/Окончание. Начало обзора дискографии Bolt Thrower вы можете почитать здесь/
Сколько я слышал восторженных отзывов о данной команде, не сосчитать. И необходимо отметить, что все они были вполне оправданы. Bolt Thrower – это группа, которая действительно достойна в свой адрес многих лестных слов, выраженных в превосходной степени.
«For Victory» («Ради победы», 1994), на котором появились еще и думовые оттенки, считается высшим достижением коллектива. Записывалась работа в Манчестере в измененном составе. В 1994-м из группы ушли сразу двое – Уиллеттс и Вэйл. Место вокалиста занял Мартин Ван Друнен (экс - Pestilence, Asphyx, Submission), а за ударную установку уселся Мартин Кернс.
Найдя свою фишку, ребята на «For Victory» продолжили двигать её вперёд. С тех самых пор музыканты черепашьими шагами сдвигались в плане музыки, а о текстах я вообще молчу. И скажу, может всё к лучшему. Есть группы, которым менять стиль категорически противопоказано. В общем, на «For Victory» есть всё, что было на «Четвёртом Крестовом Походе», в том числе и песни, которые причислены к классике этого коллектива: «Remembrance» и «For Victory».
Итак, представьте себе смесь низко настроенной гитары, наигрывающих громкие, рваные мелодии, на фоне еще более низкой фоновой гитары, это всё разбавлено басом, выбивающим ритм. На этот раз вокал звучит местами даже весьма зло, чего раньше не наблюдалось, и посему невозможно в очередной раз упрекнуть гроульщика за неэмоциональное исполнение.
В 1997-м Bolt Thrower заключили контракт с американским лейблом Metal Blade и хотели было приступить к записи очередного альбома, но тут неожиданно заболел Ван Друнен, и команде пришлось довольствоваться несколькими концертами с "бенедиктинцем" Дэйвом Ингрэмом у микрофона в качестве гостя. К концу 1997-го в группу все-таки вернулся Уиллетс, а также было объявлено о смене ударника – им стал 19-летний Алекс Томас.
На следующий год наконец-то вышел очередной альбом, «Mercenary» («Наемник»), тепло встреченный фанами, несмотря на длительный перерыв в студийной работе.
Военизированный музыкальный автомат выдал очередную порцию музыкального свинца (читай - песен), в количестве девяти штук. Как автомат Калашникова, Болты продолжают регулярно и надежно поливать головы слушателей отборнейшим, высококачественным дэтом. И да здравствует вернувшийся старый-новый командир отделения - Карл Уиллетс.
Определённо, но Болты не перестают удивлять: при очевидной однообразности композиций, на протяжении всего альбома встречается куча вкуснейших кусков, которые хочется смаковать снова и снова. Гроул Уиллетса идеален для такого рода музыки, потрясающая, ритуальная работа ударника, без наворотов, сбивок и проч.
На "Mercenary" многократно эксплуатируемые из альбома в альбом, похожие друг на друга риффы приобрели идеальную огранку. Темп средний и выше, а многие вещи разгоняются до ещё большей скорости. Вообще, помимо качества самих песен, особо хочется отметить то, как спродюсирован альбом, особенно в контексте милитари-направленности творчества Болтов: нарочито выступающие гитары напоминают этакий гул на поле боя, в котором смешалось всё: звуки выстрелов, стоны, лязг атакующих танков, врывающиеся из дыма и огня соло – как пикирующая авиация.
Ритм-секция, бьющая с оттягом, две бочки, подобные крупнокалиберному пулемёту, рвущему на части пространство, подчёркивают тот хаос, который творится вокруг. И гроул Карла Уилетса, жесткий и сухой, смещённый несколько на задний план, как голос командира, пытается перекричать весь этот ад, отдавая приказы своим бойцам.
Музыка местами однообразная, но в тоже время не несущая и тени намёка на депрессивность и безысходность. «Zeroed», «No Guts, No Glory» по моему мнению, лучшие здешние номера.
По окончании сессий Уиллетс вновь отбыл, предоставив концертную деятельность Ингрэму, к тому времени сбежавшему из Benediction. Продолжилась катавасия и с ударниками, и Томас, недолго продержавшийся в группе, уступил место Кернсу. Мартин вернулся в Bolt Thrower во время известного германского фестиваля Full force.
В конце 1998 года Earache Records выпустили «Who Dares Wins», альбом старых записей, часть которых входила в "Spearhead" EP и "Cenotaph" EP. Участники Bolt Thrower сочли этот акт попыткой лейбла подзаработать на репутации группы и обратились к фэнам с просьбой не покупать альбом. После выхода альбома группа провела европейский тур под названием Into the Killing Zone.
