Эту статью я пишу, основываясь исключительно на личном опыте и попытаюсь человеческим, а не научным языком рассказать нашу историю. Моя супруга Татьяна практически всю свою жизнь страдает от панического страха перед перелетами. А так как мы всегда путешествуем вместе, то и знаком я с этой фобией не понаслышке. Для описания такого панического состояния обычно используется термин аэрофобия, хотя если копнуть чуть глубже, то правильное определение - это боязнь перелетов на любом воздушном средстве. И верно называть подобный страх перед перелетами на самолетах авиафобией. Но в статье буду использовать привычный для всех термин. Согласно последним ислледованиям, примерно треть людей страдают аэрофобией. 21% боится летать, но все равно это делают, а 11% признались, что их фобия настолько сильна, что они всегда выбирают другой транспорт вместо самолета.
У меня самого нет аэрофобии, зато есть акрофобия (боязнь высоты), которая настигла меня в возрасте около 40 лет. Это вдвойне странно, так как в прошлом я мастер спорта по акробатике и никакая высота меня априори пугать не может, но тем не менее это факт, и теперь я знаю, что такое дрожь в коленках, с которой ты справиться никак не можешь. Поэтому понимание того, насколько может быть подобный страх "пугающим", у меня тоже есть. Я решил просто поделиться своим вынужденно накопленным опытом и эта история прежде всего про то, как нам удалось в итоге найти способ совершать наши путешествия по миру даже с патологическим страхом. Я очень надеюсь, что моя статья поможет людям, боящимся перелётов, извлечь полезную составляющую и они также смогут познавать вселенную, не ограничивая себя в идеях для путешествий.
Примечательно, что аэрофобия в случае с супругой, появилась в сознательном возрасте. Мы прекрасно путешествовали вместе и не было даже малейшего намёка на какой-то страх перед перелетами. Я хорошо помню время, когда супруга рассказывала нашим друзьям, что её удивляет, когда кто-то боится летать. Но печальная история началась лет двадцать назад, на перелете из Антальи в Москву на борту авиакомпании "Сибирь" (ныне S7). С нами рядом проходил какой-то ужаснейший шторм, небо окрасилось в иссиня-черный цвет, периодически озаряясь мощнейшими вспышками молний, а самолет трясло так, что тележки с бортовым питанием начали кататься по салону.
Командир громогласно объявил, что мы попали в зону турбулентности и стандартной фразой попросил всех занять свои места и пристегнуться. Но это была не рядовая турбулентность. Я честно думал, что самолет сейчас должен просто развалиться на куски. Но больше всего в тот момент удивило поведение стюардесс на борту, именно это и стало тем самым триггером, который привёл к приобретенной аэрофобии. Вместо того, чтобы помогать пассажирам и успокаивать их, объясняя, что всё нормально и ничего страшного вообще не случилось, стюардессы сами попрятались по немногочисленным углам самолета и с ужасом наблюдали за происходящим. Тут я точно понял, что нам каюк и настало время вспомнить все самые лучшие моменты твоей недолгой жизни. Но каким-то чудеснейшим образом, катастрофы нам удалось избежать, хотя происходил весь этот коллапс на борту достаточно продолжительное время, точно более двадцати минут. И для моей супруги случившееся стало таким мощным воздействием на психику, что с того момента нам пришлось отменить все свои перелеты на долгое время. Можно погрузиться в теорию и подробно описывать состояние аэрофоба перед перелетом, но искренне считаю, что нельзя это сделать лучше Мэг Райан, которая гениально и всего за пару минут полностью раскрыла такую тревожность в фильме "Французский Поцелуй" 1995-го года. К сожалению, не могу выложить сам отрывок по причине строгого соблюдения Дзеном авторских прав, но фильм собственно и начинается с нужного момента. Просто посмотрите первые 5 минут этого шедевра и вы сразу поймете весь "животный" страх аэрофоба.
