Найти тему
Письма к человеку

Символ эпохи — "Рабочий и Колхозница". К истории создания

В.И.Мухина о работе над монументом: «…В процесс моей работы выкристаллизовывались близкие нам советские образы».

Творческим кредо скульптора являются её слова: «Функция памятника – это… и призыв к будущим поколениям».

Мы находимся в РГАЛИ, Российском государственном архиве литературы и искусства, уникальном хранилище Отечества. Огромный массив документов. И в каждом деле масса важной и интересной информации…

«Многоуважаемый Евгений Александрович, примите мои поздравления по поводу Вашего 60-летия и пожелания еще долгих лет плодотворной работы. Сожалею, что не смогу быть на открытии Вашей выставки… побываю на той неделе. Привет. В.Мухина.» (РГАЛИ, ф.2368, оп.2 д.132, л.1. Письмо В.И.Мухиной Е.А.Кацману 01.07.1950.).

… Июль 1950 года. В.И. Мухина, как и обещала Е.А.Кацману, — на его персональной выставке. Скульптор с мировой славой и художник, который рисовал портреты вождей, лучших людей эпохи. Знакомы уже лет 30. Еще с 1-й Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.

– Как время летит. И сколько удалось сделать, — говорит один из собеседников.
– Но сколько еще не сделано! — тут же возражает другой…

Им есть о чем поговорить и что вспомнить. Они медленно передвигаются от картины к картине. Неожиданно Вера Игнатьевна останавливается и как бы спохватывается:
– На той сельскохозяйственной выставке, помнится, Евгений Александрович, Вы Георгия Лебедева рисовали? Что-то того рисунка я здесь не заметила.
– Да, гигант был. Какую выставку организовал!
– И коллектив какой подобрал!

Г.И.Лебедев. Автор Е.А.Кацман
Г.И.Лебедев. Автор Е.А.Кацман

– Рисовать его было трудно, он весь такой деятельный. Едва поспевал за ним. Он своими широченными шагами мерил выставку ежедневно. Я ему иногда говорю: «Егор, да остановись ты, сделай милость». А он мне: «Некогда мне тут с тобой рисунками заниматься. Давай дело большое сделаем, а уж потом рисовать будем». И опять куда-то быстро ушел…
– Знаете, Евгений Александрович, а ведь я в Рабочего вкладывала его образ...

Г.И.Лебедев. Конец 1940-х — начало 1950-х
Г.И.Лебедев. Конец 1940-х — начало 1950-х
Г,И.Лебедев. 1923 г.
Г,И.Лебедев. 1923 г.

Нужно было показать могучего нашего человека с таким же энтузиазмом, коим заражал Лебедев. Мне он тогда рассказывал, что только летом 1922 года приехал из Якутии и как буквально за пару месяцев развернул такую гигантскую стройку.
– Ну, ему было это не трудно. Он же всех «вождей» знал еще с дореволюционных времен. Смело входил в любые кабинеты, а увлекать на огромные дела он умел…
– Да. Ведь его заслугой стал и Центральный парк культуры и отдыха имени Горького, который он организовал на месте выставки…

Г.И.Лебедев и А.М.Горький. 1934. У Горького рост был 193 см.
Г.И.Лебедев и А.М.Горький. 1934. У Горького рост был 193 см.

– Они же и ростом с Горьким были почти вровень. Два 2-метровых друга!
– Лебедев и с Маяковском был на дружеской ноге. Вон как тот красиво и сильно о парке написал.
– Да, энергия завидная, ведь из той выставки выросла ВСХВ (ныне ВДНХ).

Они долго еще говорили, эти титаны, запечатлевшие как никто другой дух эпохи. Решили было разыскать Георгия Лебедева, но вскоре жизнь Веры Игнатьевны трагически оборвалась.

Г.И.Лебедев. Автор барельефа Г.Г.Лебедев
Г.И.Лебедев. Автор барельефа Г.Г.Лебедев

Г.Лебедев в то время работал над дневниковыми записями, сделанными во время Великой Отечественной войны. Они стали основой готовившейся к изданию книги «Фронтовой дневник: Своими глазами. 1941-1945».

Папка из архива РГАЛИ с письмами К.М.Симонова Г.И.Лебедеву
Папка из архива РГАЛИ с письмами К.М.Симонова Г.И.Лебедеву

Константин Симонов писал ему: «… Я готов, если речь пойдет об издании Вашей рукописи, написать к ней предисловие. Поскольку я читал рукопись … знаю Вас и лично, и по Вашим письмам и по всему тому, что Вы рассказали о себе в своей рукописи — знаю, уважаю и готов написать то, что я думаю...» (РГАЛИ, ф.1814,оп.9, д.493, л.5).

Шли годы и десятилетия. И вот спустя 74 года после того разговора внук Г.И.Лебедева — архитектор Александр Лебедев нашёл тот рисунок 1923 года. С удовольствием публикуем его, подчеркивая, что это — первая публикация работы известного художника Е.А.Кацмана.

И еще одна новость: в процессе работы над данным материалом А.Г.Лебедев решил передать рисунок на вечное хранение в РГАЛИ, где бережно хранится многотомное наследие и В.И.Мухиной, и Е.А.Кацмана, а также К.М.Симонова. «Это — могучего, удивительного здоровья человек…» — писал о 76-летнем Лебедеве Константин Михайлович в 1962 году. (28.09.1962. РГАЛИ, ф.1814, оп.9, д. 493, л.4). Там же в РГАЛИ хранится и фронтовая переписка Г.Лебедева с писателем Вяч.Шишковым 1942-43 гг.

-8

Иллюстрации: правнучка Г.И.Лебедева — потомственный архитектор Юлия Орлова.

Приношу сердечную благодарность за помощь и поддержку при написании этой статьи Е.К.Симоновой-Гудзенко — дочери К.М. Симонова,
а также заведующей читальным залом РГАЛИ С.А.Поповой