Нина Петровна работала в налоговой много лет, занимала должность на государственной службе, планировала своей будущее. Жилья у нее, правда, своего не было. Удалось ей в свое время получить служебную квартиру, двухкомнатную, на себя и дочь, там и жила. В очередь встала, чтобы получить квартиру.
За годы жизни служебная квартира воспринималась как своя, дочь в ней выросла, замуж ее выдала Нина Петровна. И внука дождалась.
Внук сначала был зарегистрирован у отца.
Нина Петровна уже собиралась на пенсию, когда узнала новости – дом пойдет под снос.
- Маша, - звонила она дочке, - срочно перерегистрируй к нам сына, Мишеньку, чтобы на него жилье получить. А то нам с тобой однушку дать могут.
- Мама, точно?
- Точно, будем пытаться. Не скоро это будет, но будет.
Маша поговорила с супругом, с которым брак не оформляла изначально, были свои сложности.
Маша стала, так сказать, разлучницей. Супруг ее, когда они начали встречаться, был в браке. Жена у него была, как в мультфильме про Кентервильское привидение «дурна собой и не умела готовить». Что в такой женщине привлекло Костика – непонятно, этому удивлялась вся семья, настолько они были разные. Супруга у него еще обладала весьма склочным нравом.
Костик познакомился с Машей, и пропал. Любовь накрыла его с головой. Умная, хозяйственная, симпатичная. Да даже это было для него не главным. Они могли разговаривать. Костю это невероятно радовало. Ведь его жена или молчала, или обсуждала бесконечные ток-шоу и сериалы, при этом постоянно жуя. Костю раздражало, что она говорит с набитым ртом, хохочет над своими тупыми шутками, при этом крошки изо рта разносятся по кухне, попадая и в него. От этого жене становилось еще смешнее, все ее полное тело просто колыхалось от такого веселья.
Костя ушел к Маше, подал на развод. Супруга его почти бывшая ходила, устраивала скандалы разлучнице. Но Костя так просто не сдавался.
Маша переехала с Костей на съемную квартиру, и тут в бой с бывшей женой Костика вступила Нина Петровна. Опыт, харизма, умение унизить собеседника без применения ненормативной лексики, дали свои плоды, дамочка отстала, Костя наконец-то развелся, у них с Машей к тому времени родился Мишенька. Вот только регистрировать брак они не спешили. Мишу сначала зарегистрировали у папы, но, когда встал вопрос, что дом будут расселять, Маша зарегистрировала сына у мамы, где и сама была прописана.
Нина Петровна вышла на пенсию, и вот – наступил момент расселения. Предложили им однокомнатную квартиру.
Нина Петровна отказалась:
- Нас трое – я, дочь и внук. На состав семьи не менее двухкомнатной. Да и сейчас мы в двухкомнатной жили, а дают однокомнатную. Нет, мы не согласны.
Но администрация городского округа наставила, и обратилась в суд:
- Просим расторгнуть Договор найма служебного жилого помещения, признать Нину Петровну, ее дочь и внука утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселить их из служебного жилого помещения, а также обязать Нину Петровну принять по акту приема-передачи предложенную квартиру.
Нина Петровна возражала:
- Нас трое, мы живем в двухкомнатной квартире, а предлагают однокомнатную. Это неверно.
- У внука Вашего есть папа, членом семьи которого он является, пусть папа и обеспечивает. Вы вообще в служебном жилье живете. Не были бы пенсионеркой, вообще без предоставления новой квартиры выселили.
- В обязаны обеспечить нас жилым помещением, улучшить наши жилищные условия, а не в однокомнатную заселять.
- Нет, не обязаны. Данное предоставление не является мерой улучшения жилищных условий Вас и членов Вашей семьи, а связано исключительно с необходимостью расселения аварийного жилого многоквартирного дома. После предоставления квартиры Вы будете сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как обеспеченные жилым помещением в соответствии с нормой предоставления. Законные основания для внеочередного предоставления жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 57, статьей 58 ЖК РФ Вам отсутствуют, в очереди нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма внук не состоит, является членом семьи отца.
Суд первой инстанции в иске Администрации отказал, а встречный иск Нины Петровны о предоставлении двухкомнатной квартиры удовлетворил:
….суд первой инстанции исходил из того, что дом, в котором расположено служебное помещение, признан аварийным и подлежащим сносу. Предлагаемый администрацией вариант жилого помещения неравнозначен совокупности общей площади жилого помещения, занимаемого семьей Нины Петровны.
Администрация это решение обжаловала, и апелляционная инстанция согласилась с Администрацией, достаточно однокомнатной квартиры. В иске Нине Петровне было отказано.
Нина Петровна она же Наниматель по договору найма служебного жилого помещения …., является пенсионером по старости, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма составом семьи 2 (два) человека: сама … и ее дочь …, номер очереди 40 (сорок), не имеет в собственности иных жилых помещений, не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма и на основании п. 2 ч. 2 статьи 103 ЖК РФ относится к категории лиц, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
Ответчик – внук - в очереди нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма не состоит, является членом семьи отца … по адресу: <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении иска Администрации городского округа <данные изъяты> и отказе в удовлетворении встречного иска Нины Петровны.
Нина Петровна вздохнула:
- Биться будем до последнего. На кону стоит квартира – получим мы двухкомнатную или однокомнатную. Да и дают на 12 этаже 12-этажного дома. Не хочется на крайний этаж в маленькую квартирку.
*имена взяты произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из:
Апелляционное определение Московского областного суда от 27.03.2024 по делу N 33-9734/2024
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.