Ледоходный шип – кованая загогулина из далекого прошлого. И в то же время – образец древнерусской культуры, не имеющий аналогов в мире. Предмет нашей гордости за русскую смекалку, мастерство и, как бы сегодня сказали, креативное восприятие мира.
Этим небольшим приспособлениям для конского копыта от скольжения по льду уже более 1000 лет. Если точнее, придумали их наши предки, живущие еще в 9-11 веках нашей эры, в северной части Киевской Руси, на Новгородской земле, а потом использовали в снежных районах Руси вплоть до XV-XVII веков, пока не получили распространение традиционные (теперь уже классические) подковы с двумя и тремя шипами.
В трудах маститых археологов и в музейных экспозициях им отводится весьма скромное место среди находок при описании раскопок определенных культурных слоев на территории бывших древнерусских селений.
Как правило, в общем наборе присутствуют черепки от глиняной посуды, элементы женских украшений, детали кованой утвари, наконечники для стрел, топоры и среди них один, или несколько ледоходных шипов. Это говорит о том, что эти приспособления уже в 9-11 веках были неотъемлемой частью русского быта. Кузнечное дело на Руси не просто существовало, а помогало решать все самые насущные проблемы человеческого бытия в суровых природных условиях.
В то время в европейских странах, находящихся в более мягком климате из-за теплых морских течений, с помощью подков стремились защитить копыто лошади от жесткости и неровности городских дорог, мощенных булыжниками. Даже, так называемые, «Подковы Викингов» из европейских музеев больше похожи на ажурные украшения, чем на средства борьбы с суровыми условиями эксплуатации.
В наших же приспособлениях всё практично, рационально, а главное, функционально. Попросту говоря, «дешево и сердито». Минимум металла, максимум пользы для передвижения по снегу и льду.
Ледоходный шип представлял собой монолитный кованый предмет из металла с конусообразным нижним шипом величиной 1.5-2 сантиметра и двумя тонкими полосками (6-8 см.) с обратной стороны небольшого основания, заостренными на внешних концах, которые выполняли функцию гвоздей-ухналей. Эти полоски-штырьки забивались в переднюю (зацепную) часть копыта и, для более надежного крепления, загибались с внешней стороны.
Устройство было весьма эффективно для передвижения лошадей внутри торговых обозов и караванов в зимний период. Размеренный путь по почтовому тракту или «большаку» позволял сделать доставку грузов своевременной и, что немало важно, предсказуемой. Но были и особенности…
Ледоходные шипы вовсе не использовали для верховых лошадей. Потому что при быстрой езде и скачках по пересеченной местности шип упирался в камень или мощный корень от дерева и ломал часть копыта, за счет которой держался шип. В итоге, шип терялся, а из-за отколотой передней части копыта, исключалась возможность повторного использования другого ледоходного шипа.
А вот для купцов и военных в холодных регионах древней Руси, такие шипы давали значительное преимущество. Торговцы были уверены в надежности доставки товара, а военные во время походов и войн – в надежности тыловых обозов.
Ледоходные шипы, действительно, были уникальным изобретением древнерусской культуры. Ни у одного народа в мире нет подобных приспособлений, представленных в музейных экспозициях. Этим можно и нужно гордиться.
Были еще и ледоходные шипы для человека, которые ремнями крепились к нижней части обуви и, думаю, сыграли немалую роль в боевых сражениях с врагом.
Ледовое побоище 1242 года на льду Чудского озера, в котором участвовали новгородцы и владимирцы под предводительством князя Александра Невского против войска Ливонского ордена, тоже вряд ли могло обойтись без такого рода хитроумных придумок русичей. Но это уже другая история…
Сергей Казанцев из серии "Занимательные истории собирателя".