Найти тему
Вечерняя Казань

Дальше пешком: казанские лифты останавливаются на ремонт

Оглавление

В Татарстане до сих пор не решен вопрос замены старых лифтов. Заменить успевают не все. Импортозамещение есть, но не везде, а республиканскому заводу предстоит конкуренция с «коллегами» из других регионов.

Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Дорогая замена лифтового оборудования

Замену устаревших лифтов в многоквартирных домах Казани, которые отработали 25-летний период заложенного в них срока эксплуатации, производят ежегодно. Но уже в следующем году число таких лифтов увеличится из-за истечения эксплуатационного срока большинства из них в микрорайоне Азино-1. Это связанно с одномоментной застройкой панельных домов в этом районе в начале 2000 годов.

- Лифт подлежит замене после отработки 25 лет с момента ввода в эксплуатацию. На сегодняшний день все лифты, установленные даже в 1990-х, уже подлежат фактически замене. Другой вопрос, что в зависимости от интенсивности эксплуатации и качества организации технического обслуживания существует процедура продления срока эксплуатации с учетом в том числе мер капитального характера, которые можно применять на лифтах, - отметил директор Всероссийской «Первой лифтовой ассоциации» Юрий Клюшнев.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Причина проста - свыше 25 лет назад в Татарстане активно строили жилые высотки по программе ликвидации ветхого жилья. Поэтому только в Азино потребуется замена сотен лифтов. Со слов председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства исполкома Василия Лысачкина, на замену 284 старых лифтов на 89 городских объектах потребуется 866 миллионов рублей.

- В этом году в рамках капитального ремонта в Советском районе провели замену 65 лифтов. В 2025 году, предварительно, запланировано заменить 169 лифтов, - уточнили в пресс-службе администрации Советского района Казани.

Еще в начале этого года мэр города Ильсур Метшин напомнил об лифтовой проблеме и ее дороговизне. Он заявлял, что замена устаревших лифтов является наиболее дорогой частью программы капремонта. Напоминая, что когда истек срок эксплуатации лифтов еще советского производства, то на горизонте впервые замаячила эта городская проблема. Тогда, со слов мэра, мало кто понимал масштабы лифтовой проблемы, что даже требовалось убеждать и доказывать ее актуальность.

По мнению главы Казгорисполкома Рустема Гафарова, которое он озвучил еще в начале прошлого года, для успешной замены старых лифтов потребуется куча денег и только за счет средств капитального ремонта все сделать не выйдет.

К примеру, в следующем году примерно 40 процентов средств, выделенных для нужд программы капитального ремонта, пойдет только на замену лифтов.

- Средств на замену старых лифтов действительно не хватает, особенно сложная ситуация состоит на спецсчетах, там где собственники выбрали способ накопления на спецсчетах. В тех субъектах, где спрос на капитальный ремонт был невысокий и, к примеру, составлял до 15 рублей с квадратного метра, конечно, там не успевает скапливаться необходимая сумма на замену устаревшего лифта, - отметил генеральный директор Ассоциации «Российское лифтовое объединение» (РЛО) и исполнительный директор Национального лифтового союза Петр Харламов.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

При этом указав, что выходом из такой ситуации может стать софинансирование со стороны федерального правительства. В частности, в Госдуме идет обсуждение проекта федерального бюджета на следующий год. И ассоциация РЛО пытается добиться того, чтобы туда заложили средства на замену лифтов в российских регионах. Но пока в первую очередь необходимо рассчитывать на софинансирование от местных властей.

- Профессиональным сообществом для спецсчетов разработан проект ускоренной замены лифтов, который заключается в рассрочке платежа от 5 до 7 лет, - отметил Харламов.

Интересно, что еще в 2012 году удалось преодолеть надвигающийся кризис схожего характера. Тогда фонд реформирования ЖКХ выделил дополнительное финансирование и добавил в программу капитального ремонта замену 222 лифтов. Это помогло Казани заменить около 500 устаревших экземпляров, в основном в Ново-Савиновском районе, так как их срок службы к тому моменту истекал.

На запрос редакции в УК «Азино-Сервис», в чье ведение входит микрорайон Азино-1, отреагировали отказом от комментариев, а при разговоре по телефону бросили трубку. Но в УК Вахитовского района удалось взять комментарий у специалиста, который обслуживает лифты в Азино и Вахитовском районе.

- В этих районах Казани есть старые лифты, и их после 25 лет эксплуатации заменяют и ремонтируют. Но я бы не назвал это проблемой, это планомерная работа. Все планы до следующего года на сегодняшний день реализуются. Но, конечно, есть в районах такие лифты, у которых истек срок службы. Мы их подвергаем проверке, и если вдруг какие-то есть недочеты, то мы их устраняем. И потом специализированная организация в лице испытательной лаборатории выносит заключение о продлении срока эксплуатации того или иного лифта. Максимальное продление срока у нас на сегодня по нормативным документам идет до февраля 2025 года, - уточнил главный инженер УК Вахитовского района Андрей Алехин.

