Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Потрясающее правдоподобие фотореализма Ричарда Эстеса

Ричард Эстес (родился 14 мая 1932 года, Кьюани, Иллинойс, США) - американский художник-фотореалист.

Ричард Эстес
Ричард Эстес

Когда Ричард Эстес в конце 1950-х годов появился на художественной сцене Нью-Йорка, абстрактный экспрессионизм в значительной степени исчерпал себя. В отличие от сугубо личной, эмоциональной, неструктурированной (как утверждают некоторые эксперты) и потакающей своим желаниям эстетики Нью-Йоркской школы, Эстес представил новую форму живописи, которая отличалась почти машинной точностью. Его стиль подчеркивал мастерство живописи, которое было центральным элементом чёткого, потрясающего правдоподобия фотореалистичного искусства.

Ричард Эстес: Автобус с отражением здания  Flatiron , 1966-67 г.г. х.м. Эстес считает эту работу, на которой изображен молодой человек, с любопытством выглядывающий из окна автобуса "Грейхаунд", своей первой зрелой картиной. Его работы конца 1950-х и начала 1960-х годов были похожи на реалистическую живопись середины 19-го века. Он отказался от этого стиля ради своих фирменных гиперреалистичных картин, в которых краска наносится тщательно, а мазок делается незаметным настолько, что становится почти фотографией. На первый взгляд легко понять, почему его картины можно спутать с фотографиями: отражающие свойства капота и лобового стекла автомобиля, а также блеск металлических панелей автобуса кажутся слишком реалистичными, чтобы быть нарисованными. Эти "картины с отражением транспортного средства" стали первой успешной серией Эстеса, который работал над ними с 1966 по 1969 год. Как писал искусствовед Джон Перро: "в [некоторых] этих картинах есть небольшие участки неотраженной "реальности", которые закрепляют изображения в узнаваемом пространстве. Эти фрагменты относительно неискаженного пространства более чем оригинальны; они позволяют зрителю сориентироваться". Эстес, как правило, избегает в своих картинах открыточных видов знаковых мест, предпочитая вместо этого изображать город таким, каким видели его жители. Здесь культовое здание Flatiron Building едва различимо в заднем стекле автомобиля. Вместо того, чтобы стоять вертикально, оно  выглядит как искаженное отражение. Возможно, в центре внимания работы - душевное состояние одинокого пассажира автобуса.
Ричард Эстес: Автобус с отражением здания Flatiron , 1966-67 г.г. х.м. Эстес считает эту работу, на которой изображен молодой человек, с любопытством выглядывающий из окна автобуса "Грейхаунд", своей первой зрелой картиной. Его работы конца 1950-х и начала 1960-х годов были похожи на реалистическую живопись середины 19-го века. Он отказался от этого стиля ради своих фирменных гиперреалистичных картин, в которых краска наносится тщательно, а мазок делается незаметным настолько, что становится почти фотографией. На первый взгляд легко понять, почему его картины можно спутать с фотографиями: отражающие свойства капота и лобового стекла автомобиля, а также блеск металлических панелей автобуса кажутся слишком реалистичными, чтобы быть нарисованными. Эти "картины с отражением транспортного средства" стали первой успешной серией Эстеса, который работал над ними с 1966 по 1969 год. Как писал искусствовед Джон Перро: "в [некоторых] этих картинах есть небольшие участки неотраженной "реальности", которые закрепляют изображения в узнаваемом пространстве. Эти фрагменты относительно неискаженного пространства более чем оригинальны; они позволяют зрителю сориентироваться". Эстес, как правило, избегает в своих картинах открыточных видов знаковых мест, предпочитая вместо этого изображать город таким, каким видели его жители. Здесь культовое здание Flatiron Building едва различимо в заднем стекле автомобиля. Вместо того, чтобы стоять вертикально, оно выглядит как искаженное отражение. Возможно, в центре внимания работы - душевное состояние одинокого пассажира автобуса.