За годы жизни я встречал весьма "специфичные" проявления аэрофобии у своих знакомых. Например, один из моих друзей летал исключительно днём и выбирал место только около иллюминатора, "контролируя" таким образом спокойствие атмосферы, а скорее стратосферы за бортом. Со стороны это всё смешно конечно, но вот моему другу было совсем не до смеха. Его трясло постоянно, и за пару дней до рейса, и в процессе самого перелета. Забавно, но таким странным способом ему удалось долететь даже до Бразилии. Более того, он совершил еще и внутренний перелет из Рио в Манаус, а затем отправился в круиз по Амазонке. То есть по Амазонке плавать ему не страшно, а летает при этом он с диким ужасом. Вот такой парадокс.
А второй случай я к классической аэрофобии отнести не могу. Как-то раз я познакомился по работе с летчиками, большинство из которых работали инструкторами в авиационном учебном центре, где проходили подготовку пилоты малой авиации. Среди инструкторов были настоящие асы с боевыми наградами. И один из таких уважаемых пилотов, в своё время перешедший из гражданской авиации в малую, оказался по совместительству еще и очень хорошим рассказчиком. В частности, он поведал занимательную историю о получении им специального разрешения в США, чтобы наблюдать с борта пилотируемого им самолета запуск космического корабля с мыса Канаверал. И у него это получилось! Но история совсем про другое. Я поинтересовался у него, а как он сам летает в качестве пассажира? И ответ меня просто сразил наповал. Оказывается, во время рейса, этот беспокойный пассажир постоянно вызывал стюардесс и просил передать пилоту, что тот делает неправильно и на какие нюансы ему следует обратить самое пристальное внимание. И справиться с собой тот пассажир не мог, а только раздражал своими замечаниями командира корабля. А на самом деле ему было просто страшно, потому что не имел возможности повлиять на правильное управление судном. Впоследствии, герой этой истории, приходил на посадку уже под очень "сильной мухой" и только в таком затуманенном состоянии мог находиться в качестве пассажира. Значит и пилотов не щадит аэрофобия.
Моя вторая половина не была готова к перелетам от слова совсем. Её просто начинало трясти от одного упоминания о воздушном судне. И примерно в течение пяти последующих лет мы путешествовали, добираясь до мест назначения поездом. В тот "железнодорожный" период нам удалось посетить большинство близлежащих балтийских и скандинавских стран - Латвию, Эстонию, Финляндию. В Швецию смогли попасть с помощью парома из Хельсинки и далее опять же поездом в Данию. Польша и Чехия также не остались без нашего внимания.
Супруга находилась в комфортном психологическом состоянии, железнодорожные составы её абсолютно не пугали и мы наслаждались нашими поездками. Но меня то тянуло всегда в дальние страны, на тропические острова, к теплому океану. И так хотелось отправиться вместе в такое экзотическое путешествие.
И тут мой коллега рассказывает историю про психолога, которая обладает "волшебными" экстрасенсорными способностями и даже оказывает периодически консультации нашим доблестным "органам". Меня эта тема заинтересовала, так как и выбора то уже особенного не было. Мы взвесили все за и против и решили броситься в омут неизвестности за пределами человеческого сознания. Я слабо верил в то, что этот курс занятий поможет изменить ситуацию с боязнью перелетов, но мы хватались уже за любую соломинку. Интересно, что никогда более Татьяна к психологу не обращалась, и те сеансы были исключением из привычного образа жизни.
Терапия включала в себя десять занятий, которые по сути ничем не отличались от обычных сеансов с психологом, которые я наблюдал в художественных фильмах. Говорили про детство, семью, будущее и так далее. Ничего необычного. Аэрофобии было посвящено всего лишь 15 минут заключительного занятия. Психолог с экстра-способностями поведала Татьяне, что она может не бояться летать, так как концовка её жизни, которую она способна увидеть, никак не связана с авиакатастрофой. Поэтому этим страхом она может просто пренебречь и не тратить на него свои нервы. Я не могу определить, психотерапевту действительно такое видение пришло или просто с потолка было взято? Меня интересовал другой вопрос: помогла ли эта терапия победить аэрофобию? Ну конечно же нет, чудес не бывает. Но самый главный шаг навстречу преодолению был сделан. Супруга согласилась совершить непродолжительный тестовый перелет в Грецию. И это не стало прямым следствием терапии, это было из серии "проверить на практике полученные знания".
