Немного истории:
В Маноле в конце 1950-х годов проходили испытания первого в мире атомного ледокола «Ленин».
Мощность силовой установки «Ленина» составила 44 тысячи лошадиных сил. Размеры корабля: длина - 134 метра, ширина - 27,6, высота борта - 16,1.
Ледокол строился в Ленинграде. Испытывать его в городе на Неве не могли не по соображениям секретности. Исполину тесно было в невской воде. Даже спуск стал проблемой. Глубина Морского канала - 9 метров, а осадка судна - 10. Ломали голову, как вывести ледокол в Балтику. Прикидывали построить специальные понтоны или углубить фарватер. Все это обошлось бы слишком дорого.
Решение нашли простое. Осенью вода в Неве поднимается. Оставалось только дождаться максимума. Когда она поднялась на 2 метра 70 сантиметров, ледоколу дали старт. Операция прошла стремительно, ведь длился подъем около двух часов, и если бы корабелы замешкались, «Ленин» сел бы на мель.
После испытаний на Балтике первый в мире атомный ледокол отправился в Мурманск. За тридцать лет работы он провел через льды Арктики 3741 судно. В 1989 году ледокол «Ленин» ушел в отставку. Сейчас он находится на вечной стоянке в Мурманске, на его борту открыт музей.
Для испытаний построили специальный пирс. Он получил название «Стакан», так как похож на него
Причал оборудовали специальными устройствами: мощный кнехт, к которому прикреплена огромная цепь для сцепки с ледоколом. Ледокол причаливал кормой, его «сажали» на цепь. Затем он развивал полную мощность, пытаясь отойти от пирса. Испытатели с помощью огромного динамометра определяли тяговое усилие ледокола.
Пирс «Стакан» немного наклонен, как Пизанская башня, но цел и невредим. Сейчас он огорожен и закрыт.
Находится этот уникальный объект на территории базы отдыха современных «Адмиралтейских верфей». Выглядит все так, как будто возвращаешься в СССР.
🕰️28/9/24
📍Причал ледокола «Ленин», Манола, Приморск, Ленинградская область