При этом он отметил, что после февраля следующего года, возможно, появятся устаревшие лифты, которые не успеют поменять. Но до февраля следующего года можно продлевать сроки для замены. По Азино, к примеру, Алехин знает как минимум два лифта, которым уже продлили срок службы несмотря на их возраст.

Нынешнее положение дел

На пятое августа этого года пресс-служба мэрии Казани писала о том, что замена лифтового оборудования проведена на 82,42 процента. А также что до первого октября этого года в 55 многоквартирных домах установят 149 антивандальных энергосберегающих лифтов отечественного производства, оборудованных кнопками со шрифтом Брайля. При этом акты ввода необходимо сдать заказчику до первого ноября. Все это исполком должен был осуществить в рамках программы по капитальному ремонту домов. Но на момент октября, со слов пресс-службы городской мэрии, в этом году удалось заменить 138 устаревших лифтов в 52 МКД.

- В планах на 2025 год произвести замену 309 старых лифтов в 98 МКД. Это коснется и микрорайона Азино, где как раз истечет срок эксплуатации лифтов, - сообщает Комитет жилищно-коммунального хозяйства Казани. При этом финансирование программы осуществляется из трех источников – это бюджет республики, бюджет муниципалитета, а также средства населения.

В Первую лифтовую ассоциацию также поступает множество обращений по вопросам замены лифтов.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- В ассоциацию обращается достаточное количество граждан по вопросам обеспечения технического обслуживания, безопасной эксплуатации лифтов. В том числе, конечно же, консультируются по процедуре замены лифтового оборудования в жилом фонде,  - уточнил Клюшнев.

Здесь, по словам директора ассоциации, процедура примерно единая, и детали ее определяются региональным оператором, который производит капитальный ремонт.

И сводится эта процедура к тому, что необходимо создать комиссию, которая оценит техническое состояние лифта. И в случае, если его состояние не предусматривает продление срока службы, то данный лифт встанет сначала в программу разработки проектно-сметной документации по его замене и впоследствии выполнения строительно-монтажных работ.

Проблема с лифтами, по мнению директора соответствующей ассоциации, до сих пор стоит очень остро и нуждается в эффективном решении.

- Помимо проблемы лифтов в жилом фонде, в стране хватает проблем с лифтами в учреждениях образования и здравоохранения. Совсем не охвачена, не закрыта проблема лифтового оборудования на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры, - напомнил Клюшнев.

Он также считает, что полностью потребность в замене лифтов в Казани на сегодняшний день все еще не реализована, как и во всех регионах России. Сейчас ведется обсуждение на уровне правительства России как с этой проблемой разбираться.

По мнению директора ассоциации, существуют альтернативные меры, которые позволяют хотя бы на 5-10 лет увеличить срок службы лифта. Это, к примеру,  капитальный ремонт лифта или его модернизация. Это процедуры, при которых производится замена основных узлов и узлов, влияющих на безопасную эксплуатацию лифта. А все остальное в случае приемлемого состояния остается неизменным.

- Картина по стране очень сложная сейчас в рамках ситуации с заменой старых лифтов. Их по стране очень много. К примеру, по данным фонда развития территории их более 75 тысяч. А по данным Ростехнадзора их вообще около 130 тысяч. Поэтому на их замену требуются значительные финансовые средства, - отметил Харламов.

При этом Харламов считает, что по Татарстану картина с лифтами еще не самая плохая в сравнении с другими регионами страны. В республике есть предприятие-изготовитель, которое производит лифты, под названием «Татлифт». Оно начало свою деятельность в апреле этого года. К ним, по словам Харламова, представители ассоциации  РЛО еще не успели приехать и посмотреть на реальное производство, чтобы оценить его масштабы. Их до сих пор туда не пригласили.

По словам главного инженера УК Вахитовского района, об установленных лифтах производства «Татлифт» именно в Азино он не слышал. Но татарстанский завод, по его мнению, не производит некоторые детали и так же, как и многие российские производители, закупает их отдельно.

- Где-то какие-то ролики поменять, где-то еще что-то - делаем. Чтобы лифты прослужили там вот этот срок, на который их как бы продляют. Ну в любом случае ремонты выполняются. То есть такого нет, чтобы лифты забросили. Ежедневно механики какие-то работы производят, где-то что-то меняют. Лифты не бесхозные, что в Вахитовском районе, что в Азино, - уточнил Алехин.

Дефицит кадров

Отдельно отмечается и проблема кадрового дефицита в сфере ремонтных и монтажных работ лифтов.

- Существует кадровый голод по персоналу, осуществляющему монтаж и замену лифтового оборудования. Что приводит зачастую к тому, что лифты выводятся на объекты и ждут своих монтажников в очереди. Лифты выстраиваются в очередь на месяцы вперед. Это приводит к низкокачественной приемке, то есть ввиду дефицита рабочих рук приемка лифта осуществляется не исходя из требований безопасности, а исходя из сроков программы. Конечно, это большой минус, и необходимо этот вопрос каким-то образом закрывать, - заявил директор ассоциации.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Решение этой проблемы Клюшнев видит в растягивании по времени этой программы на 10-15 лет. С учетом того, что многие лифты можно просто капитально отремонтировать, тем самым продлив сроки их службы на необходимое количество времени в пределах реализации программы, - добавил директор ассоциации.

