Супруга Александра III, императрица Мария Федоровна, как известно, была большой любительницей не только красивых нарядов, но и драгоценностей. В украшениях, как и в платьях, предпоследняя государыня в особенности ценила разнообразие. Если судить по дошедшим до наших дней дневникам современников, больше всего Мария Федоровна любила жемчуга и бриллианты.
Повсюду жемчуга
У супруги Александра III имелось огромное количество украшений, в которых эффектно сочетались именно эти два вида камней. Жемчуга и бриллианты Мария Федоровна могла использовать не только в украшениях, но и отделывать ими свои наряды.
К примеру, на свой знаменитый черный бал, устроенный в пику австрийцам, она появилась в черном платье, расшитом бриллиантами. Такой же стиль в наряде было рекомендовано выбрать и дамам, приглашенным на торжество.
Жемчуга же Мария Федоровна могла носить, как в повседневной жизни, так и надевать их на самые крупные торжества. Ольга Александровна, младшая дочь Марии Федоровны, однажды написала в своем дневнике о наряде матушки:
Мама выглядела красивой, когда надевала то, что мы называли «Императорскими доспехами» – платье из серебряной парчи, бриллиантовую тиару и жемчуга, всюду жемчуга!
Камни Мария Федоровна, несмотря на то, что она была женщиной миниатюрной, обожала крупные. Предпоследняя императрица, благодаря своему пристрастию к гимнастике, имела просто превосходную осанку. По воспоминаниям современников, выглядела она всегда по-царски и очень величественно. Поэтому, несмотря на хрупкую фигуру и маленький рост, большие камни все равно смотрелись на Марии Федоровне просто великолепно.
Любовь к разнообразию
Бриллианты и жемчуга считались любимыми камнями супруги Александра III. Однако известно, что в нарядах и украшениях Мария Федоровна также очень любила разнообразие.
Конечно, помимо жемчужных и бриллиантовых драгоценностей, у нее имелись и украшения с другими камнями. К примеру, на одном из самых своих известных портретов кисти Маковского Мария Федоровна предстает в поистине роскошной сапфировой парюре «Волна». От внешнего вида этого комплекта буквально захватывает дух.
Были у предпоследней императрицы, конечно, и рубиновые и изумрудные украшения.
Поделочные камни для императрицы
Бриллианты, рубины, сапфиры и изумруды, как известно, относятся к драгоценным камням первой категории ценности. Такие кристаллы считаются «царскими» и именно их в своих украшениях обычно использовали жены правителей, в том числе и российских.
Но Мария Федоровна, обожавшая разнообразие, и ценившая не столько стоимость ювелирных изделий, сколько их стиль, дизайн и оригинальность, иногда поручала ювелирам изготавливать ей украшения и из менее ценных камней. Известно, что предпоследняя императрица могла носить украшения даже с достаточно простыми поделочными камнями.
Парюра в каталоге Ферсмана
Это доказывает, в том числе советский каталог романовских украшений, составленный в 20-е годы минерологом Ферсманом. В этом каталоге представлены драгоценности, изъятые новыми властями у царской семьи. Составлен этот каталог был для потенциальных иностранных покупателей. Издан он был очень ограниченным тиражом. Но до наших дней все же сохранилось около 20 экземпляров каталога Ферсмана.
На одном из фото этого каталога представлена парюра, изготовленная в 1890 г. ювелиром Карлом Фаберже. Особенностью этой парюры, состоявшей из диадемы и броши, является то, что вместо жемчугов, рубинов или сапфиров, основным элементом ее дизайна мастер выбрал обычную бирюзу, ограненную в простой технике кабошон.
Ювелир-новатор
В точности, почему Мария Федоровна решила сделать себе бирюзовую парюру, конечно, неизвестно. Но скорее всего, попробовать использовать этот камень в украшении ей посоветовал сам Карл Фаберже. Талант Фаберже, как известно, был замечен Романовыми именно во времена Марии Федоровны и Александра III. До этого представители царской династии заказывали украшения более маститым ювелирам, служившим Романовым на протяжении десятилетий и даже веков.
