«Пираты XX века»
14 июля 1980 года в кинотеатрах страны прошла премьера остросюжетного фильма «Пираты ХХ века». Автором сценария был известный режиссёр Станислав Говорухин, а режиссёром–постановщиком Борис Дуров. В главных ролях снимались такие известные актёры, как Пётр Вельяминов (капитан сухогруза «Нежин), Рейно Арен (капитан пиратов «Мастер»), Николай Ерёменко–младший (старший механик) вместе со своим другом Талгатом Нигматулиным (пират Салех).
По сюжету на советский корабль «Нежин» с грузом опиума для фармакологической промышленности СССР нападает в океане организованная и отлично вооружённая группа морских пиратов.
Идея фильма была подсказана двумя событиями. В 1954 году советский танкер «Туапсе» был захвачен в Южно-Китайском море. Тогда был снят фильм «ЧП» («Чрезвычайное происшествие»), который стал лидером проката 1959 года. Вторым событием явилась публикация в советской печати о современных пиратах, напавших в Средиземном море на итальянский сухогруз и истребивших экипаж судна.
Съёмки фильма проводились в нескольких местах Крыма, а также в порту г. Жданов на Азовском море. Для участия в съёмках и постановки боевых сцен были отобраны несколько инструкторов Центральной школы карате: Валерий Смагин, Юрий Кутырёв и автор этих строк Джахангир Шахмурадов. На роль боцмана Матвеича был утверждён Тадеуш Касьянов.
Интересные факты
Уже на съёмочной площадке я ближе познакомился с режиссёром Борисом Дуровым и актёром Петром Вельяминовым. Узнав о моём режиссёрском образовании они в процессе работы охотно выслушивали мои предложения по сценарию и мизансценам.
С героями фильма — актёрами Николаем Ерёменко, Талгатом Нигматулиным, Леонидом Трутневым и Нартаем Бегалиным, мы были знакомы ещё с времён работы и учёбы во ВГИКе (1969–1977). Все четверо были студентами актёрского факультета разных годов выпуска. Ерёменко и Нигматулин учились в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой на одном курсе вместе с четырьмя Натальями — Бондарчук, Гвоздиковой, Аринбасаровой и Белохвостиковой, и окончили институт в 1971 году.
Насколько мне известно, уже в то время Ерёменко и Нигматулин пытались самостоятельно осваивать по книжке технику карате. Позднее, в конце 70-х, когда Талгат Нигматулин учился на Высших курсах сценаристов и режиссёров при Госкино СССР, Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов познакомили его с Алексеем Штурминым. После этого Талгат начал заниматься карате в группе у инструктора Виктора Смекалина и через некоторое время даже сдал экзамен на уровень красного пояса. Одновременно он делился приобретёнными навыками с Николаем Ерёменко и на съёмочной площадке они смогли убедительно их демонстрировать. Следует отметить, что большое количество удачно снятых боевых сцен не были включены в фильм во время окончательного монтажа.
В виду того, что в картине было много сцен насилия и жестокости, так несвойственных советскому кинематографу, киношное начальство, перестраховавшись, до поры до времени решило положить фильм «на полку». Поговаривали, что фильм очень понравился главе государства — Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу. Вполне возможно, что именно по этой причине он и был выпущен в прокат без задержки. В год премьеры фильма его посмотрели около 90 миллионов человек! В том же году на 13-м Всесоюзном кинофестивале в Душанбе кинокартина получила почётный приз жюри, а исполнитель одной из главных ролей Николай Ерёменко–младший по версии журнала «Советский экран» был признан лучшим актёром года.
За десять лет число зрителей возросло до 120 миллионов — и это был в истории отечественного кинематографа абсолютный рекорд! С тех пор фильм ещё не раз демонстрировался в кинопрокате и по телевидению, всякий раз вызывая у зрителей ностальгию и массу положительных эмоций.
