Найти тему
ВОЕНВЕД

Фальшивка о похождениях развратного старца Распутина

В 1922 году в Советской России были опубликованы дневники Анны Вырубовой, фрейлины императрицы Александры Федоровны. В этих текстах довольно красочно были описаны похождения любвеобильного старца Григория Распутина, который не пропускал при дворе ни одну юбку и буквально опутал своими чарами разлагающееся дворянство и семью Николая II.

Дневники были написаны в весьма фривольном стиле, со множеством интимных подробностей, из чего сложился образ похотливого и подлого мужика-злодея, вертевшего царской семьей по своему усмотрению.

Книжку эту с удовольствием смаковали советские обыватели, она была весьма популярна. Затем дневники были перепечатаны в Европе, как бульварное чтиво. И тоже были популярны.

Принято было считать, что сама Анна Александровна Вырубова погибла во времена Революции, а потому книга считалась единственным подробным документальным источником, описывающим нешуточные страсти императорского двора того времени — она свидетельствовала о слабости Николая, о связях его супруги с лукавым развратным старцем.

-2

Но внезапно выяснилось, что Вырубова не погибла во время Революции (хотя её арестовывало и Временное правительство и в августе 1917-го чуть не подняли на штыки революционные матросы как подругу Распутина, да и вообще контру). Более того, она вполне в здравом уме и разгневана. Проживает в Финляндии, наняла адвокатов и намерена судиться со всеми издательствами, опубликовавшими фальшивку.

Всем европейским издательствам, выпустившим книгу, пришлось опубликовать опровержения и выслать бывшей фрейлине немалые денежные компенсации. Советский Союз же полностью проигнорировал эти требования осколка прошлого. Впрочем, после НЭПа подобные книжки утратили свою привлекательность, народ нужно было воспитывать в духе социализма-коммунизма.

-3

Так кто написал эту фальшивку и зачем? Некоторые исследователи считают, что "дневники Вырубовой" вышли из-под пера Алексея Толстого. Уж очень схож был литературный стиль. И в то же самое время появилась на свет театральная пьеса "Заговор императрицы", с очень сходным сюжетом и лейтмотивами, которую написал Алексей Толстой в соавторстве с профессором истории Павлом Щёголевым.

Руководитель Федеральной архивной службы России член-корреспондент РАН В.П. Козлов считает:

Вся совокупность элементов «прикрытия» фальсификации, богатейший фактический материал говорят о том, что перо фальсификатора находилось в руках историка-профессионала, не только прекрасно ориентировавшегося в фактах и исторических источниках рубежа двух столетий, но и владевшего соответствующими профессиональными навыками.
Уже первые критические выступления намекали на фамилию известного литературоведа и историка, археографа и библиографа П.Е. Щёголева. В этом трудно усомниться и сейчас, хотя документальных подтверждений этой догадки до сих пор обнаружить не удалось.
-4

Павел Елисеевич Щёголев в те времена считался крупнейшим историческим экспертом по позднему периоду Российской империи. Более того, с марта 1917 года он являлся членом Чрезвычайной следственной комиссии, учреждённой Временным правительством, главной задачей которой было расследование преступлений бывшей царской администрации. Щёголев имел доступ к архивам Охранки, был свидетелем и протоколистом допроса фрейлины Вырубовой.

А в сотрудничестве с Алексеем Толстым, обладавшим недюжинным литературным талантом, который мог переписать всю фактологию, разбавив её приватными фантазиями, и могли появиться на свет эти "дневники".

А.Толстой и П.Щеголев
А.Толстой и П.Щеголев

Зачем им это было нужно? Во времена развала СССР, когда в либеральной прессе было принято считать, что большевики сфальсифицировали всю историю царского режима, дабы уменьшить его истинное значение и возвеличить собственное, а для придания правдоподобности искажениям привлекали для этого профессионалов от литературы.

Находились деятели, которые считали, что Толстому дал задание написать эту фальшивку сам Ленин или какой-нибудь комиссар из его близкого окружения.

-6

Но автор думает иначе. Причина прозаична — деньги. В издательствах времен НЭП неплохо платили за всякие скабрезные истории, а написав пьесу, Толстой и Щёголев на той же фактуре изваяли эро-роман в виде дневников, с претензиями на документалистику (позже так поступали многие советские сценаристы, написав сценарий — на том же материале писали рассказ или повесть, но обычно, театральную пьесу).

Так или иначе, но о злодейских свойствах Распутина современный массовый читатель наслышан именно из этих "Дневников", которые в те же годы (конец 80-х-90-е) шли на ура с прилавков, а после по ним снимали художественные фильмы.