В наше время покупка иномарки может превратиться в лотерею с сюжетом, достойным криминального романа. Особенно, если дело касается автомобилей из Казахстана. Да-да, вы не ослышались, именно из Казахстана! Если вы думали, что всякие схемы и аферы касаются только дешёвых китайских поделок или сомнительных сайтов, то это для вас новая реальность. Теперь под угрозой оказался любой, кто купил себе честно заработанную «кореянку» или «японку». Сотни россиян в 2024 году выяснили, что их новые авто на самом деле – заложники международного мошенничества.
Как вы думаете: купить новенький Hyundai, и вместо приятного шуршания по асфальту услышать скрип тормозов спецслужб, забирающих вашу «ласточку» прямо из-под носа? Добро пожаловать в новый вид экзотики – казахстанская афера с иномарками. И всё бы ничего, если бы покупатели знали, что участвовали в этом захватывающем квесте, но вот беда – ни сном, ни духом они не ведали о том, что стали жертвами одной из самых крупных автомобильных махинаций в недавней истории.
Привет из Казахстана: как "официальные" иномарки превращаются в международную головную боль
Итак, суть аферы в том, что сотни новых автомобилей, только из Кореи и Японии, каким-то волшебным образом оказались из Казахстана в России. На первый взгляд, все было честно: прошло оформление, получен электронный паспорт и, казалось бы, радуйся новой покупке машины. Но не тут-то было. В один «прекрасный» момент граждане Казахстана внезапно начали массово подавать заявления в полицию, мол, их автомобили были куплены в кредит и они остались в залоге у банка. Вот вам и новый поворот сюжета.
«Практически все пострадавшие покупали автомобили в 2023 году, машины были официально оформлены в России с получением электронного паспорта технического средства (ЭПТС) и свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Они официально продавались через автосалоны, как машины, привезенные из Казахстана по «серому» или параллельному импорту. Но в феврале 2024 года граждане Казахстана начали массово подавать заявления в полицию о том, что их обманули мошенники», — сообщил руководитель экспертного центра «Автокриминалист» Максим Шелков.
Оказывается, предприимчивые мошенники предложили казахстанцам весьма заманчивую схему: оформить кредит на автомобиль за вознаграждение в 2 млн тенге (около 400 тыс. рублей) и возможность дальнейшего выкупа автомобиля по низкой цене. Но, как это обычно бывает в сказках, злой колдун (тот же мошенник) наобещал всего и пропал с концами, оставив заёмщиков с неоплаченными кредитами и внезапно исчезнувшими автомобилями. Как вы думаете, где эти машины оказались? Правильно, в России! Их тут же быстро продали через автосалоны, ничего не подозревающим покупателям, которые теперь нервно потеют в ГИБДД.
Авто в кредит... только не для вас!
В каждом хорошем сюжете есть свои жертвы. В данном случае это как сами казахстанцы, которые с радостью оформили кредиты, так и россияне, которые не менее радостно покупали себе автомобили. Бедные граждане Казахстана, оформившие на себя машины «для таксопарков», наверняка не ожидали, что останутся без транспорта и окажутся должниками перед банками. Но, как говорится, доверие – штука опасная, особенно если тебя заманили обещаниями легких денег. Мошенники оплачивали первые два платежа по автокредиту, а потом исчезали. И банки внесли требование о долге казахстанцам, поняв, что устные договоренности не сработали - они массово обратились в свои правоохранительные структуры, а те в российские. Капкан захлопнулся!
А вот что теперь делать россиянам, купившим эти машины? Дело в том, что российская полиция сейчас активно выявляет такие автомобили при любом визите в ГИБДД: будь то смена владельца, замена свидетельства или регистрация. И вот тут начинается самое интересное: машины либо изымаются, либо оставляются под расписку, но с запретом на продажу. А что делать, если автомобиль в розыске? Ставить его в гараж на век и надеяться на лучшее?
Петербург – столица серого импорта?
Куда же стекаются эти многострадальные машины, и где начинают свою «новую жизнь»? Как анализируется, в большинстве случаев подобные автомобили используются на просторах Санкт-Петербурга. Этот город уже давно получил славу не только культурной столицы, но и обителя многих десятков схем. Автосалоны северной столицы, по-видимому, созданные художниками черного рынка, выставляли казахстанские машины на продажу как абсолютно новые, без каких-либо криминальных привязок. На бумаге все выглядело прекрасно: чистые документы, отсутствие криминальных меток, будто машина сошла только с конвейера. Но только не факт, что машина будет в ваших руках дольше, чем конвейер ее собирал.
