В этой статье я разберу смысл юмора и смеха в контексте взгляда на человеческую психику.
Повсеместно люди смеются и используют юмор как инструмент для достижения этого состояния. Почему они это делают? И почему одна и та же шутка вызывает смех у одного, но не у другого при условии, что она понята верно?
Начнем с разбора того, что же такое смех. Это физиологический процесс разрядки, высвобождения энергии в виде непроявленых прежде чувств. Ту же самую функцию выполняет очищающий плач (не тот, что нужен только для привлечения внимания, а тот, после которого хорошо), смех и плач физиологически похожи, иногда даже один процесс способен переходить в другой. И после них тело платит человеку удовольствием, ведь невыраженная эмоция не висит в воздухе, а сдерживается мышечным зажимом, тело тратит энергию, чтобы непроявленная чувственная ткань оставалась под поверхностью сознания, а после разрядки телу становится легче, и приятное состояние является формой физиологической благодарности, которая и служит для понимания того, что было сделано движение в сторону собственного расслабления (благополучия).
Далее разберем, как строится монолог человека, при условии что он не запланирован заранее. Это поток ассоциаций, одна цепляется за другую: прежде сказанное, дает импульс на реализацию того, что на данный момент имеет наибольший субъективный заряд. Или, если это диалог, сказанное одним вызывает ассоциацию у другого. Человек реализует в речи то, что стагнировало у него прежде внутри, его непроявленное прежде желание. Но не всегда субъект может позволить себе говорить о том, что является для него наиболее актуальным для высвобождения, потому что это может быть не принято обществом. Что если он не готов сейчас выражать напрямую гнев, сексуальное желание или что-либо еще? Зачастую человек даже не осознает скопленное у него внутри, для того чтобы быть принятым самим собой. Этот механизм строится на положительной или отрицательной оценке человека интроектами - значимыми, авторитетными для него людьми, образ которых находится в психике человека, и через призму их взгляда на него он оценивает себя (бабушка бы была недовольна, если бы узнала). Чувства, не соответствующие приобретенному внутреннему этикету вытесняются.
Но как во время ветра потоки воздуха из области высокого давления стремятся в область низкого, так и скопленная, невыраженная энергия в бессознательном норовит проявиться наружу в обход психических защит. Теперь разберем, что именно помогает энергии высвободиться. Начнем с высмеивания действий одного человека другим. Далеко ходить не будем: недавно около моего окна я заметил прохожего, его походка демонстрировала напыщенность, и я посмеялся над ним. Что за психический процесс произошел? Почему состоялась разрядка в виде смеха? Дело в том, что эту самую демонстративность, вызывающую напряжение, я скопил внутри себя, и глядя на другого человека, смог спроецировать ее на него, дал место своему внутреннему напряжению, но внутри прохожего, и прожил его, не осознавая, что высвободил свое чувство. Разрядка произошла в обход психических защит, которая не позволяли мне осознать свою напыщенность в полной мере, потому что она есть прикрытие обесценивания, ощущения своей ничтожности, которое и воспринимается психикой как пока непреодолимое.
Подобный пример: человек поскользнулся, и это вызвало смех у прохожих. Последнее произошло, потому что другие смогли спроецировать на падающего чувство собственной нелепепости, скопленное у них внутри, и произошла разрядка в виде смеха. Всегда, когда что-либо вызывает у вас насмешку, осознавайте собственное чувство, которе вы только что прожили, зацепив его за нечто внешнее.
Теперь перейдем к юмору. Он основывается на парадоксе, на совмещении изначально несовместимого. Как рождается шутка? Первоначально у нас есть стимул, он может быть сказанным словом нашего собеседника или нашим собственным, может быть предметом, внезапно появившемся у нас перед глазами etc , далее этот стимул запускает чувство, которое ему ассоциативно , то самое чувство, которое характеризует нашу самую яркую потребность, которая смежна с входящей информацией. Но если это чувство нежелательно для выражения напрямую, то может быть выплеснуто зашифрованным в парадоксе.
Например, один человек говорит: "Я сегодня бегал по дорожке." Другой шутит в ответ: "А я вчера бегал из-за дорожки!"
Что произошло? Стимул "дорожка" напомнил второму человеку о его тяге к веществам, и он, желая побыть рядом с дорожкой хотя бы в регистре образов, соединяет контекст спортивных занятий и употребления за счет парадокса (казалось бы, несовместимые спорт и зависимость были соединены за счет двузначного смыслового элемента "дорожка"), и произошла разрядка в виде смеха. Кстати, если первого горящего это тоже рассмешило, то в списке внутреннего чувственного содержания тяга к веществам у него тоже присутствует. Парадоксальность - это абсурд, он как бы не может иметь серьезного отношения к его использующим, и это значит, что невыраженные чувства могут проявиться в обход психических защит. Одно дело осознавать и выражать напрямую, что я зависим от веществ, меня к ним тянет, я ощущаю свое бессилие, а другое - зашифровать это состояние в парадокс и разрядиться смехом, даже не осознавая, что выпущенное как-то ко мне относится. Парадоксальность создает защитных слой от вытеснения для вылетающего из бессознательного чувства, и эта психическая защита не воспринимает данный объект, как разрушительный для личности, и не "ловит" его.
Обращайте внимание на то, над чем человек шутит, и что его смешит, по этой лакмусовой бумажке можно определить оттенок сдерживаемых им прежде чувств.
Зачастую один из участников компании иронично выставляет особенности другого, и остальные начинают смеяться при условии, что внутри бедолаги осуществляется реализация внутренних содержаний участников. Либо шутка имела агрессивный подтекст, и сдержанная агрессия субъектов вылилась наружу в виде смеха.
Как сделать так, чтобы слушающие начали смеяться? Нужно с помощью содержания своего монолога сделать так, чтобы залежавшиеся внутри чувства наблюдателей были реализованы. Зрители могут спроецировать их на говорящего, если тот использует самоиронию, либо на особенности ситуации героя, о котором идет речь. Комик легализует на своем примере то, что не проявилось внутри у других, и они все вместе начинают коллективно проживать прежде непроявленные чувства.
Еще одна функция смеха - формирование чувства единства смеющихся.
Для человека важно, чтобы его чувства были приняты, разделены.
Смех - это высвобождение внутренней сдержанной энергии, и, если мы смеемся с кем-то, значит наши высвобождаемые чувства соответствуют, мы как бы братья по внутренним переживаниям и разделяем их друг с другом при хохоте. От этого формируется ощущение близкого контакта, сонастройки. Люди неосознанно смотрят в глаза в компании тому, с кем хотят чувственно соприкоснуться при смехе. Кроме того, парадокс, находящийся в шутке, позволяет даже не осознавать, что именно высвобождается, но при этом смеяться и находиться в близком контакте.
Смех позволяет чувственно состыковаться на дистанции, не признаваясь в переживаниях открыто. Зачастую это используют люди, которые хотят близости, но боятся говорить о чувствах напрямую - они шутят как можно чаще.
Удовольствие после смеха возникает, не только потому что была осуществлена разрядка, и возникло облегчение, но и потому что в действие вступает остроумие, и после способности понять смысл шутки возникает приятное ощущение выполненной задачи.
*Больше информации в моем Telegram-канале: https://t.me/talnikov_nikita