мой опыт применения на уроках биологии
СER это инструмент, с помощью которого можно развивать у детей исследовательские навыки. Расшифровывается аббревиатура так: C – claim (утверждение), e – evidence(доказательство), r – reasoning (обоснование).
Впервые я познакомилась с этим инструментом на тренинге, который проходила в рамках программы STEP Jana Talap, организованной корпоративным фондом Caravan of knowledge. Суть техники – научить ставить вопрос, находить доказательства и уметь обосновывать найденный ответ.
Классическое применение СER предполагает вопрос, на который нужно найти ответ с помощью доказательства и объяснения причин. На базе вопроса формулируется утверждение, которое очень похоже на гипотезу. Например, изучая тему «Органоиды клетки» в 10 классе я поставила вопрос так: «почему ядро является центральным регулятором клетки эукариот?» Убрав «почему» мы превратили его в утверждение (claim). Дальше уже с помощью учебника искали доказательства (evidence) этому утверждению и причины (reasoning) такого исключительного положения клеточного ядра.
Еще я попробовала применить его на лабораторной работе по исследованию процесса эмульгирования жиров в 9 классе. Мы взяли стандартную работу из учебника, но вместо цели работы поставили вопрос исследования. Учебник предлагал в качестве цели работы экспериментально ознакомиться с процессом эмульгирования жиров. Мы же сформулировали вопрос исследования как утверждение (claim): эмульсия масла и желчи будет более устойчивой, чем эмульсия масла и раствора белка.
Оборудование и ход работы были взяты в качестве доказательства (evidence). Полученные результаты наблюдения были занесены в таблицу и проанализированы. Выяснилось, что наше утверждение было неверным, поскольку эмульсия масла с желчью сохраняла устойчивость 7 минут и свыше, так же как эмульсия масла с раствором белка. Наше утверждение не было доказанным и мы нашли этому объяснение (reasoning) и сформулировали его как выводы.
На мой взгляд такая техника исследования лучше помогает формировать у детей научное и критическое мышление. Цель работы превращается в вопрос исследования, на который нужно найти ответ. Поиск ответов лучше вовлекает детей, конкретизирует область исследования и делает осмысленным весь процесс. Думаю, что и дальше буду применять Claim-Evidence-Reasoning и делиться этим опытом.