ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В этой статье познакомимся с наиболее известными педагогами нашей страны и с их идеями по совершенствованию школы. Ссылки на остальные публикации цикла вы можете найти в конце.
К. Д. Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1871) – один из столпов современной русской школы. Для своего века он предлагал множество прогрессивных идей. Так, Константин Дмитриевич считал, что образование необходимо всем вне зависимости от сословия и пола (в его время, как мы помним, существовало оба вида ограничений). А ещё он был за отмену физических наказаний и увеличение доли нравственных: понижение оценки, замечания, словесные увещевания и т.д.
Ушинский предложил систему посильной нагрузки и постепенного её увеличения: учеба должна быть трудна настолько, насколько у ребенка есть желание и возможность её осилить; знания должны формироваться “слоями”, т.е. первая тема лежит в основе второй, вторая – в основе третьей и т.д.
Именно Константину Дмитриевичу принадлежит идея наглядности учебного материала – педагог предлагал на конкретных моделях и изображениях объяснять учащимся предмет. Кроме того, он был основоположником идеи снижения градуса строгости в школах: детям необходимо подавать знания в простой форме, напоминающей игру. При этом важно соблюдать баланс, ведь иначе ученики не смогут работать впоследствии с “нудным” материалом.
Наконец, в том случае, если ученик будет осознавать полезность и необходимость изучаемого предмета, он охотнее будет им заниматься.
Школа Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – не только всемирно известный русский писатель, но и хороший учитель.
Яснополянская школа Толстого была очень прогрессивной для XIX века: с крестьянами и их детьми занимались бесплатно, к ученикам относились с уважением, предоставляли большую свободу действий и, что важно, не применяли никаких телесных наказаний.
Собственно, главная педагогическая идея писателя такова – ученика надо заинтересовать и дать ему полную свободу. Поэтому на уроках дети могли сидеть где хотят и как хотят, в любой момент могли уйти с занятий. Кроме того, домашней работы у школьников не было (отчасти потому, что вне учебы они помогали родителям).
“Учителю должно быть вдвойне тяжелее, чем ученику” – говорил писатель.
Л. С. Выготский
Лев Семенович Выготский (1896-1934) – известный психолог, его книга “Мышление и речь” является одной из знаковых работ в области изучения человеческого мозга.
Размышляя об образовании, Выготский разработал следующие принципы успешной школы:
- Учимся, играя. Лев Семенович утверждал, что в процессе игры дети учатся придумывать правила, следовать им, стараться достичь поставленных целей, а т.к. способов сделать это есть множество, то ученик развивает межпредметные навыки. И вообще, каждая игра уникальна, а потому всякий раз ребёнок задействует различные навыки и знания.
- Вспомогательная роль учителя. Чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен сформировать для учеников благоприятную образовательную среду и выступать в качестве помощника на пути освоения знаний. Следует предоставить ребёнку волю выборе способа познания мира. Отсюда выводится формула идеальной школы: активный учитель, активный ученик, располагающая к активности среда.
- Абсолютная и относительная успешность. Выготский ввел такие понятия как абсолютная и относительная успешность ученика. Условно, один мальчик за год научился считать до 100, а умел до 80, в то время как второй смог дойти лишь до 50, хотя в начале года вообще цифр не знал. В этом примере абсолютно успешным является первый ребенок – ведь он набрал высший балл, однако по критерию относительности бо́льшую работу совершил второй, ведь его прогресс составил 50, а не 20. Соответственно, при оценивании знаний важно учитывать не только способности школьника в сравнении с классом, но и его собственные достижения.
- Школа должна опережать развитие. В педагогике до Выготского главенствовала мысль о том, что ученик должен быть готов к восприятию определенной темы, только после этого её начинали изучать. Лев Семенович говорил о другом: школа всегда должна давать знания, на шаг опережающие способности.
Важный шаг был сделан и в обучении детей с ограниченными возможностями: Лев Выготский предложил не акцентировать внимание на “особенностях” ребёнка, а воспитывать его, как совершенно здорового человека. Если подобное отношение соединить с атмосферой любви и поддержки, то дети-инвалиды смогут влиться в общество и работать в нем ничуть не хуже остальных.
А. С. Макаренко и школа труда
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – советский педагог, многим известен как организатор и директор детских трудовых лагерей “детская колония им. М. Горького”, “коммуна им. Ф.Э. Дзержинского”.
Свою методику Макаренко разрабатывал в суровых условиях: после первой Мировой и Гражданской войн страна находилась в разрухе, на улицах господствовал бандитизм, зачастую организованный детьми-беспризорниками. Именно с этим контингентом пришлось возиться Антону Семеновичу.
