Не секрет, что в последнее время АвтоВАЗ активно стремится увеличить свою долю на рынке. Этот автомобильный гигант не может смириться с тем, что сегодня на рынке доминируют китайские марки. Запустив свои «загребущие руки», АвтоВАЗ хочет получать больше прибыли, при этом снижая доходы других производителей.
АвтоВАЗ, по-видимому, считает, что его значение на рынке настолько велико, что он может делать всё, что захочет. Иначе как объяснить, что с 2023 года утилизационный сбор уже дважды повышался, а теперь господин Соколов предлагает принять новые меры по борьбе с дешевыми китайскими автомобилями?
Но давайте посмотрим правде в глаза: есть ли у нас в стране действительно доступные автомобили? С каких пор 2 миллиона рублей за новый автомобиль стали считаться низкой ценой? А ведь именно с этой отметки начинаются цены на большинство китайских моделей. Да, есть и более доступные варианты, но их не так много.
Сам АвтоВАЗ не возражает против повышения цен. Ведь, повышая цены без видимых причин, завод просто стремится увеличить свою прибыль. А спрос на наши автомобили точно не уменьшится, даже если цены вырастут. Если посмотреть на продажи АвтоВАЗа, то каждый месяц дилеры продают более 40 тысяч новых автомобилей. Однако этого кажется мало для АвтоВАЗа, поэтому завод всеми способами пытается победить конкурентов.
Многие считают, что китайские автомобили не могут стоить 2 миллиона рублей. Они утверждают, что цены на них неоправданно высокие. Но разве это так?
Давайте посмотрим на другие модели. Базовая комплектация Lada Granta стоит почти 1 миллион рублей. Это, по-вашему, нормальная цена? Или, может быть, справедливая цена на Niva Travel в базовой комплектации, которая тоже стоит около 1 миллиона? А как насчёт Lada Vesta седан, которая недавно подорожала после возвращения электронной системы безопасности (ЕСП) и появления некоторых опций? Теперь седан стоит от 1,525 до 1,96 млн рублей.
Выбор очевиден
Если бы у меня было 2 миллиона рублей, и я выбирал между базовым Haval Jolion и топовой «Вестой», я бы выбрал первый. Базовая комплектация Haval Jolion даже лучше оснащена, чем топовая «Веста». Но вы покупаете не седан, а кроссовер, и не просто кроссовер, а самый продаваемый китайский автомобиль на нашем рынке.
Согласитесь, лучше ездить на кроссовере, пусть и китайском, чем на нашем седане по завышенной цене? Если вы согласны, то пишите в комментариях свой ответ.
Однако, как показывает практика, многие люди разделяют мои взгляды. Недавно я пообщался с менеджером дилерского центра Lada, который поделился со мной, что сегодня у дилеров по всей стране существуют серьёзные проблемы с реализацией автомобиля Lada Vesta. Причём сложности возникают как с продажами недорогих версий, так и с дорогими комплектациями.
Если недорогие и средние версии ещё находят своих покупателей, то дорогие комплектации могут месяцами стоять на складах в ожидании спроса.
Почему же люди так плохо покупают нашу «Весту»? Ведь это отличный автомобиль? На этот вопрос ответил сам менеджер салона.
Запредельная жадность
Чтобы понять ситуацию, не нужно быть гением. АвтоВАЗ неоправданно повышал цены, причём многие из этих повышений были совершенно необоснованными. Из-за таких резких и частых изменений цен автомобили Lada оказались в одной ценовой категории с китайскими моделями. Однако глава АвтоВАЗа уверен, что это китайцы пытаются занять его место на рынке, предлагая большие скидки на свои автомобили.
Зачем тратить большие деньги на наш автомобиль, когда есть более оснащённые китайские седаны и даже кроссоверы? Многие критикуют «Москвич-3», но сегодня его можно приобрести с вариатором в средней комплектации за 1,6–1,7 миллиона рублей. За эти же деньги можно купить «Весту», но её комплектация будет почти базовой. Однако, когда стоит выбор между седаном и кроссовером, выбор кажется очевидным.
За 1,6 миллиона рублей можно приобрести только самую простую версию «Весты» с вариатором. В этой комплектации нет подогрева сидений, мультимедийной системы и колонок. Но есть кондиционер и центральный замок.
Согласитесь, что отдавать такие деньги за такой автомобиль — довольно спорное решение. Под капотом у него не 106-сильный мотор, а самый мощный 1,8-литровый мощностью 122 силы. Вариатор здесь китайский, как и на многих кроссоверах. Поэтому говорить о том, что «Веста» лучше, чем «Москвич-3» или седан Kaiyi E5, довольно спорно.
Менеджер сообщил, что склады дилеров заполнены. Действительно, на сегодняшний день у дилеров скопилось немало автомобилей, относящихся к этой категории. Однако, если количество недорогих и средних комплектаций не так велико, то более дорогих моделей очень много.
Сегодня лишь немногие готовы приобрести «Весту» в кузове седан по цене почти два миллиона рублей, универсал — за 2,1 миллиона, кросс-седан — за 2,1 миллиона или кросс-универсал — за 2,2 миллиона рублей.
Как отметил менеджер, даже сегодня у китайских производителей есть различные программы и условия, позволяющие приобрести автомобиль по более привлекательной цене. Это и скидки, которые на некоторые модели могут достигать одного миллиона рублей, и сниженные ставки по кредитам, чего нет у АвтоВАЗа. Учитывая, что многие люди сегодня покупают автомобили в кредит, не все готовы платить 20 процентов годовых.
Вместо них берут "китайцев"
У китайских марок ставки могут быть и 10 процентов, а некоторые компании до сих пор предлагают рассрочку, хотя условия в таких случаях совершенно иные.
Однако отечественный производитель всё же смог добиться повышения утилизационного сбора до рекордного уровня. Для автомобилей с объёмом мотора от 1 до 2 литров он теперь составляет 556 тысяч рублей. А с 1 января ставки вырастут ещё примерно на 10%. И так будет продолжаться каждое 1 января вплоть до 2030 года. Чем это обернётся для нашего рынка в будущем, пока неизвестно.
По мнению многих экспертов и участников рынка, люди не станут реже покупать автомобили. Сегодня спрос на автомобили достиг небывалых высот. Люди скупают все доступные автомобили, пока цены на них не были повышены. По словам дилеров, это произойдёт либо в конце этого года, либо в начале 2025-го. У дилеров ещё есть много автомобилей, которые были ввезены в страну до повышения утилизационного сбора. И дилеры ожидают, что до конца года все эти запасы будут раскуплены.
Что касается АвтоВАЗа, то в погоне за прибылью он может оказаться в сложной ситуации. Цены на автомобили уже достигли неприемлемо высокого уровня и, кажется, будут расти и дальше. В какой-то момент это может привести к ещё большему падению продаж.
Действительно, базовая комплектация Lada Granta и Niva Legend стоит почти миллион рублей, что кажется неразумно высоким ценником. Автомобили уже устарели, но их стоимость растёт так быстро, как и цены на многие китайские модели.
Остаётся только надеяться, что с подачи АвтоВАЗа не будут введены новые заградительные пошлины на китайские автомобили. В противном случае через пару лет мы можем прийти к тому, что единственным доступным автомобилем станет Lada. А ведь многие люди даже не рассматривают возможность покупки автомобиля этой марки.
Надеюсь статья была полезной для вас. Расскажите, что вы думаете по поводу этой ситуации в комментариях.