Ричард Эстес. Телефонные будки. 1968 х.м. Отражения фрагментов города в телефонных будках - от проезжающих такси и прогуливающихся пешеходов до вывесок магазинов - словно соревнуются за место в неоднозначной глубине композиции. В результате получается очень запутанное изображение, которое кажется плоским и в то же время постоянно колеблется между поверхностностью и глубиной. В других работах Эстеса, включающих фигуры, люди гораздо более четко очерчены в отличие от изменчивых, фрагментированных, а иногда и растворяющихся форм его сложных картин. Фигуры в этой работе частичны до такой степени, что представляют собой просто абстрактные формы, противопоставленные другим формам. Ирония отчуждения и изоляции в условиях городской жизни, здесь в некотором смысле усиливается, поскольку обитатели телефонных будок едва различимы, на грани исчезновения. Джон Апдайк написал эссе об этой картине, в котором он размышлял: "Согласно этикету столичной толпы, их персоны были сведены к простым знакам, указывающим на то, что места в кабинках заняты; подобно компьютерным байтам или печатным буквам, они заполняют свои ячейки и передают информацию. Мрачность этой информации, контрастирующая с богатством визуальной информации, которую художник щедро передает, создает совершенно нежную художественную иронию".
Ричард Эстес. Телефонные будки. 1968 х.м. Отражения фрагментов города в телефонных будках - от проезжающих такси и прогуливающихся пешеходов до вывесок магазинов - словно соревнуются за место в неоднозначной глубине композиции. В результате получается очень запутанное изображение, которое кажется плоским и в то же время постоянно колеблется между поверхностностью и глубиной. В других работах Эстеса, включающих фигуры, люди гораздо более четко очерчены в отличие от изменчивых, фрагментированных, а иногда и растворяющихся форм его сложных картин. Фигуры в этой работе частичны до такой степени, что представляют собой просто абстрактные формы, противопоставленные другим формам. Ирония отчуждения и изоляции в условиях городской жизни, здесь в некотором смысле усиливается, поскольку обитатели телефонных будок едва различимы, на грани исчезновения. Джон Апдайк написал эссе об этой картине, в котором он размышлял: "Согласно этикету столичной толпы, их персоны были сведены к простым знакам, указывающим на то, что места в кабинках заняты; подобно компьютерным байтам или печатным буквам, они заполняют свои ячейки и передают информацию. Мрачность этой информации, контрастирующая с богатством визуальной информации, которую художник щедро передает, создает совершенно нежную художественную иронию".

Ричард Эстес: Кондитерская, 1969, х.м.
Ричард Эстес: Кондитерская, 1969, х.м.

Такие художники, как Эстес, Одри Флэк и Чак Клоуз, отказались от драматизма "жестикулирующей" живописи и продвигали своего рода гиперреализм, который, казалось, более наглядно отражает все более высокотехнологичную послевоенную эпоху.

Для Эстеса привлекательность сверкающих, отражающих поверхностей Нью-Йорка была непреодолимой. Его картины - композиции из нескольких фотографий, предполагают, что современный мир - это четко выраженный мир чистых, пересекающихся линий, упорядоченный и сисистематизированный в представлении информации о себе.

В картинах Эстеса предметы, а не люди, рассказывают свою собственную историю.

Ричард Эстес: Цветы для людей  1971. Холст, масло. 153 x 101,2 см. Коллекция Кармен Тиссен
Ричард Эстес: Цветы для людей 1971. Холст, масло. 153 x 101,2 см. Коллекция Кармен Тиссен

Ричард Эстес: Двойной автопортрет, 1976  х.м. Двойной автопортрет - это нетрадиционный автопортрет. На первый взгляд кажется, что модель не находится в центре внимания художника. Сначала мы видим Эстеса немного правее и ниже центра холста. Он стоит на тротуаре перед закусочной с камерой, установленной на штативе. Его руки уперты в бока, он небрежно одет в джинсы и рубашку с короткими рукавами. Его отражение появляется рядом с тонкой белой рамой в центре больших окон на фасаде. Его отражение разделено пополам на уровне талии витражной стойкой, покрытой желтым линолеумом, которая огибает окна на фасаде и зону приготовления пищи в центре помещения. "Двойника" Эстеса легко не заметить, так как он очень маленький, а на холсте так много других "шумов". Но на самом деле второй Эстес находится прямо в центре холста, в зеркале в задней части ресторана. Он виден только по пояс. Судя по всему, действие происходит ранним утром, перед открытием закусочной.   Эта картина подчеркивает взаимодействие линий, света и отражений на различных типах поверхностей, а не раскрывает информацию о внутренней жизни художника. Эстес предпочел, чтобы его живопись говорила сама за себя, позволяя зрителю придавать ей собственное значение и интерпретировать.
Ричард Эстес: Двойной автопортрет, 1976 х.м. Двойной автопортрет - это нетрадиционный автопортрет. На первый взгляд кажется, что модель не находится в центре внимания художника. Сначала мы видим Эстеса немного правее и ниже центра холста. Он стоит на тротуаре перед закусочной с камерой, установленной на штативе. Его руки уперты в бока, он небрежно одет в джинсы и рубашку с короткими рукавами. Его отражение появляется рядом с тонкой белой рамой в центре больших окон на фасаде. Его отражение разделено пополам на уровне талии витражной стойкой, покрытой желтым линолеумом, которая огибает окна на фасаде и зону приготовления пищи в центре помещения. "Двойника" Эстеса легко не заметить, так как он очень маленький, а на холсте так много других "шумов". Но на самом деле второй Эстес находится прямо в центре холста, в зеркале в задней части ресторана. Он виден только по пояс. Судя по всему, действие происходит ранним утром, перед открытием закусочной. Эта картина подчеркивает взаимодействие линий, света и отражений на различных типах поверхностей, а не раскрывает информацию о внутренней жизни художника. Эстес предпочел, чтобы его живопись говорила сама за себя, позволяя зрителю придавать ей собственное значение и интерпретировать.

