Во второй половине 1950-х годов классик отечественного кино Сергей Герасимов экранизировал в трех сериях роман Михаила Шолохова «Тихий Дон». Картина стала классикой мирового кино.
Перед автором сценария и постановщиком «Тихого Дона» стояла непростая задача – воплотить на экране многотомную эпопею, где представлены судьбы десятков человек, события многих лет жизни.
Герасимов решил точно следовать роману, вынужденно используя сокращения и слияния отдельных сцен. Режиссер стремился сохранить сюжет, характеры героев и драматизм событий. Но главный залог успеха экранизации, как отмечали советские критики, в том, что Сергей Аполлинариевич смог сохранить ощущение стиля шолоховской прозы.
В первой серии представлена жизнь казачьей станицы – размеренная и неторопливая, будто течение Дона. Происходит знакомство с семьей Мелеховых, зарождение мучительной настоящей любви Григория и Аксиньи.
Режиссер уделил особое внимание характерам главных героев, деталям казачьего быта. Первые главы «Тихого Дона» перенесены на экран с особым трепетом, будто Герасимов боялся упустить любую малейшую деталь романа.
Во второй серии акцент сделан на значимых общественных событиях. Действие наполнено батальными сценами из второй и третьей книг. Жестокие схватки, стрельба из ружей, храп коней. Человеческие судьбы отходят здесь на второй план.
В третьей серии представлена сама жизнь с ее трагическими противоречиями, напряженными страстями. Здесь объединены пристальный взгляд к героям первой серии и исторический размах событий второй.
Монолитная структура композиции, философское осмысление материала подводят экранизацию к яркому финалу.
Критики отмечали, что Сергей Герасимов в «Тихом Доне» очень внимателен к человеку, к его сложному и самобытному характеру. Герои в этом фильме – живые люди: они любят, мыслят, действуют. От множества частностей режиссер создает общую ткань картины, ее настроение, индивидуальность.
Петр Глебов прекрасно справился с ролью Григория Мелехова. Его герой – настоящий, шолоховский. Актер донес до зрителя мысли и чувства персонажа, раскрыл его душу.
Вспомним сцены первого боя, похорон Аксиньи, возвращение домой, сцену с Мишуткой в финале фильма. Глебов сыграл здесь с большой трагической силой.
Открытием фильма «Тихий Дон» стала Зинаида Кириенко, сыгравшая Наталью. Молодая актриса сыграла героиню, которая появляется на экране застенчивой и очаровательной, с нотками едва уловимого кокетства. Позже Наталья перед смертью пробирается домой с безнадежной улыбкой, общается с детьми. Между этими эпизодами – целая жизнь. Кириенко сыграла так, что зритель искренне сочувствует героине.
Некоторые критики и зрители отмечали, что Элина Быстрицкая выглядит в этом фильме слишком «городской», ее Аксинья не в полной мере соответствовала их ожиданиям. Но, при этом, сыграла она героиню с подлинным драматизмом. В итоге – Аксинья стала одной из лучших ролей актрисы.
- Это народный фильм, где воплощен данный Шолоховым живой и многогранный образ народа. Все события «Тихого Дона» неотрывны от судеб людей. История в этой картине – не фон для драматического действия, а их основа, - писали советские киноведы.
Фильм «Тихий Дон» имел большой успех у зрителей разных стран. Картину удостоили Большой премии на ХI Международном фестивале в Карловых Варах.