Когда за стенами стоит нестерпимый зной, внутренние помещения богатого дома – настоящее спасение от жары. Но тем, для кого восточная сказка стала былью против воли, не милы ни прохлада, ни окружающая роскошь. Картина «В купальне» написана Жаном-Леоном Жеромом в 1870-м году.
Обнажённая молодая женщина сидит на краю каменной скамьи,
декорированной крупными изразцами с растительным орнаментом. Её поза одновременно выражает и стыдливость, и отчаяние. Скорее всего,
рыжеволосая красавица очутилась в гареме знатного вельможи совсем недавно. Попав в плен, она с толпой других несчастных оказалась на невольничьем рынке, где благодаря своей молодости и привлекательности была дорого продана нынешнему хозяину.
В услужение к прекрасной наложнице назначена мавританка. Опытная
темнокожая рабыня, как может, заботится о подопечной. В крепких
натруженных руках она держит тяжёлый таз, приглашая госпожу омыть
ноги, прежде чем погрузиться в прохладную чашу бассейна. Взгляд
прислужницы, обращённый на хозяйку, выражает сострадание и стремление хоть чем-то утешить печальную героиню.
Несмотря на то, что наложница изображена нагой, её фигура пока лишена чувственного подтекста. Ей только предстоит привыкнуть к новому образу жизни. В качестве подтверждения вполне определённого характера грядущей
реальности выступают вода – символ покорности судьбе и кальян, как знак телесного раскрепощения.
Сегодня полотно хранится в коллекции Бостонского музея изящных искусств (Массачусетс, США).