Найти в Дзене
Планета Животных

Как мыши помогли разгромить немцев в боях за Сталинград

Когда говорят о вкладе животных в победу над нацистской Германией, чаще всего вспоминают собак и лошадей. Самые эрудированные также назовут почтовых голубей, но никому не придёт в голову добавить в этот список мышей. Грызуны, напротив, вредят на фронте и в тылу, уничтожая запасы продовольствия и портя одежду, документы и вообще всё, до чего могут добраться. Но именно неприятная привычка этих животных грызть всё подряд помогла им внести свой вклад в победу Красной армии в Сталинграде. В то время как 6-я армия Фридриха Паулюса, неся тяжелые потери, прорывалась к Волге, 22-я танковая дивизия 48-го танкового корпуса находилась в резерве, надежно укрытая маскировочными палатками в бескрайних приволжских степях. Дивизия была оснащена легкими и значительно устаревшими чешскими танками Pz. 38 (t), но в боях за Сталинград сотня этих машин могла оказаться серьезным козырем в руках немцев. Чтобы защитить технику от холода и влаги, немцы тщательн

Когда говорят о вкладе животных в победу над нацистской Германией, чаще всего вспоминают собак и лошадей. Самые эрудированные также назовут почтовых голубей, но никому не придёт в голову добавить в этот список мышей. Грызуны, напротив, вредят на фронте и в тылу, уничтожая запасы продовольствия и портя одежду, документы и вообще всё, до чего могут добраться. Но именно неприятная привычка этих животных грызть всё подряд помогла им внести свой вклад в победу Красной армии в Сталинграде.

В то время как 6-я армия Фридриха Паулюса, неся тяжелые потери, прорывалась к Волге, 22-я танковая дивизия 48-го танкового корпуса находилась в резерве, надежно укрытая маскировочными палатками в бескрайних приволжских степях. Дивизия была оснащена легкими и значительно устаревшими чешскими танками Pz. 38 (t), но в боях за Сталинград сотня этих машин могла оказаться серьезным козырем в руках немцев.

-2

Чтобы защитить технику от холода и влаги, немцы тщательно обернули её соломой и поместили в специально вырытые траншеи. Поскольку топлива не хватало, танки не заводили, и все были уверены, что машины готовы вступить в бой в любой момент. 19 ноября 1942 года, когда Красная армия начала операцию «Уран» по окружению армии Паулюса, настал час 22-й дивизии, и ей было приказано отправиться на помощь 3-й румынской армии.

К неприятному удивлению нацистов, из более чем 100 танков только 30 были запущены. Остальная техника не подавала признаков жизни, несмотря на полные баки. Но не все из тех бронемашин, которые смогли сразу отправиться в путь, добрались до поля боя — некоторые из них безнадежно застряли в полях.

-3

Как оказалось, во всём были виноваты не советские диверсанты и ранние заморозки, а обычные полевые мыши. Эти крошки выбрали солому, которой были укрыты танки, и медленно перегрызали проводку машин. Устранить повреждения такого плана в полевых условиях очень сложно, а времени на такой ремонт не было. Танки так и остались стоять в открытом поле.

Ужасное положение немецких танкистов усугублялось глупыми приказами командования. В результате танки 22-й дивизии опоздали и не смогли соединиться с румынской танковой дивизией. После кровопролитных боёв с 1-м советским корпусом несколько уцелевших Pz. 38(t) вермахта были вынуждены отступить.

Историк Алексей Исаев уверен, что даже в полном составе танковая дивизия, состоящая из старых лёгких танков, не смогла бы противостоять массированному наступлению советских войск. Но факт остаётся фактом: ненавистные «мыши» на этот раз встали на сторону Красной армии и внесли свой вклад в Сталинградскую победу.

-4

Случай с мышами заставил немцев внимательно следить за техническим состоянием машин и любого оборудования в целом. 5 декабря 1942 года появилась директива Верховного главнокомандования Сухопутных войск, предписывающая постоянно проверять ходовые качества танков и других транспортных средств.