Найти тему
7ДнейКино

Вселенная Гильермо дель Торо: мастеру атмосферы — 60 лет

Оглавление
Фото: Billy Bennight/AdMedia/globallookpress.com, кадры из фильмов. Коллаж: 7Дней.ru
Фото: Billy Bennight/AdMedia/globallookpress.com, кадры из фильмов. Коллаж: 7Дней.ru

Оскароносный мексиканский режиссер Гильермо дель Торо, прославившийся в жанрах ужасов, фэнтези и мистики, отметил 60-летие. По случаю юбилея постановщика вспоминаем его главные работы в полнометражном кино — от первых экспериментов с формой до всемирного признания.

«Хронос», 1993

Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма

Первый полнометражный фильм дель Торо — это необычная история о вампиризме. В центре сюжета – изобретатель, создающий магическое устройство, дарующее вечную жизнь. Однако за бессмертие приходится заплатить ужасную цену. Картина, несмотря на крайне ограниченный бюджет, получила признание критиков за оригинальность и визуальный стиль, выиграла несколько наград на международных кинофестивалях, включая Каннский, а о дель Торо сразу заговорили как о новой звезде фильмов ужасов

«Мутанты», 1997

Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма

Дебют дель Торо в Голливуде — научно-фантастический триллер об ученых, которые создают генетически модифицированных насекомых для борьбы с эпидемией, но монстры выходят из-под контроля. Несмотря на интересную концепцию и атмосферу, критики и зрители восприняли фильм сдержанно, отметив недостаток оригинальности. Картина оказалась коммерчески неудачной, и режиссер позднее открыто выражал недовольство вмешательством студии Miramax в процесс съемок.

«Хребет дьявола», 2001

Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма

Эта лента, действие которого разворачивается в Испании времен гражданской войны, сочетает историческую действительность с мистическим ужасом, что в дальнейшем станет едва ли не визитной карточкой режиссера. В центре сюжета — мальчик-сирота, который сталкивается с призраками в стенах своего убежища. «Хребет дьявола» был высоко оценен критиками за глубокую атмосферу и эмоциональный подтекст, укрепив репутацию дель Торо как мастера мрачных, но трогательных историй.

«Блэйд 2», 2002

Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма

Во втором «Бдэйде», супергеройском фильме о полувампире, борющемся со своими мутировавшими собратьями, дель Торо удачно внедрил в экшен элементы хоррора, получив массу восторженных откликов за визуальный стиль и боевые сцены. Сиквел оказался кассово успешным, собрав более 150 миллионов по всему миру, и, несмотря на не вполне типичную для постановщика жанровую принадлежность, укрепил позиции режиссера Голливуде.

«Хеллбой», 2004

Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма

Экранизация одноименного комикса о демоне, работающем на правительство США и борющемся с различными сверхъестественными угрозами, виртуозно сочетала в себе экшен, фэнтези и юмор. Хвалили фильм за стиль и чуткое следование оригинальному материалу, правда, кассовым хитом «Хеллбой» при этом не стал. Но его уникальная эстетика и проработанный мир сделали картину культовой среди фанатов.

«Лабиринт Фавна», 2006

Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма

Один из самых известных и высокооцененных фильмов дель Торо, действие которого происходит в послевоенной Испании, где маленькая девочка Офелия сталкивается с жестокостью реального мира и чудесами мистического лабиринта, в котором случайно оказывается. Фильм, исполненный в классическом литературном жанре магического реализма, был восторженно и критиками, и публикой. Визуальная мощь, эмоциональная глубина, аллегорические темы — благодаря всему этому «Лабиринт Фавна» стал международным хитом и получил три «Оскара».

«Хеллбой 2: Золотая армия», 2008

Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма

Продолжение истории Хеллбоя — на этот раз герой противостоит древнему эльфийскому принцу, который пытается вернуть власть над магическим миром. Получив положительные отзывы за визуальные эффекты и режиссуру, картина все же не оправдала прокатных ожиданий, выступив слабее, чем ожидалось, но все равно в два раза перебив 80-миллионный бюджет.

«Тихоокеанский рубеж», 2013

Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма

Неожиданно мастер мрачных сказок дель Торо выдал немножко Майкла Бэя и снял блокбастер о гигантских роботах, сражающихся с чудовищами из других измерений. Впечатляющих спецэффектов и эпичных сражений было в достатке, но вот сюжет только ленивый не раскритиковал за шаблонность. В прокате проект выступил более чем уверенно, но сам постановщик позже признал, что не вполне удовлетворен своей работой.

«Багровый пик», 2015

Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма

Готическая история о молодой женщине, которая попадает в старинный особняк, где начинают происходить жуткие события, предлагает зрителю мистическую и романтическую драму. Как это периодически случается с дель Торо, атмосферу и визуальную эстетику картины хвалили взахлеб, в то время как банальный сюжет и одномерных персонажей активно критиковали. Кроме того, кассово фильм оказался не вполне успешным, едва отбив бюджет, так что этот проект постановщика принято считать скорее неудачным.

«Форма воды», 2017

Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма

Фантастическая история любви между женщиной, работающей уборщицей в секретной военной лаборатории, и загадочным существом, там содержащимся. Картина, ознаменовавшая собой кульминацию творческого метода дель Торо, исследует темы одиночества, принятия и любви, а обрамляет это все мрачноватая, но очаровательная ретро-стилистика. Фильм получил четыре «Оскара», включая награды за лучший фильм и режиссуру, став настоящим триумфом постановщика.

«Аллея кошмаров», 2021

Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма

Вступив на территорию неонуарного триллера, дель Торо снял по роману Уильяма Линдсэя Грешама фильм о карнавальном мошеннике, сталкивающемся с роковыми последствиями своего обмана. Имея в своей основе интригующий сюжет, звездный каст (Брэдли Купер, Кейт Бланшетт, Уиллем Дефо, Руни Мара, Рон Перлман) и атмосферу «старого Голливуда», фильм хоть и получил четыре номинации на «Оскар» и персональную похвалу от Мартина Скорсезе, но в прокате провалился — во многом из-за избыточного хронометража в 150 минут и отсутствия однозначно положительных персонажей.

Михаил Константинов специально для 7ДнейКино. Читать все материалы этого автора.

Больше интересных материалов о кино — в нашем Telegram-канале.