Лифтовое импортозамещение

Несмотря на то, что лифты хоть и стараются производить в России, во многих МКД до сих пор стоят иностранные экземпляры. И их цена явно завышена.

- Ну конечно, на сегодняшний день лифты, произведенные в недружественных странах, это отдельное искусство технического обслуживания. Однако мне известны факты, когда в том числе и бюджетные организации продолжают заказывать и закладывать в проекты импортные лифты. В сущности, конечно, проблема с введением параллельного импорта, с его разрешением более-менее запчастями закрылась. Однако нужно понимать, что запчасти эти приходят в Россию по цене в полтора-два раза выше, чем их реальная стоимость, - рассказал Клюшнев.

Но производство отечественных лифтов также продолжает развивается. Со слов,  директора ассоциации, на сегодняшний день и в Казани есть собственное производство лифтов. А также в Москве, Московской области и еще в некоторых городах страны. Некоторые заводы только начинают свою деятельность.

- И даже сейчас при новом строительстве мы предлагаем застройщикам, девелоперам использовать наше отечественное лифтовое оборудование. Потому что эти санкции к России сейчас четко показали, что с импортными лифтами могут быть проблемы, как и с их импортными запчастями. Во-первых, они жутко дорогие, неимоверно дорогие, а во-вторых, даже их поставка, логистика, она по времени неудобная и они могут находиться неделю или месяц в простое без использования жильцами, - считает Харламов.

Ресурс лифтовых производителей, он достаточен для удовлетворения потребности программы капитального ремонта в части замены лифтов. Однако, по словам Клюшнева, следует учесть и тот факт, что лифты нужно не только произвести, их нужно еще и смонтировать, причем  качественно. А потом их еще нужно предъявить комиссии, и только затем сдать и ввести в эксплуатацию в рамках требований безопасности.

С ним согласен и Харламов, считающий, что лифтовых производителей в стране достаточное количество и их мощности позволяют полностью закрыть потребность в новом строительстве и замене старых лифтов.

Но при этом все устаревшие лифты в стране к необходимому сроку заменить не представляется возможным.

- Другое дело, что остается до февраля 2025 года немного времени для того, что старые лифты заменить, как того требует технический регламент Таможенного союза. Ведь за оставшееся время такое большое количество лифтов заменить по всей стране нереально. Поэтому мы надеемся, что срок технического регламента будет продлен. Но вместе с тем нужна четкая конкретная программа действий по таким лифтам, - напомнил Харламов.

По его словам, когда пять лет назад сроки продлевали, то думали, что за пять лет успеют все сделать, а фактически количество старых лифтов осталось на прежнем уровне из-за ежегодного прироста подлежащих замене или ремонту лифтов. Потому что лифты выходят из строя каждый год. Сейчас хоть и пошел некий спад по количеству таких лифтов, к примеру, раньше за пределы срока службы выходило по 20 тысяч лифтов, а сейчас по 10 тысяч. Но через год или два опять количество подобных лифтов будет увеличиваться. По причине того, что они были установлены в домах, которые строились еще в конце 90-х и начале 2000-х годов. Там был спад в строительстве, из-за чего сейчас таких лифтов несколько меньше.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Хочется верить, что «Татлифт» как предприятие по изготовлению отечественных лифтов, будет в своих мощностях развиваться. И сможет как минимум Татарстан и Казань лифтами снабжать, полностью покрывая внутренний региональный спрос. А также и граничащие с республикой регионы. Но вместе с тем хочу отметить, что в России очень много других производителей лифтов и  строительных заводов и они достаточно крупные. И «Татлифту» с ними конкурировать довольно сложно. Поэтому для успешной конкуренции им нужно, чтобы себестоимость их продукции была ниже конкурентов, -  уточнил Харламов.

Поэтому нужно снижать эту себестоимость наращиванием небольшого объема выпускаемых лифтов. Для этого нужна помощь регионального ресурса внутри республики, тогда конкурировать предприятию удастся.

- Железные купе кабины согнули, покрасили, купили лебедку с частотным преобразователем, вот лифт и катается. Кабины лифтов делают в России, светильники тоже, а также двери, которые открываются. Ну практически все, что вы видите, делают в России. А вот «мозг», который управляет движением лифта, пока еще не делают. В стране делают только станцию управления, а частотный преобразователь, который управляет самым главным приводом лифта, не делают, - уточнил Алехин.

Он также подчеркнул, что не производящиеся в России лифтовые детали закупают в основном в Китае, а не из западных стран. Западные детали закупаются только если какие-то лифты старого производства надо починить. Но это редкость сейчас уже.

Автор: Павел Наумов