Найти тему
Мила и театр

«Какое же это правосудие, если оно несправедливо?» или Наполеон в заточении в пьесе «Корсиканка» в Самарском драмтеатре.

История Корсиканки – возможность взглянуть на историю Наполеона с другого угла.

Искусство ХХ века ещё в начале столетия увлекается изменением образа Христа – теперь творцы видят в нём человеческую сущность и сложность его судьбы. Учитывая любовь многих обывателей (в том числе, персонажей русской литературы) причислять Наполеона чуть ли не к лику святых и поклоняться его подвигам, неудивительно, что так и хочется провести параллель между изменениями образов обоих в литературе предыдущего века. Наполеон Бонапарт в «комедии» показан удивительно простым человеком, сброшенным с пьедестала, лишенного славы, а вместе с тем и нормальной жизни.

В прошлом великого императора ссылают на остров Святой Елены, где мужчина живет бок о бок с крысами в ужасных условиях и три раза в день пьет отравленное вино, увядая в заточении с каждым днем всё больше. И тут, словно лучик солнца, пребывание Наполеона в Англии освещает непонятно откуда взявшаяся девушка. Загадочная незнакомка врывается на сцену в поисках Наполеона и не желает верить, что некто немощный, сидящий перед ней – прославленный генерал, которого она видела однажды в полном обмундировании, сидящем на коне, с прямой спиной и гордым выражением лица. И тем не менее, она здесь не для того, чтобы выразить сочувствие и не чтобы поддержать, а лишь с целью получить деньги, которые ей должен Наполеон Бонапарт.

Обстоятельства складываются так, что Жозефина становится адъютантом бывшего императора и решает помочь ему, сочувствуя тому, как он разбит и негодуя, наблюдая, как к нему относится местный губернатор – потенциальный убийца и отравитель.

Пусть всё, что происходит в пьесе дальше, откроется читателям только при просмотре, ведь это того стоит. Я лишь добавлю, что не согласна с определением жанра постановки. Язык не поворачивается назвать это романтической комедий, ведь после спектакля не выходишь из зала с легкостью на душе, наоборот, зарождается внутри какая-то тоска, накатывает чувство безысходности и сожаления, особенно после такой концовки. Финал, кстати, был очень неожиданный, даже почувствовалась незавершенность, но в этом, пожалуй, есть свой смысл. Наполеон был одинок в начале и остается одинок в конце, и неважно, как улучшились его условия пребывания в заточении, важно, что он один. И это правда печально.

Актерским составом можно лишь восторгаться. По мере просмотра возникали вопросы и непонятки относительно возраста персонажей, но лично для меня это не сыграло ключевой роли в восприятии спектакля, так что на такое можно закрыть глаза. Гальченко совершенно чудесно вписывается в роль, и очень приятно к тому же видеть горящие глаза актера, проживающего на сцене всё. А Наталия Прокопенко и есть корсиканка, в этом нет сомнений. Просто невероятная энергия, я верила абсолютно в каждое её движение на сцене, в каждый её взгляд и каждое слово. В общем, сплошное наслаждение! Но нельзя обделить вниманием ни одного участника действия, все они очень органичны и каждый притягивает взгляд, не давая оторваться от сцены.

И напоследок нельзя не упомянуть декорации – это для меня лично очень важный элемент постановки, и в «Корсиканке» они прекрасны. Чувство, будто сам зритель находится в этой комнате и наблюдает за настоящим морем и каждым закатом, сменяющимся рассветом.

-2

Подводя итог, хочу сказать, что пьеса точно превзошла все мои ожидания и она 100% стоит просмотра.

Следующий показ больше чем через месяц, так что ещё есть время купить билет! В том числе, по Пушкинской карте!

Корсиканка

До встречи на следующем спектакле!