Большинство читателей, если не бывали, то, по крайней мере, слышали о районе нашей каменноугольной и заводской промышленности на юге (Екатеринославской губернии и Донской области). Таких углепромышленников, которые добывали бы уголь на собственных участках, очень мало, а большинство из них арендует землю под эту операцию у помещиков или крестьянских обществ за известную плату. Таких счастливых обществ немного на Руси, и тем страннее и непонятнее их индифферентное отношение к школе.
Описываемое нами село Макеевка находится в Таганрогском округе и состоит почти из 400 дворов. При душевом земельном наделе в 3 десятины, прекрасных сравнительно заработках, к тому же имеющихся всегда под рукой (рабочий и пара лошадей могут дать доход в день до 78 рублей, причём возка угля должна быть произведена, главным образом, крестьянами слободы Макеевки, что, обычно, и выговаривается при заключении условия с углепромышленниками) помимо случайных – общество это получает ежегодно разной аренды около 35 000 рублей, по 100 пудов угля на каждого домохозяина на льготных условиях (4 копейки вместо семи) и около 3 000 пудов угля бесплатно, который идёт на отопление общественных зданий. К этому надо ещё прибавить лёгкий сбыт сельскохозяйственных продуктов на собственных базарах и то немаловажное обстоятельство, что в течение уже многих лет макеевское общество не знает ни неурожаев, ни других сельскохозяйственных невзгод.
Когда же и позаботиться об упорядочении своей внутренней жизни, об общественных зданиях, положении служащих обществу, народном образовании, как не при таких благоприятных условиях. А между тем, на деле выходит не то. Оставляя в стороне другие неурядицы, мы пока остановимся лишь на положении здесь дела народного образования. Не угодно ли взглянуть на наше училище? Почти с самого края села, внизу косогора, ютится невзрачное саманное здание-школа, которое и узнаётся лишь потому, что кому-то, во избежание, вероятно, недоразумений, пришла мысль прикрепить доску с соответствующей надписью. Окна чуть больше аршина в высоту и пол аршина в ширину с неравными промежутками между ними; какое-то головоломное крыльцо с низкой дверью ведёт внутрь здания, со старой, местами проржавевшей крышей, с полуразвалившейся трубой. В соседстве со школой состоят: с одной стороны – сельское правление и арестантская, с другой стороны – сеновал и с третьей – сарай для общественных бугаев. Косогор, училище, правление, арестантская, сарай для бугаев, - не правда ли, какая прелесть?!
Но идём далее. Если гололедицы нет, вы можете ещё рискнуть взобраться на крыльцо, а там уже, конечно, и в само здание. Входя, не затворяйте, однако, за собой дверь: не то вы очутитесь в совершенной темноте. Затем, отворив дверь налево, вы прямо попадёте в класс. Полутёмная комната (к концу уроков – хоть лампы зажигай), низкая, загромождённая неуклюжей, допотопной конструкции мебелью, столь же интересная в археологическом отношении печь, столбы посередине для предотвращения обвала потолка, какие-то бурые пятна на этом последнем и такого же цвета зигзаги по стенам, грязный, некрашеный пол и ни вентилятора, ни единой даже форточки, - вот что вы здесь увидите. Вообразите же, какая тут атмосфера, когда в классе соберётся до 80 учащихся, то есть почти вдвое больше того, сколько может быть допущено. Кругом пыль, спёртый воздух и всякого рода запахи, начиная от селёдки и кончая дёгтем, который заботливый родитель вымазал «чоботы» своего сына.
При сравнении этой обстановки с прекрасными соседними училищами, например, Русского донецкого общества, выстроенного французами для детей русских рабочих, мы можем только удивляться мужеству учителя, который за ничтожное вознаграждение решается тут служить. Он получает 20 рублей в месяц, то есть столько же, сколько получает сторож соседней школы. Но и эта сумма не вся уплачивается учителю обществом: половину её выдаёт окружное земство. Мало того: общество в течение многих лет не затратило почти ничего на ремонт школьного здания, учебные пособия и прочие расходы, которые нёс попечитель училища, человек богатый. Но что, если он откажется от этого звания? Едва ли скоро найдётся другой, который согласился бы тратить не менее 200 рублей в год там, где свободно могут обойтись и без его пособий.
Если вам, читатель, приходилось когда-либо жить в захолустных наших деревушках, которым нет числа на обширной Руси, то вы знаете, конечно, - с какими трудностями сопряжено там доставление в кассу податей: иной раз они прямо «выколачиваются» мерами весьма и весьма чувствительными. Нет почти такого уголка, где бы не встречались эти искатели податей, которых нужда гонит за многие сотни вёрст на косьбу, в работники, в шахту. Немножко только воображения – и перед вами предстанут две диаметрально противоположные картины. В одном месте «сам с лошадью» возит целый день брёвна или едет за 25 вёрст за 40-50 копеек, ест ржаной хлебушек пополам с мякиной, горьким трудом добывает гроши для уплаты податей или лишается своей часто единственной коровёнки или своих рваных зипунов и кафтанов при неуплате. А в то же время другой – работает, когда ему вздумается, за 40-50 копеек свозит вас лишь на базар, отстоящий в двух верстах от слободы, а за 10 вёрст возьмёт полтора-два рубля, ест белый чистый хлеб и на праздники берёт водку четвертями!
И там и здесь имеются училища, но мы не знаем, много ли найдётся таких обществ, которые, состоя из 400 дворов, несли бы такой минимальный расход на училище, как Макеевка. Глубоко прискорбный факт.
Газета «Приазовский край» № 13 от 15 января 1899 года.
Навигатор ← Таганрогский округ
► Подборка "Образование на Дону"