Найти тему
Журнал Профиль

Как китайские деревни стали синонимом успеха электронной торговли

Согласно оценке китайских властей, уровень урбанизации в стране к 2030 году достигнет 70%. Одновременно в КНР наблюдается бурный рост цифровизации всех сторон быта. Интернет-торговля официально признаётся одним из основных факторов экономического роста, что отражено в стратегических документах Коммунистической партии. В результате возник новый феномен – «Таобао-деревни», сумевшие преуспеть благодаря торговле в интернете. Разбираемся, как это работает?

©CFOTO/Sipa USA via Reuters Connect
©CFOTO/Sipa USA via Reuters Connect

Среди главных вызовов, с которыми столкнулись власти Китая в начале экономических реформ 1980-х, была тотальная бедность составлявших большинство населения страны крестьян. В виде эксперимента селянам разрешили обрабатывать землю небольшими коллективами и, сдав государству плановые объемы, остаток продавать на рынке. Затем деревенским жителям позволили создавать небольшие кустарные предприятия и даже нанимать подмастерьев. В результате одни разбогатели, а другие стали «нунминьгунами» – ринувшимися на заработок в города внутренними трудовыми мигрантами. Они позволили Китаю в короткий срок превратиться в «мастерскую мира», но они же стали благодатной средой для распространения преступности.

К рубежу 2010-х годов проблема обострилась настолько, что власти решили вернуть нунминьгунов из перенаселенных мегаполисов на малую родину. В рамках концепции «литу булисян» («покинуть землю, но не покинуть деревню») начали развивать кустарные предприятия и местные промыслы. При этом проблему сбыта продукции помогли решить современные технологии. Так появились «Таобао-деревни», названные в честь крупнейшего в Китае онлайн-маркетплейса, ставшего синонимом понятия «электронная торговля».

Изначально основатель корпорации «Алибаба» Джек Ма, которой принадлежит «Таобао», предложил план по развитию онлайн-торговли для деревни Дунфэн в провинции Цзянсу. Консультанты «Алибабы» научили селян пользоваться маркетплейсом и предоставили им льготные условия размещения. Вскоре подобные сёла начали появляться по всей стране. Государство решило поддержать развитие сельской электронной коммерции, чтобы подтянуть уровень благосостояния в сельских захолустьях.

2021 год отметился появлением нового тренда в онлайн-торговле – продаж во время «лайвстримов» или прямых эфиров в интернете. Они подняли продажи «Таобао-деревень» на новую высоту. Доход «сельского стримера» с аудиторией в несколько сотен тысяч человек сегодня составляет около 10 тысяч юаней в неделю. Как повторить успех лайвстрим-продаж за пределами Китая, например в России, читайте в полной версии статьи на сайте журнала «Профиль».