Успешно справиться с задачей ему помогли следующие принципы:
- ключевая роль труда. Здесь очень актуальна будет фраза “труд сделал из обезьяны человека”. Ведь когда ребёнок понимает, что от его работы зависят условия его жизни, что труд – штука тяжелая, он начинает ответственнее относиться к своей жизни и профессии, приучается к дисциплине;
- культура и эстетика. При всей важности труда ребенка необходимо приобщать к культуре и учить видеть красоту мира, тогда он лучше поймет окружающих и сам будет стремиться создать что-то прекрасное;
- коллективная заинтересованность. Макаренко отмечал, что задача педагогики в воздействии на конкретную личность, но зачастую оно эффективнее, если сопряжено с влиянием общества. Так, если от деятельности одного человека зависит состояние группы, то группа будет мотивировать своего участника выполнить работу должным образом и поможет в случае необходимости;
- личное участие в управлении. Макаренко считал, что каждый ученик должен иметь опыт руководства – так школьник учится правильно распределять ресурсы, взаимодействовать с другими людьми. А ещё он тщательнее выполняет работу в роли подчиненного, ведь понимает, как это важно в общем счете.
В. А. Сухомлинский и “школа радости”
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – учитель литературы, директор павлышской школы, автор многочисленных статей и произведений. Его имя связано с системой, получившей название “школа радости”. Вот некоторые особенности этой системы:
- Взаимодействие школы и родителей. Василий Александрович считал, что учеба пойдет ребенку на пользу только в том случае, если и учитель, и родители будут воспитывать его в одном направлении, без противоречий. Поэтому Сухомлинский организовал “классы” для мам и пап: дважды в месяц с ними проводили беседы о том, что важно детям, чему их следует учить, как воспитывать и т.д.
- Единение с природой. Согласно Сухомлинскому, дети лучше учатся, когда у них есть возможность дышать свежим воздухом и лицезреть природу, поэтому при его школе был благоустроен садик, а в каждом кабинете стояли растения. Кроме того, некоторые уроки проводились на открытом воздухе.
- Воспитание трудом. Ребенок больше замотивирован в учебе, когда видит прогресс, поэтому наряду с умственным трудом учащиеся осваивали обработку дерева, правильное обращение с электросхемами и прочее.
- Поощрение интересов. В школе Сухомлинского существовало множество различных кружков по интересам детей: пение, чтение, игра на музыкальных инструментах, обработка металла и другие. Подобное разнообразие повышало интерес к учебе и помогало учащимся определиться с профессией.
- Радость. “Школой радости” система Василия Александровича была названа потому, что он призывал своих учеников замечать в нашем мире и, прежде всего, в природе прекрасное.
“Школа сотрудничества” С. Л. Соловейчика
Симон Львович Соловейчик (1930-1996) – отечественный журналист, учитель русского языка и литературы. На протяжении жизни он опубликовал много размышлений о судьбах школы, разработал “педагогику сотрудничества”.
В рамках данной системы он предлагал построить учебный процесс в классе по принципу диалога, активного взаимодействия между учителем и учениками. Соловейчик утверждал: если педагог будет относиться к подопечным, как к равным себе, если будет позволять им самим ставить перед собой цели, предлагать решения, то дети захотят учиться. Кроме того, у них сформируется умение анализировать задачи, творчески искать выходы из проблем, что в условиях меняющегося мира бывает полезнее кучи знаний.
А что же про учителей текущего столетия?
На мой взгляд, пока что рано говорить о преподавателях, развивающих свои идеи в настоящее время: ведь таких много, у каждого свои разработки. Вот пройдет лет 20-30, когда часть новаций отсеется, часть объединится в более состоятельные проекты, тогда можно будет выделить успешные всходы долгой и кропотливой работы.
______________________________________
Если вам понравилась статья, то прошу поддержать канал лайками и подпиской. Кроме того, рекомендую присоединиться к моему телеграм-каналу, где вы сможете получить уведомление о новых публикациях и увидеть короткие реакции автора на текущие события -> https://t.me/POLandSOC
Ссылки на предыдущие статьи:
1) История образования в мире
https://dzen.ru/a/ZursDaaPODQW3JAm?share_to=link
2) История образования в России, часть 1
https://dzen.ru/a/Zv0vHtZ5c39jFAz8?share_to=link
3) История образования в России, часть 2
https://dzen.ru/a/ZwEf74aB52tI7Rky?share_to=link
4) Некоторые интересные черты школ мира
https://dzen.ru/a/ZwubXQQfF0QP0dNg?share_to=link
Следующая статья по образованию выйдет в ближайшее время.