Летописная легенда о призвании варягов до сих пор незыблема. Следовательно, отправной точкой государственности на Руси по сей день считается прибытие в городок Ладога некоего варяга Рюрика с ватагой бойцов-воинов и собственным семейством. Центральной фигурой этого события был Рюрик, то ли природный князь, то ли вожак организованной преступной группы неприкаянных вооружённых бродяг. Согласно известной (но не имеющей место быть в подлиннике) летописи «Повесть временных лет», он пришел к славянам, по их приглашению, чтобы мирить их меж собой и править справедливо.
«…И пришли к славянам, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белом озере. А третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля". Так процитировал, запись летописца (монаха Нестора) литератор и любитель истории начала XIX века Н. М. Карамзин "Повесть временных лет". В Лаврентьевской летописи сообщается о том, что Синеус и Трувор погибли, или умерли до 864 года и князь Рюрик стал единоличным правителем в основанном им, в тот же год Новгороде.
Сведения о мифических братьях Рюрика Синеусе и Труворе крайне скудны, а версия о том, что их не было вообще, имеет серьезные основания. Приблизительно, слова «синеус» и «трувор» на старошведском имеют значение в переводе: «Синеус» sine hus — «свой род», а «Трувор» — thru varing, или «верная дружина». Гипотетически возможно ошибочное прочтение и толкование летописной записи. Такое мнение поддерживал Борис Рыбаков советский и российский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, но современные филологи утверждают, что данная гипотеза ошибочна. Ну да, ну да...
Нельзя умолчать о бросающейся в глаза аналогии с легендой об основании Рима: Флотилия Рюрика вошла в устье Волхова из Ладожского озера, приблизительно так же как, за полтора тысячелетия до того, легендарный скиталец из Трои Эней со своими спутниками вошёл в устье реки Тибр. Легенды порождают довольно устойчивые взаимосвязи: «Два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти» монах Филофей (1524 г.).
Так был ли исторический Рюрик в реальности? Скорее всего, был! Помимо «Повести временных лет» о загадочном князе «Рёрике» – основателе древнерусского государства и о народе «русь» упоминается в Бертинских анналах (830-882 гг.). С некоторыми оговорками это можно принять, как подтверждение летописного сочинения монаха Нестора, норманнскую и западнославянскую версии происхождения нашего героя . Ну, еще Лаврентьевская, Никоновская и Иоакимовская летописи добавляют предпосылки к суждению о том, что такая персона в начале Российской истории реально существовала… Наверняка.