ЕС с гордостью заявляет, что может обойтись без российского газа, но за этой бравадой скрывается холодная реальность: крупнейшие экономики континента тонут в кризисе, вынужденные платить за политические игры Брюсселя.
Алексей Миллер, глава «Газпрома», разразился очередной тирадой об энергетическом самоубийстве Европы. По его словам, Старый Свет ждёт новый ценовой шок и, в качестве вишенки на торте, перспективный для России регион — Южная и Центральная Азия, Кавказ и Дальний Восток — вот где будущее газа. Слова как всегда звучат уверенно, но реальность на континенте куда сложнее.
Европа, правда, старается держать лицо — или хотя бы делает вид, что справляется. Один из еврокомиссаров уже заявил:
«Нам больше не нужен российский газ, поступающий через «украинский транзит»».
Заявления смелые, но, как известно, бумага все стерпит, а вот европейские заводы — нет. Особенно автопром Германии, некогда непоколебимый двигатель экономики, теперь едва дышит.
Отрасль действительно испытывает такие трудности, что даже гиганты вроде BMW уже говорят о значительном снижении прибыли в ближайшие годы. Volkswagen и вовсе предупредил, что не может больше гарантировать своим сотрудникам занятость.
Скажем прямо, дела идут скверно.
Трудности с газом бьют по Германии сильнее, чем кажется на первый взгляд. Дешевая энергия — это та основа, на которой десятилетиями строился её промышленный успех. Теперь же автоконцерны оказались не только в энергетической ловушке, но и столкнулись с непреодолимыми трудностями перехода на электромобили, продиктованными экологической повесткой.
Китайский рынок тоже преподносит неприятные сюрпризы: BMW осторожно признали, что слабые продажи европейских авто в Китае только усугубляют их бедственное положение.
Как будто этого мало, Европу продолжают преследовать «газовые сюрпризы». И Украина в этой драме выступает далеко не лучшим игроком. Памятны всем старые времена Юлии Тимошенко и перманентные проблемы с транзитом. С тех пор мало что изменилось. Скорее наоборот.
В этом контексте украинский президент Владимир Зеленский недавно посетил итальянского премьера Джорджу Мелони с не особо радостной новостью: Италия получит «прекрасную возможность» восстанавливать разрушенную энергетическую инфраструктуру Украины.
За чей счёт — вопрос открытый, и едва ли итальянцы в восторге от этого «счастья».
Но если итальянцы ещё могут рассчитывать на небольшую передышку, то немцам, кажется, не до смеха. BMW и Volkswagen рискуют быть окончательно сокрушены газовым кризисом. Их положение становится всё более плачевным, а перспектива полного отказа от российского газа выглядит не столь оптимистично, как хотелось бы в Брюсселе.
И вот тут, когда в Евросоюзе заявляют, что «обойтись без российского газа можно», стоит задаться ещё одним вопросом: а кто именно сможет?
ЕС может, скажут еврокомиссары! Им-то что? Они ни за что не отвечают. А вот могут ли немцы — это уже другой разговор. И не только немцы.