Ричард Эстес: Муранское стекло, Венеция, 1976 х.м. Характерное для Эстеса разделение единого изображения проявляется в этой картине, на которой интерьер магазина муранского стекла создает неглубокий, в основном плоский контраст со слоями отражений в большой стеклянной витрине. Здесь товары магазина, несомненно, конкурируют с великолепными видами Венеции. Интересно, что этот вид (и многие другие, которые создает художник) невозможен с точки зрения логистики. В таком масштабе невозможно увидеть отражение великолепного палаццо на Гранд-канале, а знаменитый мост Риальто отражен в витрине магазина под другим углом. Эта картина раскрывает метод Эстеса создавать композицию, объединяя несколько изображений в одной картине.
Ричард Эстес: Муранское стекло, Венеция, 1976 х.м. Характерное для Эстеса разделение единого изображения проявляется в этой картине, на которой интерьер магазина муранского стекла создает неглубокий, в основном плоский контраст со слоями отражений в большой стеклянной витрине. Здесь товары магазина, несомненно, конкурируют с великолепными видами Венеции. Интересно, что этот вид (и многие другие, которые создает художник) невозможен с точки зрения логистики. В таком масштабе невозможно увидеть отражение великолепного палаццо на Гранд-канале, а знаменитый мост Риальто отражен в витрине магазина под другим углом. Эта картина раскрывает метод Эстеса создавать композицию, объединяя несколько изображений в одной картине.

Ричард Эстес: Венецианская академия (1980)
Ричард Эстес: Венецианская академия (1980)

Картины Эстеса кажутся прямыми раскрашенными копиями фотографий, но на самом деле это не так. Он комбинировал несколько фотографий, часто довольно свободно, разрабатывая свои композиции с помощью акриловых красок. Иногда он перемещал некоторые элементы, когда начинал работать над усилением своих композиций и более тщательным контролем визуального эффекта. В результате таких художественных вольностей Эстеса, когда зрители пытаются сопоставить его картины с реальными местами в Нью-Йорке или где-либо еще, они часто обнаруживают удивительные несоответствия.

Ричард Эстес: Воскресный день в парке, 1989, холст, масло. Используя очень современный подход, Эстес в этой работе довольно четко отсылает к традициям европейской изобразительной живописи. Эстес внимательно относится к свету и тому, как он отражается на поверхности воды, а также к эклектичному сочетанию настроений и поз людей, отдыхающих на открытом воздухе. Тем не менее, несмотря на безупречно точную передачу Эстесом мельчайших деталей, таких как деревья, скалы, пучки травы и падающие тени, это во многом идеализированное изображение.
Ричард Эстес: Воскресный день в парке, 1989, холст, масло. Используя очень современный подход, Эстес в этой работе довольно четко отсылает к традициям европейской изобразительной живописи. Эстес внимательно относится к свету и тому, как он отражается на поверхности воды, а также к эклектичному сочетанию настроений и поз людей, отдыхающих на открытом воздухе. Тем не менее, несмотря на безупречно точную передачу Эстесом мельчайших деталей, таких как деревья, скалы, пучки травы и падающие тени, это во многом идеализированное изображение.

