Вопрос:
«Хотелось бы узнать побольше о теме исихазма. Как он появился? И как мирянам творить Иисусову молитву?»
Ответ батюшки:
Исихазм появился ещё с самого начала, со времён, когда Христос ходил по земле вместе с нами. Заповедь о непрестанной молитве дана ещё в Священном Писании — не только Нового, но и Ветхого Завета.
Пророки Ветхого Завета много молились, потому что если есть Бог, то от Бога зависит наше внутреннее состояние, вся наша жизнь — и внешне, и внутренне. Если мы молимся Богу, то мы узнаём Его волю, и даже внешние события могут меняться.
Поэтому молиться нужно, и понятно, почему нам дана заповедь непрестанно молиться. Если мы молимся, мы пытаемся быть с Богом сознательно. Если мы находимся в этом союзе с Богом сознательно, то Бог нам что-то говорит, то, что нам нужно знать.
Не случайно именно в молитве люди часто получают решение всех своих даже очень сложных вопросов, внутренних, например.
Конечно, мы не будем вдаваться в подробности исихазма, потому что это большая тема. Но у людей издавна было желание молиться, они уходили в пустыню, как Антоний Великий, как Мария Египетская, которая вообще ничего не знала, она только имела глубокое покаяние за свою очень неправедную жизнь.
Мария Египетская даже не имела никаких духовников, она просто ушла в пустыню и дальше слушала свою совесть. Она молилась, молилась, молилась, и эта молитва сделала её величайшей святой из величайшей грешницы. Даже без духовных советов со стороны человека. Её Бог сам вёл.
В чём ценность молитвы? В молитве начинаешь понимать такие вещи, которые тебе объяснить по-другому иногда никто не может. Даже с духовником, который объясняет, человек внутренне не понимает, у него какие-то другие устремления, какие-то увлечения. И он не понимает очевидные христианские вещи.
Например, у меня был случай, когда женщина, церковная, начитанная, знавшая Священное Писание, влюбилась в женатого человека. Все попытки сказать, что это нехорошо, не пробивались. В одном случае женщина признавала, что это грех, но говорила, что не может с собой справиться.
В другом случае она даже за грех это особо не считала. Она, конечно, считала, что это прелюбодеяние, но всё равно как-то себя оправдывала. Таких случаев не один, два, три, их множество. Даже, к сожалению, среди христиан.
Что делать в такой ситуации?
Молиться надо. Тот, кто молится, получает осознание, что это грех, и силу, чтобы с этим грехом бороться. Вот почему необходима такая пламенная молитва. Не такая, как мы обычно прочитали утренние молитвы быстренько, и у нас всё хорошо. Ничего подобного. Всё хорошо у нас будет, когда мы будем в Царстве Небесном. А пока тут всё ненадёжно.
Надо стараться обращаться к Богу по любой ситуации. Бог отвечает на любые вопросы. Некоторые благочестивые люди говорят:
«Ну как же я буду Бога беспокоить по пустякам?»
Знаете, Богу есть дело до всего. У Бога не вызывает напряжение то, что мы Его беспокоим. У него силы абсолютные и бесконечные. А мы Его начинаем судить, как большого начальника. Зачем Его по пустякам беспокоить? Сами решим вопрос, а то Он ещё рассердится.
Бог не таков. Ему есть дело до всего, что касается человека. Поэтому можно беспокоить по всем вопросам, на всё просить Его благословения, обо всём молиться. И это будет хорошо. Когда человек понимает, что всё есть от Бога, у него возникает желание почаще молиться.
Один из лучших способов борьбы с грехом – это отсечение помыслов Иисусовой молитвой. Как спросили у одного опытного и продвинутого в духовном плане монаха, кто научил его молиться. Он ответил, что бесы нападали на него, и он начал молиться Иисусовой молитвой. В процессе этой борьбы он получил духовный опыт.
Непрестанная молитва, заповеданная нам в Священном Писании, нам просто необходима. Когда приходят нехорошие помыслы, нужно взять и прочитать молитву один, два, три, двадцать, сорок, сто раз, пока эти помыслы не перестанут нас искушать. Они уйдут.
Например, идёшь по улице, и навстречу тебе очень красивая девушка. Сразу взгляд, случайно, не специально, но всё равно смотришь вперёд. И сразу какие-то чувства, не самые хорошие. Человек сразу читает Иисусову молитву раз-другой, третий. И сразу в помыслах появляется благоразумие.
Что это за девушка? Может, она вообще какая-то эскортница или проститутка, а у меня жена дома, добрая, хорошая. И что вдруг я к этой женщине воспылал такими чувствами? Притом явно не высокого уровня, а наоборот.
Помолился и сразу у тебя нормальное рассуждение. Но пока ты не помолился и тебя страсть борет, ты этого не чувствуешь, потому что она берёт над тобой власть. Иисусова молитва позволяет эту страсть отсечь и стать опять нормальным, благоразумным и разумным человеком. Не впасть в какое-то искушение.
Если человек не справится с собой и познакомится с этой девушкой, особенно если он при деньгах, то она, конечно, сразу это оценит. Она бы согласилась, этот мужчина бы развёлся со своей женой. Но обычно такие девушки замуж не выходят, им это не надо.
Человек может понять это через какое-то время, когда уже будет измена или она бросит его ради более богатого человека. Но это будет поздно, семья уже разбита.
Вот в чём польза молитвы. Надо молиться ради спасения себя, своей души, даже тела. Ради счастья своего надо молиться. Отсюда и необходимость прибегать почаще к Иисусовой молитве.
Конечно, есть множество разных способов научиться ей: соединять с дыханием, со словами и так далее, но для них нужен опытный духовник. Потому что если заняться этим самому, то можно впасть в прелесть.
А многие святые отцы говорят, что не надо ничего особенного. Просто, когда тебя искушают бесы, твори Иисусову молитву и всё. Очисти своё сердце. Больше ничего не надо. В этой ситуации ты не впадешь в прелесть.
Конечно, если ты начнёшь величаться, что сам творишь Иисусову молитву, а кто-то другой не творит, то можешь впасть в прелесть. Но это может быть от чего угодно, не только от Иисусовой молитвы.
Но сама по себе эта молитва – это обычный способ общения с Богом. Она особо не отличается от других молитв, например, от молитвы «Отче наш». Это обращение к Богу и желание очиститься от греха. Просто она самая удобная по форме. В ней как бы собрано всё Евангелие: Христос-Спаситель и покаяние.
Поэтому будем это делать, не будем стесняться. И, повторяю, делать это очень просто: если вас что-то искушает, возьмите и сотворите эту молитву. Больше ничего не надо. И научитесь ей.
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру
Читайте еще: