Заповедь Христа, подставить щеку после удара, в мире не воспринимается. Об этом справедливо написал автор статьи «"Подставь вторую щеку" — что на самом деле означает неоднозначная заповедь?». Однако, неверная интерпретация только отдаляет нас от учения Господа, а значит, лишает спасения.
В комментариях под выше упомянутой статьей читатель может убедиться, какова негитвная реакция против смиренного поведения в ответ на агрессию. Звучат разные неблагозвучные эпитеты в адрес поклонников Христа и в целом библейской веры. Мол, не наше это, еврейское. Одновременно с этим, пользуясь случаем, поднимают свой голос неоязычники. Их аргументация сильна и даже православные вынуждены с ней согласиться, что защищаться и защищать близких и семью, страну необходимо. При этом, для христиан нет никаких зацепок для единения с язычниками:
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
От Матфея 5:46-47
Подставь и другую щёку, учил Христос
За это, многие в мире не принимают Его. И даже верующие выражают свое несогласие со Своим учителем. Им не нравится быть "терпилами" (что понятно) и чувство несправедливости в случае безответной реакции на агрессию не может ужиться со образом могущества Бога, Которому поклоняются.
В дополнение к этому, верующие напоминают о ветхозаветних судах Божьих, когда врагов сокрушали за их злодеяния. Так почему же Иисус дает такое странное поведение ученикам и последователям Своим?
Какой смысл подставлять другую щеку?
Рационального объяснения, кажется, не найти. Безнаказанность лишь потворствует еще большей смелости хулигана и приводит к усугублению проблем жертвы.
Но это только с той распространенной точки зрения, какую высказал автор вышеупомянутой статьи. Обитчика должна остановить совесть.
Выглядит наивно. Если надеятся только на отсутствующую совесть у преступника и агрессора в состоянии злобы, то цель — остановить зло, какую он высказал, не достижима. В 99.9% случаев из 100 такой метод борьбы окажется неэффективным.
Именно по этому большинство не принимает учения Христово. Одни, потупив глаза, пожимают плечами мол, — Что поделать, Бог терпел и нам велел. А другие откровенно смеются над ничтожно выглядевшими верующими, не способными выжить в этом мире.
Почему принцип "зуб за зуб, око за око" отменен Господом?
Цитата апостола Петра, приведенная автором статьи для подтверждения ошибочной, как я считаю, версии той цели, для чего дана была заповедь представления другой щеки, была искажена.
Настоящая цитата исключает цель "остановить зло":
не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
1 Петра 3:9
Истинная цель, как видим, заключается в благословении! Об этом чуть ниже.
Да, раньше Господь вел воинство Свое на врагов. Надо отметить, что не всегда это было защитой от нападения. Народ Божий был агрессором (!), совершал геноцид(!) по отношению жителей земли Ханаана, в которой должен был расселиться сам, очистив пространство. Истреблению подлежали все!
Это происходило по воле Всевышнего. Его суд совершался руками евреев после 400 лет беззаконий, творившихся в Ханаане и переполнили чашу терпения Божьего.
И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей ... четыреста лет
...; после сего они выйдут ...
в четвёртом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе ещё не наполнилась.
Бытие 15:13-16
Народ Божий, народ Израиля был воинственным, побеждал в схватках и тем внушал страх прочим народам.
Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовёт и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
Исаия 42:13
Изменил ли Христос закон?
Конечно, нет!
Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.
От Матфея 5:17
В Ветхом завете Каждая провинность, грех или преступление (нужное подчеркнуть) должно было исгладиться, очиститься кровью. После этого дело (судебное дело) против обвиненного человека считалось закрытым.
Бог Сам контролировал каждый судебный процесс, присутствовал в храме (единственном храме, где разрешалось приносить жертвы), а людям делегировал власть производить суд и выносить вердикт по Своему закону (Торе).
Если обитчик выбил зуб, то ему не выбивали все зубы. Мера справедливости возмездия регламентировалась Всевышним Законодателем.
Но с приходом Мессии закончилась эра судов посредством людей. Бог перестал делегировать это право и оставил прерогативу производить суд за Собой. Это будет последний и завершающий суд. Суд оптом для всех когда-либо живущих на Земле.
Завершение судов совпало, а вернее, вылилось следствием окончания священнодействия в храме, который являлся домом Божьим.
Се, оставляется вам дом ваш пуст.
От Матфея 23:38
Это означало, что Процесс очищения кровью грехов перенесен в небесное святилище, после которого и будет произведен страшный и окончательный суд.
Ибо Христос вошёл не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас перед лицо Божие,
Евреям 9:24
Суд, по которому будут судимы все неподчинившиеся воле Божьей, все, кто не пожелал быть омытым кровью Спасителя.
Но причем тут суд? — спросит читатель. Все очень просто. Ответная реакция на пощёчину - это следствие микро суда, вашего индивидуального суда. Это возмездие. Именно это, судить, Бог лишил права всех. И судьей быть для христианина, означает автоматическую подсудимость.
Не судите, да не судимы будете,
От Матфея 7:1
И лишь Христос, будучи как все мы, в той же греховной среде, т.е. в нашем мире, не может быть осужден, т.к. не совершил греха. Ему-то Отец и дал власть судить.
Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
Иакова 4:12
Тот кто осмелиться взять на себя это право совершает большую ошибку. Справедливость восторжествует, возмездие будет. Будет обязательно, только позже. И в этом кроется как сама проблема, так и обещанное благословение. Благословение быть под защитой на страшном суде.
Получается, что (с позволения сказать) выгода от смирения все же есть. Неоязычник просто недальновиден, он слеп, глаза его закрыты. Ему, из-за отсутствия веры, недоступны Божьи благословения.
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт.
Евреям 11:6
Но хочется дополнить словами апостола Павла:
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет
(Гал.6:7)
Благодарю вас, дорогой читатель, что прочитали до конца. Поставьте лайк, если статья оказалась полезной.