Ричард Эстес Плаза в Центральном парке, 1991.Холст, масло.  "Плаза", как и многие работы Эстеса, читается как обычная картина из двух частей или диптих. На нем изображены две совершенно разные среды: закрытое, защищенное пространство городского автобуса и открытое, оживленное пространство для транспортных средств и пешеходов возле знаменитого отеля Plaza в южной части Центрального парка. На снимке справа представлен слегка искаженный вид этого конкретного района Нью-Йорка. Улица кажется шире, чем она есть на самом деле, и проходит по диагонали рядом с отелем. Между тем, конструкция автобуса странная: кажется, что он очень сильно расширяется к переднему плану, как будто в средней части транспортного средства есть изгиб. Она буквально раскрывается, впуская зрителя в интерьер. В то время как люди на углу улицы общаются друг с другом, пассажиры автобуса, несмотря на то, что сидят на близком расстоянии друг от друга, не взаимодействуют. Это почти как если бы они смотрели представление о городской жизни с расстояния, которое символизирует экзистенциалистское представление Эстесом современной городской жизни. Особая отчужденность городского жителя (внутри автобуса) сочетается с активным исследованием городской среды теми, кого зритель может принять за туристов (вне автобуса).
Ричард Эстес Плаза в Центральном парке, 1991.Холст, масло. "Плаза", как и многие работы Эстеса, читается как обычная картина из двух частей или диптих. На нем изображены две совершенно разные среды: закрытое, защищенное пространство городского автобуса и открытое, оживленное пространство для транспортных средств и пешеходов возле знаменитого отеля Plaza в южной части Центрального парка. На снимке справа представлен слегка искаженный вид этого конкретного района Нью-Йорка. Улица кажется шире, чем она есть на самом деле, и проходит по диагонали рядом с отелем. Между тем, конструкция автобуса странная: кажется, что он очень сильно расширяется к переднему плану, как будто в средней части транспортного средства есть изгиб. Она буквально раскрывается, впуская зрителя в интерьер. В то время как люди на углу улицы общаются друг с другом, пассажиры автобуса, несмотря на то, что сидят на близком расстоянии друг от друга, не взаимодействуют. Это почти как если бы они смотрели представление о городской жизни с расстояния, которое символизирует экзистенциалистское представление Эстесом современной городской жизни. Особая отчужденность городского жителя (внутри автобуса) сочетается с активным исследованием городской среды теми, кого зритель может принять за туристов (вне автобуса).

Ричард Эстес: Этюд "Витрина пекарни",  1996, бумага, масло, панно
Ричард Эстес: Этюд "Витрина пекарни", 1996, бумага, масло, панно

Ричард Эстес: "Исследование гавани Нью-Йорка, VI", 1996, бумага, масло
Ричард Эстес: "Исследование гавани Нью-Йорка, VI", 1996, бумага, масло

Основной композиционной стратегией Эстеса часто было разделение его картин пополам, что создавало своего рода эффект разделенного экрана. В результате создается впечатление, что вы смотрите на две разные картины или даже миры. Этот приём, вероятно, связан с часто неожиданным сочетанием визуальных элементов в многолюдном городе или, например, в пустынной местности, в которую вторгаются технологии, как в случае с его картиной, изображающей лодку, рассекающую ледяную воду в Антарктике (см. "Антарктида", 2007).

Ричард Эстес: Водное такси, Маунт-Дезерт, 1999, холст, масло. "Водное такси" черпает вдохновение в людях и пейзажах острова Маунт-Дезерт, штат Мэн, где Эстес владеет домом с начала 1970-х годов. На ней изображены художник Нэнси Маккормик и ее дочь Нина, едущие на водном такси в Северо-Восточную гавань. Кажется, что все судно и захватывающий вид - в их полном распоряжении. Эстес мастерски создает плетеную мебель и пластиковую защиту от ветра, а также умудряется запечатлеть людей, перемещающихся из одного мира в другой - от так называемой цивилизации к тишине острова. Нэнси и Нина с пристальным вниманием наблюдают за проносящимися мимо морем и сушей, и зритель оказывается втянутым в поток перемен и движения. Как в ранних, так и в поздних работах художника стираются различия между живописью и фотографией, акцент делается на пересечении природного и искусственного миров, что привлекает внимание к неожиданной красоте, которая постоянно окружает повседневные сцены и незначительные моменты.
Ричард Эстес: Водное такси, Маунт-Дезерт, 1999, холст, масло. "Водное такси" черпает вдохновение в людях и пейзажах острова Маунт-Дезерт, штат Мэн, где Эстес владеет домом с начала 1970-х годов. На ней изображены художник Нэнси Маккормик и ее дочь Нина, едущие на водном такси в Северо-Восточную гавань. Кажется, что все судно и захватывающий вид - в их полном распоряжении. Эстес мастерски создает плетеную мебель и пластиковую защиту от ветра, а также умудряется запечатлеть людей, перемещающихся из одного мира в другой - от так называемой цивилизации к тишине острова. Нэнси и Нина с пристальным вниманием наблюдают за проносящимися мимо морем и сушей, и зритель оказывается втянутым в поток перемен и движения. Как в ранних, так и в поздних работах художника стираются различия между живописью и фотографией, акцент делается на пересечении природного и искусственного миров, что привлекает внимание к неожиданной красоте, которая постоянно окружает повседневные сцены и незначительные моменты.

