(В этом блоге я рассказываю о нашей жизни в одном из самых прекрасных регионов Африки - сенегальской провинции Казаманс, расположенной на побережье Атлантического океана, почти на самом экваторе)
Ну вот, наконец-то на следующей неделе должен закончиться сезон дождей в Казамансе! Просверкает над Атлантическим океаном очередная короткая, но буйная гроза, в несколько минут зальет все улицы по колено, шквальный ветер снесет парочку плохо прибитых крыш, и можно будет вздохнуть спокойно до следующего июня.
Потому что жизнь в Казамансе делится на два периода: нормальной активной жизни с ноября по июнь, когда дождь не идет вообще, и период полного затишья - спячки - во время летнего сезона дождей. Поэтому даже сами сенегальцы называют этот период именно "спячкой" - французским словом hivernage.
А как иначе - ведь даже транспорт начинает ходить с перебоями. Хотя на дорогах и городских улицах построены всякие водоотводы по правилам инженерного искусства, даже они не справляются с нагрузкой. Что же говорить о деревенских грунтовках и песчаных лесных тропинках! Единственный транспорт, который как-то может по ним пробраться - это "джакарта", дешевый китайский мопед. А много ли увезешь на мопеде? Поэтому даже ассортимент в магазинах падает до минимума: ведь лавочнику просто не доехать до оптовой базы.
По этой же причине профессиональная активность в Казамансе затихает. Мастера не могут добраться до своих клиентов, не могут закупить материалы. Воистину спячка! Под конец периода дождей грунтовые воды стоят почти вровень с поверхностью земли, так что дождю всасываться просто некуда.
Поэтому многие местные африканцы стараются на период hivernage уехать из Казаманса к родственникам в большие города, где инфраструктура получше. Но даже там часто на далеких от центра улицах воды по колено....
А в деревнях из инфраструктуры обычно - только вот такие водоотводные арыки, как на фото внизу. Идти по узким тротуарам и обочинам сенегальских поселков нужно осторожно, чтобы не оступиться и не свалиться вот в такую бетонную канаву. Через них перекинуты мостки - бетонные, стальные или просто деревянные, ведущие ко входам в дома и магазины. В сухое время года арыки стоят пустые, а в сезон дождей наполнены почти до краев.
Раньше в арыки скидывали мусор, но новое правительство Сенегала, пришедшее к власти весной 2024 и сменившее прогнивший режим Маки Саля (у которого все важные посты в правительстве были поделены между членами его многочисленного семейства), очень серьезно взялось за улучшение жизни в стране. В частности на всех улицах понаставили через каждые несколько метров большие баки для мусора. Жителям Казаманса новинка очень понравилась, они же все-таки современные люди и понимают важность чистоты. Поэтому все с большим удовольствием стали кидать мусор в баки, а не в арык.
Справедливости ради, Казаманс и в прошлые времена был вовсе не завален мусором, как иногда показывают на фото и видео из других африканских стран. Каждое утро здесь начинается с того, что все домохозяйки и работники магазинов и мастерских тщательно выметают улицу перед своим домом или заведением. Для мусора есть специально отведенные места на пустырях.
Но, конечно, при полном отсутствии централизованного вывоза мусора или хотя бы вот таких урн-баков - куда выбросить бутылку из-под воды или пустую пачку сигарет? Вот люди и бросают прямо себе под ноги, не задумываясь - точно так же, как это делали мы когда-то в 1970-е в СССР (я жила, я прекрасно это помню!). Потому что на наших улицах тогда была хроническая нехватка урн, даже в Москве и Ленинграде их не было. Идешь по Москве полчаса-час и бумажный стаканчик от мороженого в руке сжимаешь, потому что его выбросить некуда.
А потом африканцы приплывают мигрантами на Запад и привозят с собой эту привычку: все использованное бросать не глядя себе под ноги. Они даже не понимают, что можно иначе. Вот так улицы лучших городов Европы и превратились в свинюшник.
Но я также прекрасно помню, как в начале 1980-х (наверное, под влиянием Олимпиады) вдруг на наших улицах появились урны. И - не сразу, но через несколько лет от силы - в городах стало чисто. Потому что все нормальные люди любят чистоту. Так и африканцы: поставьте в шаговой доступности урны, организуйте централизованный вывоз мусора и наймите бригады уличных уборщиков, и тут тоже через несколько лет будет чистота, как когда-то была в Европе...
Еще одна большая проблема с сезоном дождей - от него все моментально ржавеет и покрывается пятнами плесени, прежде всего постройки. Именно поэтому все дома в Африке выглядят такими страшными и покоцанными: по-хорошему им нужен свежий ремонт два раза в год. Плюс постоянный соленый ветер с океана, который за считанные месяцы разъедает новенькие блестящие жестяные крыши, которые так любят африканцы, превращая их в хрупкую ржавую труху.
Но плюсы у сезона дождей, конечно, тоже есть. В этот период вся Западная Африка, обычно покрытая желтой пожухшей под солнцем растительностью, расцветает и зеленеет. И дождь льет далеко не всё время, а максимум полчаса-час, после чего тучки расступаются и снова солнце светит посреди ярко-голубого неба, отражаясь в реках-лужах.
А что касается температуры воздуха, она тут настолько стабильная, что я давно перестала смотреть на термометр, т.к. ртуть в нем практически не движется. День за днем и месяц за месяцем она показывает одно и то же: минимум 28, максимум 31-32 градуса. Но это на побережье Атлантического океана: дальше вглубь материка становится жарче, и в том же Зиганшоре может достигать 35-36 градусов.
Но все равно здесь не бывает такой удушающей жары в 45-50 градусов, которая последние пару десятилетий царит летом на европейском континенте. Когда я жила в 2021 г летом в Карелии - а это глубокий север России! - там как раз температура была 45 градусов и столица республики город Петрозаводск стоял в кольце лесных пожаров, на улицах дышать было трудно от дыма и духоты. В Западной Африке такого экстрима практически не бывает.
Леги-леги! - До скорого!
__________________________________________
* Социальная сеть Facebook запрещена на территории РФ.