Найти в Дзене

"Холодные песни", или Ужас в преодолении

Что ж, поставлю пока на паузу свой ретромобиль и обозрю вполне современную книгу. Сборник рассказов в любимом мною жанре "хоррор", из близкой мне серии "Самая страшная книга". Дмитрия Костюкевича у нас принято называть "белорусским Дэном Симмонсом", но я повторять за другими не стану. Хорошо это, или плохо, но Симмонса не читал. Так уж вышло. Для данного конкретного обзора в этом вижу только плюсы - глаз не будет замылен сравнениями. Об авторе скажут (и уже много раз сказали) другие, а я продолжу о сборнике, с вашего позволения. Издательство АСТ, первый тираж - 2000 экземпляров. Серия, повторюсь, "Самая страшная книга" - бренд, под которым с 2014-го, ИМХО, издаётся жутчайшая жуть на русском языке. Содержание сборника лично меня заставило вспомнить о хорошем советском искусстве - том самом, где герои ложатся с гранатой под танки, покоряют горы и океанскую пучину, летают в космос и совершают великие научные открытия. Без лишнего пафоса и без многих нулей на банковском счёте. "Жила бы с

Что ж, поставлю пока на паузу свой ретромобиль и обозрю вполне современную книгу. Сборник рассказов в любимом мною жанре "хоррор", из близкой мне серии "Самая страшная книга".

Дмитрия Костюкевича у нас принято называть "белорусским Дэном Симмонсом", но я повторять за другими не стану.

Дмитрий Костюкевич. Фото из открытых источников
Дмитрий Костюкевич. Фото из открытых источников

Хорошо это, или плохо, но Симмонса не читал. Так уж вышло. Для данного конкретного обзора в этом вижу только плюсы - глаз не будет замылен сравнениями. Об авторе скажут (и уже много раз сказали) другие, а я продолжу о сборнике, с вашего позволения.

-3

Издательство АСТ, первый тираж - 2000 экземпляров. Серия, повторюсь, "Самая страшная книга" - бренд, под которым с 2014-го, ИМХО, издаётся жутчайшая жуть на русском языке.

Содержание сборника лично меня заставило вспомнить о хорошем советском искусстве - том самом, где герои ложатся с гранатой под танки, покоряют горы и океанскую пучину, летают в космос и совершают великие научные открытия. Без лишнего пафоса и без многих нулей на банковском счёте. "Жила бы страна родная и нету других забот..." , как говорится. Книги Санина, фильмы Зархи, песни Трошина. Подвиг и преодоление.
Владимир Трошин - Морзянка (муз. Марка Фрадкина - ст. Михаила Пляцковского) – смотреть видео онлайн...

Не все рассказы именно такие, но общий троп очевиден. При этом, хоррор здесь тоже никто не отменял - тягучий, неспешный, ознобный, упрятанный за образной авторской речью и приятным стилем изложения. Стоит немного расслабиться, и ты уже попал.

Свалился в океан, к примеру - как в рассказе "ХОЛОДНЫЕ ПЕСНИ", подарившем название сборнику. Оказался на полузатопленном пароходе, где ужас и паника, а рядом с тобою в залитом трюме плавает кто-то опасный, пока ещё невидимый. Акула? Морское чудовище? В тех местах можно ждать чего угодно - рядом с коварным островом Сейбл, "пожирателем кораблей".

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Реальный географический объект, если вдруг кто не в курсе. К юго-востоку от Галифакса, территория Канады. Известен тем, что только за последние 200 лет сместился по океану почти на 10 морских миль, а кораблекрушения "притягивал" к себе с незапамятных времён.

Автор добавил к реализму хоррорную составляющую, и вышло вкусно. Холодно, жутко, проникновенно. Большинство рассказов Костюкевича цепляет именно этим - детальной проработкой матчасти, из которой вдруг вылезает что-то мистическое, потустороннее.

Или не вылезает, а мерещится герою, как в рассказе "ШУГА". Полярник-аквалангист "заблудился" под толщей льда, и теперь Ледовитый океан нашептывает ему свои истории. Открывает тайны, каких не увидеть смертным, а кислородная смесь в баллонах на исходе, и уже почти не хочется бороться. Зачем? Можно просто уйти в пучину вместе со странными существами из ледяной взвеси - совсем немного удушья, а потом всё закончится. Станешь бессмертным, как они. Частью вечного, великого холода...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На поверхности, впрочем, свои кошмары. Среди торосов Антарктиды, как в рассказе "НА ВОСТОК", или, вовсе, в космосе. Как в "БЫСТРЫХ СУМЕРКАХ" и "В ИЛЛЮМИНАТОРЕ".

Всех, кто совсем уж замерз, автор зовёт погреться в широты гораздо более тёплые. В белорусские болота, к примеру, где кочки слишком похожи на "ДЕТСКИЕ ГОЛОВЫ", и это неспроста.

В Египет, где водятся "АКУЛЫ-ЛЮДОЕДЫ КРАСНОГО МОРЯ", но они тут не самое главное зло, отнюдь. Автор не был бы собой, если бы свёл всё к новой версии "Челюстей" и не поманил бы читателя по зыбкой тропе иллюзий. Между реальностью и безумием.

В тропики Белиза, где с неба льются "ГРЯЗНЫЕ ВОДЫ", а могилы народа майя охраняют странные твари. Человеку туда соваться не стоит - даже если успеешь сбежать потом. Злу торопиться некуда, а земной шарик слишком мал для тех, кто способен ходить по отвесной скале и по дну океана. Они догонят рано, или поздно...

Всех, кто устал от экзотики, автор с лёгкостью возвращает в наши города: усредненные, населённые узнаваемыми людьми, но не только ими. Здесь тоже есть те, кого не увидишь в реальной жизни, но Костюкевич уверен, что эти существа где-то рядом. Наблюдают сквозь тонкий рубеж между нашим миром и Тьмой.

Пускают слюну, караулят, облизываются. На стенах многоэтажек вдруг появляется странное граффити "ЗЗОЛЕТ", а из вентиляции в новостройке пытаются выбраться создания, от которых спрячешься, лишь замуровав себя "ЗАЖИВО". И не надо смеяться над страхами своего ребенка - он точно знает, что в детском садике его поджидает "ПЛОХОЙ. ОЧЕНЬ ПЛОХОЙ"...

На этом буду заканчивать, пожалуй. Не все рассказы охватил, но уже чрезвычайно многабукаф. Вдобавок, обзор превратился в рекламный пост, а я таких целей не ставил. Само получилось, увлекся - любимый жанр, всё-таки. Свежая книга, а потому никаких ностальгических историй у меня лично с нею не связано. Всё по делу.

Может, вспомню когда-нибудь, лет через тридцать и тогда уж скажу не только о сборнике (солидном, на пожелтевшей бумаге, пахнущем временем), но и о странной эпохе, в которой живем сейчас. О "гремящих двадцатых", или как их там назовут. О времени, когда рушились все устои, отменялись все правила, а на горизонте маячил призрак атомного "гриба".

Про все это снимут и напишут еще миллион-миллионский раз, а я, просто, вспомню. Если доживу. Загадывать в таком деле глупо, и уж любители хоррора это знают гораздо лучше многих.

Кому заочно понравилась книга - приятного прочтения. Кому понравился обзор - подпишитесь на мой блог. Чтобы новые обзоры вас точно не миновали.

Ваш Читатель с Юга.