Ричард Эстес: "Гора Катадин, штат Мэн", 2001, холст, масло
Ричард Эстес: "Гора Катадин, штат Мэн", 2001, холст, масло

Создавая свои фотореалистичные фотомонтажи, которые кажутся убедительно цельными, Эстес создает работы, в которых присутствует множество фокусных точек. Он отвергает концепцию одноточечной перспективы, изобретение эпохи Возрождения, которое придавало изображениям иллюзию глубины. Напротив, при просмотре типичной картины Эстеса возникает ощущение, что ты постоянно меняешь точку обзора. Это немного похоже на то, как если прикрыть сначала один глаз, затем другой и наблюдать, что меняет твой взгляд.

Ричард Эстес: Антарктида, 2007, холст, масло. Первая поездка Эстеса в Антарктиду в 2007 году вдохновила его на создание серии из двенадцати картин, посвященных самому малонаселенному континенту в мире. Он увидел континент с борта круизного лайнера. Хотя неблагоприятные погодные условия не позволили ему покинуть лодку во время этого первого путешествия, он вернулся в 2011 году и смог совершать экскурсии на берегу. Благодаря тщательному воссозданию обледенелых гор, серо-стального моря и темнеющего неба, Эстес заставляет зрителя остро ощутить неспокойные и морозные условия. Эстес напоминает нам о присутствии человечества, поместив частичный снимок корабля в крайней правой части полотна. Теплые синие тона в кильватере корабля и красновато-коричневое дерево перил создают разительный контраст с остальной композицией. Однако, если отодвинуть корабль в сторону, он кажется маленьким и невзрачным по сравнению с впечатляющим природным пейзажем.
Ричард Эстес: Антарктида, 2007, холст, масло. Первая поездка Эстеса в Антарктиду в 2007 году вдохновила его на создание серии из двенадцати картин, посвященных самому малонаселенному континенту в мире. Он увидел континент с борта круизного лайнера. Хотя неблагоприятные погодные условия не позволили ему покинуть лодку во время этого первого путешествия, он вернулся в 2011 году и смог совершать экскурсии на берегу. Благодаря тщательному воссозданию обледенелых гор, серо-стального моря и темнеющего неба, Эстес заставляет зрителя остро ощутить неспокойные и морозные условия. Эстес напоминает нам о присутствии человечества, поместив частичный снимок корабля в крайней правой части полотна. Теплые синие тона в кильватере корабля и красновато-коричневое дерево перил создают разительный контраст с остальной композицией. Однако, если отодвинуть корабль в сторону, он кажется маленьким и невзрачным по сравнению с впечатляющим природным пейзажем.

Ричард Эстес: Антарктида, 2013, холст, масло
Ричард Эстес: Антарктида, 2013, холст, масло

Ричард Эстес: "Антарктида I" (2013),
Ричард Эстес: "Антарктида I" (2013),

Раньше, в19 веке ремесленный аспект живописи считался чрезвычайно важным. Демонстрация своего мастерства как рисовальщика и технически одаренного живописца была столь же важна, как и тема отдельной работы. С приходом модернизма техническая виртуозность художника была поставлена под сомнение, акцент был сделан на мазках кисти, а традиционные материалы и методы были отвергнуты, если не отменены полностью. Эстес, как и многие другие художники, отказался от предвзятого отношения к ремеслу, создав гиперреалистичные картины.

Ричард Эстес: Бродвейский натюрморт, 2003деревянная панель, масло
Ричард Эстес: Бродвейский натюрморт, 2003деревянная панель, масло

Ричард Эстес: Поезд "Л", 2017
Ричард Эстес: Поезд "Л", 2017

Ричард Эстес
Ричард Эстес

На протяжении более чем пятидесятилетней карьеры Эстес был известен как ведущий художник, рисующий городские пейзажи Америки. Он считается одним из основателей международного движения фотореализма конца 1960-х годов.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.

Источники:

1. Ричард Эстес: "Фейдон в центре внимания" (2014) - Автор Линда Чейз

2. Ричард Эстес (2008) - Авторы: Сандро Пармеджани, Гильермо Солана, Джон Апдайк

3. Статья "Ричард Эстес - архитектор, маскирующийся под художника?" Джастин Дэвидсон / Vulture.com / 11 сентября 2015 г.

4. Статья "Картина или фотография? С Ричардом Эстесом трудно сказать наверняка". Автор: Сьюзан Стамберг / Утренний выпуск (NPR News) / 16 декабря 2014