Татьяна периодически напоминала мне о том, что эксперимент может закончиться полным провалом. Что нужно учитывать тот факт, что возможно она никуда вообще не полетит и будет ориентироваться по своему состоянию перед посадкой на борт. На семейном совете было принято решение о применении "расслабляющего" в виде алкоголя. Нам пришлось взять с собой в Дьюти Фри бутылочку крепкого и нарушая все правила авиаперевозок, пронести её на борт в качестве успокаивающего средства. Перелет прошел достаточно спокойно, супруга с ужасом в глазах мужественно перенесла эти долгие 4 часа в воздухе. К моменту приземления она уже не так стойко держалась на ногах, но тем не менее эксперимент прошел без эксцессов. На своем опыте сразу хочу дать дополнительные пояснения про алкоголь и его влияние на психологическое состояние пассажира. Употребление спиртного никак не поможет вам справиться с боязнью летать. Это всего лишь придаст некоторую расслабленность на ограниченное время и её пик в идеале должен приходиться на момент взлета воздушного судна, который максимально и пугает аэрофобов. Пара бокалов игристого перед посадкой является разумным выбором пассажира, страдающего страхом перед перелетами.
Но я то всё грезил экзотическими странами, а не европейскими направлениями. Стал изучать самые безопасные авиакомпании мира. И список от AirlineRatings стал моей настольной книгой. Я уже знал все значимые инциденты в авиаотрасли, их процент на общее количество перелетов у конкретного перевозчика и так далее. Мы совместно принимали решение, какой авиакомпании готовы доверить наш первый дальний перелет. И в какой-то момент я убедил супругу отправиться на Бали рейсом Singapore Airlines. Для меня до сих пор эта авиакомпания остается символом высочайших стандартов и образцового обслуживания. И наш перелет прошел более, чем хорошо. Никаких осложнений в перелете у супруги не наблюдалось. В результате она поняла, что лететь долго даже проще, чем рейсы с коротким промежутком между взлетом и посадкой. Именно это и стало поворотным моментом, когда наконец-то мы стали использовать не только карту Европы для планирования наших будущих путешествий. С той поры нам удалось побывать в самых отдаленных точках нашей планеты - Австралии, Японии, Бразилии и Аргентине. Ключевым вопросом оставались всегда только надежность и абсолютное доверие к авиакомпании, которой мы совершаем перелет.
Ну и что же в итоге? Можно ли справиться с аэрофобией? На мой взгляд, подавить в себе этот неконтролируемый страх полностью невозможно. Супруга при каждом перелете пытается "ломать" мне руку на взлете и посадке, так как эти моменты продолжают оставатья максимально некомфортными для неё. Но жить и даже путешествовать с таким страхом возможно при "правильной" подготовке своего путешествия, рациональному выбору авиакомпаний по критерию безопасности, а также употреблению разумного количества "расслабляющего" перед посадкой.
Написал эту статью и вдруг вспомнил, что забыл упомянуть об одной неожиданной метаморфозе, произошедшей с нашей близкой подругой. У нее аэрофобия проявлялась только в отношении дальних перелетов, на которые она была категорически не согласна. Максимальная продолжительность полета, которую она могла выдержать, составляла 5 часов, и поэтому Испания стала для неё самой отдаленной точкой, которую посетила в своей жизни. Наша подруга даже просила нас взять с собой её мужа в путешествия, потому что ему хочется посмотреть мир, но они не могут полететь вместе из-за её страха перед дальним перелетом. Но случилось невероятное. Буквально пару месяцев назад наша подруга торжественно объявила, что по каким-то неведомым причинам, её аэрофобия исчезла безвозвратно и теперь она абсолютно готова к дальним перелетам. Уже купила билеты в Таиланд и зимой собирается отправиться в свое первое путешествие в Юго-Восточную Азию. Это скорее исключение из правил, а в моей жизни вообще единственный случай, когда подобное произошло с человеком, панически боявшимся перелетов в прошлом. Но по-крайней мере, такие позитивные метаморфозы оставляют надежду, что это может произойти и с вами, чего я искренне желаю!
Спасибо и удачных вам путешествий!