Найти в Дзене
Академия на Неве

Матерь милосердия или как на Руси и Западе формировалась иконография праздника Покрова

Во все времена существовал культурный обмен между странами Запада и Востока. Этот обмен способствовал развитию двух векторов искусства, диаметрально противоположных по исполнению, но близких по содержанию. Одним из ярких примеров подобного параллельного развития одной и той же темы является идея покровительства и заступничества Пресвятой Богородицы – Покров Царицы Небесной.

Mater Misericordia
__________________________________________________________________________________________

В западной традиции образ предстательства Царицы Небесной о человеческом роде выразился в произведениях, объединенных одним названием – Матерь милосердия или же Mater Misericordia (лат.). Это уникальная иконография возникла параллельно с русским изображением Покрова Царицы Небесной. В основании этих сюжетов лежит одна идея — заступничества Пресвятой Богородицы. В западной традиции Матерь милосердия была иконой-патроном. В XIII эта иконография сложилась на основе идеи молитвенного предстательства Царицы Небесной пред её Сыном за всё человечество. Богоматерь укрывала под своим мафорием колек, бедняков, голодающих, царей, кардиналов, пап и епископов тем самым являя равенство всех людей перед судом Божиим. Позднее Матерь Божия покрывала заказчиков иконы: жителей города, архиереев и монахов.

-2

Иконография
__________________________________________________________________________________________
В типе Mater Misericordia Богородица изображается в мафории, под которым, словно цыплята, прячутся люди. Неспроста мы привели сравнение с наседкой и цыплятами. Для латинского богословия и для латинского искусства образ наседки и цыплят являлся олицетворением Церкви и её чад. Таким образом Богородица сравнивается с земной Церковью, которая собирает под своим мафорием всех людей независимо от их статуса.

-3

Плащ-мафорий является старейшим символом опеки и власти, а в образы Mater Misericordiae он был введён под влиянием легенд о чудесах, которые Мария совершила, покрывая плащом Своей опеки людей, города и народы…

Первая из этих легенд зафиксирована в V веке и гласит о чудесном спасении еврейского мальчика-выкреста, которого отец бросил в раскалённую печь за отступление от веры предков. Мария сохранила юношу под своим плащом, и так он спасся. Потом появились рассказы о спасении Константинополя, который Мария защитила своим плащом во время нападения аваров в 626 году. Иные легенды гласили о спасении Авиньона или монастыря Сен-Мон от вод разбушевавшейся Атлантики. Неизвестно, какая из этих легенд имела решающее влияние на формирование идеи Mater Misericordiae и Её иконографию. Изначально в иконографии Матерь Милосердия представляли с Младенцем на руках, потом уже без Него и с широко раскрытым плащом опеки, под которым находили прибежище все, полагающие свои надежды на Её милосердие. Этот иконографический тип распространяли францисканцы (в особенности в своих братствах) и цистерцианцы, у которых изображение Марии, простирающей плащ над монахами, сохранилось до нынешних дней в орденской печати.

-4
-5
-6
-7
-8

Русская иконография праздника схожесть с Mater Misericordia и принципиальная разница этих двух композиций
__________________________________________________________________________________________
Сюжет Покрова Пресвятой Богородицы известен только на территории Руси. Его формирование шло параллельно с западным изводом Mater Misericordia, но имело конкретный исторический сюжет — видение блаженного Андрея Юродивого. На территории Руси этот сюжет распространился и имел два иконографических извода: Новгородский и Суздальский. Подробнее об разнице этих изводов в нашей *https://m.vk.com/@teologicalacademy-ikonografiya-obraza-pokrova-presvyatoi-bogorodicy (статье).

Западную и Восточную иконографию объединяет идея заступничества Пресвятой Богородицы. Однако в Восточном искусстве иконография наполнена литургическим смыслом. Богородица помещена в храме в области конхи. Её фигуру окружают святые, стоящие по чинам святости и формирующие образ полноты Церкви. Икона Покрова отображает молитвы после анафоры:

«Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших, праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, Апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся.

Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

О святем Иоанне Пророце, Предтечи и Крестители, о святых славных и всехвальных Апостолех, о святем, егоже и память совершаем, и о всех святых Твоих, ихже молитвами посети нас, Боже».

На иконе Покрова Церковь земная вкупе с Церковью небесной возносит свои молитвы и являет нам образ того, что происходит на каждой Божественной службе.