Вот, например, Hyundai Elantra, Creta, Sonata или любимая всеми Toyota Camry – все эти модели появились в России по «казахстанской схеме». Вы можете задать вопрос: «Ну и что, главное, что машина у меня, да еще и дешевле обычного». Но вот проблема – все эти автомобили до сих пор числятся в Казахстане как заложенные. А если вы вдруг решите их продать или просто внести незначительные изменения в документы, будьте готовы посетить высокопоставленных руководителей ответственных органов. Они с удовольствием отправят вашу машину на спецстоянку, а вас — в долгую судебную тяжбу.
«Все машины до сих пор стоят на учете в Казахстане, они в кредите и числятся в международном розыске. При покупке в России эту информацию проверить нельзя, потому что в Казахстане она предоставляется не по VIN-номеру, а по госномеру машины и номеру свидетельства о регистрации», — пояснил Шелков.
Афера на миллион и ее жертвы
История российского автомобилиста Антона Сидорчука только подтвердила всю сложность ситуации. Представьте себе: покупая себе «кроссовер мечты», решает сделать подарок маме на юбилей. Но вместо радости и благодарности за новенький Hyundai Creta раздается тревожный звонок из ГИБДД. Оказывается, машина, которую вы с гордостью купили за 2,44 миллиона рублей, в розыске! Как вам такой сюрприз? И это при том, что сам автомобиль уже перепродан человеку, а в казахстанском банке по этому "железному коню" вовсю висят долги.
«Я купил Hyundai Creta примерно месяц назад в подарок маме на юбилей. Она не стала на ней ездить, и мы приняли решение машину продать. Покупательница поехала ставить машину на учет, и в ГИБДД ее изъяли, сообщили, что машина в международном розыске», — рассказал Сидорчук.
Антон, конечно, вышел на связь с казахстанским собственником, и он, как и ожидалось, оказался таким же обманутым. Этот бедняга оформил кредит, думая, что его машина будет работать в автопрокате, но вместо этого его железного друга быстренько переправили в Россию, и он превратился в ничем не примечательный автомобиль для наивных покупателей. А вот о том, что его машина числится в розыске, Антон и его покупатель узнали, что называется, «в последний момент». Оказалось, что розыск был объявлен не по общеизвестному VIN-номеру, а по номеру кузова, который у многих машин различается. Вот так и банкам не сразу удалось вычислить, что автомобиль уже находится в международной розыске.
Мошенники банкротятся быстрее, чем вы можете пожаловаться
Так что же делать бедным россиянам, оказавшимся в центре этой аферы? Можно, конечно, попробовать зайти в автосалоны и требовать возврата денег. Но, как говорится, легко сказать, да трудно сделать. Эти самые автосалоны, судя по всему, были в курсе всего происходящего, и многие из них уже заявили о своем банкротстве. Мошенники мастерски исчезают, как фокусники, оставляя после себя пустые счета и горы недовольных клиентов. В юридических кругах это называется «классикой жанра»: когда ты, вроде бы, имеешь право требовать возврата денег, но требовать не у кого.
Другой вариант – пойти в суд и попытаться доказать свою «добросовестность». Если вам удастся убедить суд, что вы не знали о проблемах с машиной и не могли этого сделать, есть шанс, что она будет признана вашей. Но не забывайте: нужно будет показать это с пеной во рту и толстым пакетом документов. Кстати не забываем, что проблема-то возникла не в России, а в Казахстане. Поэтому винить российские ресурсы из-за отсутствия информации тоже не выйдет — не их вина, что казахстанские банки объявили вашу машину в розыск только по своему локальному реестру.
Мораль истории: кто не рискует, тот... едет на метро?
А теперь давайте подведем итоги. Покупка иномарки из Казахстана – это, конечно, красиво, но это в наши дни превращается в настоящую рулетку. Вы можете стать счастливым человеком, который никогда не попадет в поле зрения полиции. Но если вам не повезет, то вместо поездки на море вы отправитесь в ближайший суд с кипой документов, и не факт, что дело решится в вашу пользу.
Что ж, как говорится, доверяй, но проверяй. В противном случае за рулем вашей новой иномарки вместо вас придет кто-то из сотрудников ГИБДД.