В роли одного из пиратов по имени Харди в фильме снимался актёр второго плана Геннадий Четвериков. Для соответствия образу он был выбрит наголо, а тело расписано татуировками. Внешность его весьма подходила для этой роли — крупный, с мощным торсом и фактурным лицом. Уникален он был своим сибирским здоровьем и природной богатырской силой: легко гнул руками подкову, а толстую книгу мог разорвать в считанные секунды. При этом Геннадий обладал крайне мягким характером — прямо-таки божий одуванчик, который и мухи-то не обидит. Он ненавидел скандалы и ссоры, всегда был спокойным и уравновешенным.
Сцены погрузки опиума на теплоход и захвата судна пиратами проходили в порту города Жданов (ныне Мариуполь). После ужина члены съёмочной группы проводили свободное время гуляя по городу, посещая магазины и заглядывая на местный рынок. В один из дней Геннадий прогуливался с Леной, сотрудницей съёмочной группы, по приморскому парку. Лето было жаркое, и одеты они были по-летнему: Лена в лёгком сарафане, а Гена в джинсах и майке.
Приморский парк представлял собой единственную длинную аллею, протянувшуюся вдоль деревьев и густых зарослей кустарников. На всём протяжении аллеи располагались длинные добротные скамьи старого образца. Возле каждой из них стояли такого же образца и фонарные столбы.
Стемнело, фонари зажглись, но горели не все. Геннадий и Лена, решив отдохнуть, присели на скамью, которая находилась в тени. На соседней скамье, под светом фонаря, сидели две мирно беседующие девушки. Казалось, что кроме них и Гены с Леной в парке не было ни души. Неожиданно из кустов, как по мановению волшебной палочки, на аллею высыпала группа молодых парней. В мгновение ока они оказались у скамейки с девушками и начали к ним приставать. Наблюдая за происходящим «ухаживанием», Гена попытался встать, но Лена одёрнула его за руку:
— Ты что, с ума сошёл? Не видишь, это же местное хулиганьё. Сейчас и тебе достанется. Не вмешивайся!
— Как же, Лена… Там ведь девочек обижают… Надо заступиться! — пытался возразить Гена.
Но Лена вновь его осадила:
— Не смей! Мы здесь одни, никого кругом нет, а их вон сколько! Целых шесть человек! Убьют ещё… Давай-ка лучше уйдём отсюда.
Тем временем на соседней скамейке слышались всхлипыванья и жалостливые просьбы девчонок отстать от них. Гена не выдержал и с доброй интонацией в голосе обратился к парням:
— Ребята… не надо… Не обижайте девочек, не приставайте к ним…
Один из парней повернулся в сторону голоса. Вглядываясь и стараясь лучше рассмотреть крупную фигуру мужчины в темноте, он грубо бросил в пространство:
— Что, б…ь, баобаб?! Заглохни, тундра!
— Что я тебе говорила, — прошептала Лена. — Не делай этого! Сейчас они и до нас доберутся.
Геннадий несколько секунд сидел с опущенной головой, как бы размышляя над чем-то. Неожиданно он резко встал и расправив плечи сделал пару шагов в сторону скамейки, вокруг которой расположилась блатная компания. В свете фонаря появился атлетического вида детина, расписанный татуировками и с наголо бритой головой — чистый уголовник. Полностью войдя в образ пирата, он твёрдым голосом произнёс:
— Ребята! Я вас предупреждаю… Хватит приставать к девушкам. Встали и пошли отсюда! — и выдержав небольшую актёрскую паузу, добавил, — Быстро!!!
Все парни замерли, уставившись на громадную тушу бритоголового амбала, с татуировками на руках и груди. В наступившей гробовой тишине главный задира, минуту назад угрожавший Гене, совсем уже другим тоном произнёс:
— Да ладно, дружище! Чё ты? Всё нормально, мы так, подурачиться, — и повернувшись к своей команде, скомандовал, — Катим отсюда, пацаны, нам пора. Ну, его к лешему…
Вся ватага быстро двинулись вглубь аллеи, а девушки тотчас вскочили и направились в противоположную сторону. Проходя мимо Гены, они не забыли поблагодарить «матёрого уголовника»…
На следующий день рассказанная Леной история вызвала у съёмочной группы бурю эмоций, много смеха и комментариев.
Окончание следует...
Джахангир Шахмурадов
Москва, Россия