В 2001 году, вновь проведя короткий евротур (лишь пять концертов), Bolt Thrower приступили к работе над альбомом "Honour — Valour — Pride" («Честь, доблесть, гордость»), который вышел в конце года на Metal Blade. В группу к этому времени вновь вернулся Мартин Кирнс, уладивший личные проблемы. Однако ушёл Алекс Томас, разочарованный общим направлением развития коллектива.
Работа британцев 2001 года – это неторопливый, тяжеловесный британский death-metal высшей пробы. Четкие, многократно повторяющиеся гитарные риффы, ровные барабаны, отличное качество звука. Гроулинг Дейва Ингрэма звучит не так мощно, как у предыдущего вокалиста Карла Уиллетса, но, на мой взгляд, он специально подогнан под новую, более «механистическую» концепцию коллектива. Бас-гитара находится в руках хрупкой девушки по имени Джо Бенч с неизменным медальоном, который входит в лого группы. На технике игры и сыгранности останавливаться не будем – на тот момент ребята лили метал вместе уже 14 лет.
Но все же лучше всего музыку альбома передадут эмоции: представьте себе слитые воедино строй английских тяжелых линкоров, рейд танковой дивизии «Ад на колесах» и артподготовку советской артиллерии при штурме Берлина. Безжалостный и безостановочный механизм войны, тяжело ворочающий гигантскими шестеренками.
Выделить хиты из 9 трэков то же, что пытаться выделить что-то из колонны в 9 тяжелых танков, переехавших твой окоп. Простенько, но со вкусом сделаны эффекты: морзянка в «Contact Wait Out» и щемящие душу пароходные гудки последнего парохода, который эвакуируется из Дюнкерка в «Pride».
К недостаткам можно отнести обложку – на ней размещены какие-то имбецильные супермены. Напоминает коробку из под американских электронных военных игр начала 80-х годов.
В 2004 году Bolt Thrower приступили к работе над материалом для следующего альбома. Планировалось, что он будет записан в мае, а выйдет на Metal Blade к концу года. Тем временем было подготовлено европейское и американское турне.
Однако перед самым началом работы Дэйв Инграм по состоянию здоровья покинул состав. Группа отложила альбом и тур, занявшись поиском нового вокалиста. 18 ноября 2004 года было объявлено о возвращении Карла Уиллетса.
В мае 2005 года началась запись альбома "Those Once Loyal" («Те, кто когда-то был верен»). Он вышел в ноябре 2005 года (сначала в Германии) и не зря получил выскоие оценки критиков (Rock Sound, Rock Hard, Metal Hammer).
Он несомненно понравится и тем, кто любит старых Болтов, и поклонникам "минималистичного" разнобразия. Группа не сдвинулась со своей монолитной дороги, но, тем не менее, добавила несколько новых фишек.
Ударник уже не долбит бластбитами, но тут, я думаю, они особо и не нужны. Джо Бенч ответственна за отличную и четкую бас-партию. Дуэт Гевина и Барри - выше всяких похвал, особенно соло. Соло здесь просто замечательные - настолько они берут за душу и долго не отпускают.
Уиллетс... А что Уиллетс? Здесь он добился самого эмоционального и четкого гроула за всю историю группы. У вокала такой думовый оттенок, особенно на последнем треке.
Альбом очень качественный, красивый, мелодичный и в то же время жесткий.
В январе и феврале 2006 году Bolt Thrower провели первый этап европейских гастролей, за которым последовали весенние концерты в Скандинавии и Испании. Но из-за финансовых проблем концерты в США пришлось отменить.
В 2007 году Карл Уиллеттс в интервью Metal Review рассказал, что BT работают над новым альбомом. Однако, позднее, в июне 2008 года, стало известно, что новый альбом откладывается на неопределённый срок из-за того, что музыканты остались недовольны материалом, который они написали. Но это не означает, что группа окончательно распалась.
За пару лет коллектив дал множество концертов: в 2010-2011 гг. Bolt Thrower проехались по Европе, приняв участие во многочисленных фестивалях. Но конец все-таки наступил.
Мартин Кирнc, ударник Bolt Thrower c 1994 по 1997 г. и затем вновь с 2000 г. скоропостижно скончался 14 сентября 2015 г. в возрасте 38 лет. А затем, в 2016 –м году было официально объявлено о распаде.
Видео по теме: