час у Cessna-172. Они могли запросто сбить его струей мощного реактивного двигателя, не прибегая к оружию, но команды не поступало. А Руст тем временем неторопливо летел в глубь нашей территории. Через 18 минут полета его проводка была передана Московскому округу.

Телефоны раскалились добела, но решения об уничтожении самолета-нарушителя никто не хотел принимать лично, помня рекомендации правительства. Пока шли согласования, Руст благополучно прошмыгнул три пояса противоракетной обороны вокруг столицы и приземлился в центре Москвы.

За свои действия воздушный хулиган Руст получил всего 4 года, но уже через 14 месяцев был отпущен в Германию. Гораздо строже обошлись с военнослужащими ПВО. Многие получили взыскания, а несколько человек были сняты с должностей и моментально отправлены на пенсию. Единственным светлым пятном в этой истории стало принятие на вооружение авиации ПВО… вертолетов, которые могли бы успешно бороться с тихоходными воздушными целями.

Казалось, что скандал вокруг Матиаса Руста утих и его имя навсегда забыто, как вдруг 16 апреля 2001 года Руст вынырнул вновь: был задержан германской полицией за кражу свитера. Не только воздушный хулиган, но еще и вор – снова за решетку.

Евгений Иванов