Такие старые компании в своей работе придерживались устоявшихся за долгое время традиций, практически никогда не отступая от них. Подобные рамки же, скорее всего, казались Марии Федоровне слишком тесными. Считается, что именно поэтому она и обратила внимание на Фаберже, молодого, талантливого и полного новых идей. В отличие от маститых старых императорских поставщиков, Фаберже начал изготавливать для царской семьи, хотя и в основном менее ценные и "серьезные", но зато более модные и оригинальные украшения.
Фаберже и камнерезное искусство
В число таких украшений, видимо, вошла и бирюзовая парюра Марии Федоровны. Фаберже, как известно, очень любил поделочные камни и часто изготавливал из них украшения, посуду, элементы интерьера и всевозможную стильную галантерею. В его мастерской был оборудован целый цех, где с поделочными камнями работали камнерезные мастера. Создавать красоту из такого материала ювелир очень любил, и видимо, еще и по этой причине посоветовал Марии Федоровне сделать необычную парюру.
Из всех поделочных камней бирюзу для изготовления парюры Фаберже выбрал, видимо, еще и потому, что камень этот всегда был популярен у российских женщин. Известно, что некоторые ювелиры прошлых веков даже неплохо наживались, покупая бирюзу за границей и перепродавая ее в России.
Необычная бирюза для парюры
Собственно сама бирюза делиться ювелирами на несколько категорий ценности. Помимо обычной бирюзы, существует и разновидность, которая в некоторых случаях может относиться даже к драгоценным камням. Такой бирюзы в мире существует очень мало – не более 5-8 % ото всех объемов добычи. Особенностью этого вида считается очень высокая степень плотности, стекловатость и наличие просветов по краям.
На черно-белом фото в каталоге Ферсмана бирюза в парюре Марии Федоровны настолько блестит, что напоминает жемчуг. Соответственно, скорее всего, при изготовлении комплекта для императрицы Фаберже использовал именно драгоценную, редкую и самую дорогую стекловатую бирюзу.
Роскошный комплект с изюминкой
Известно, что в общей сложности при изготовлении парюры мастера компании Фаберже использовали более 50 камней бирюзы. Эту роскошь в парюре Марии Федоровны Фаберже дополнил, конечно же, большим количеством бриллиантов, которые были огранены его мастерами в технике «роза».
Почти невозможное сочетание бирюзы и бриллиантов на взгляд современников, скорее всего, смотрелось очень необычно и оригинально.
Собственно сам дизайн комплекта Марии Федоровны не слишком отличался от дизайна других царских украшений того времени. Однако наличие бирюзы придало этому более-менее традиционному оформлению бросающуюся в глаза изюминку. Подчеркнув античное оформление парюры, бирюза придала ей вид очень старого украшения, которое могла бы носить, к примеру, какая-нибудь древняя принцесса или королева.
Носила ли парюру Мария Федоровна
Парюра у Фаберже получилась очень стильной. Однако любила ли ее Мария Федоровна и насколько часто надевала, осталось неизвестным. На портретах, дошедших до наших дней, императрица обычно предстает во всем параде и в самых дорогих и впечатляющих своих украшениях. Бирюзовая парюра, несмотря на всю свою роскошь, к наиболее ценным царским драгоценностям однако все же не относилась. Поэтому портретов Марии Федоровны с этим украшением не имеется.
Не дошло до наших дней и фотографий, на которых Мария Федоровна представала бы в бирюзовой парюре. Фото в царской семье делались чаще всего в обычной домашней обстановке, когда на императрице были надеты ее повседневные вещи и украшения. Не сохранились Марии Федоровны с бирюзовой парюрой, возможно, потому, что носить тиары "в быту" в царской семье было попросту не принято.
Печальная судьба комплекта после революции
Поскольку после революции необычная парюра матери Николая II была конфискована, судьба ее, конечно же, оказалась печальной.
Известно, что во время Первой мировой войны романовские драгоценности в целях сохранности и безопасности были перевезены из Петербурга в Москву и сданы в Оружейную палату. При этом чиновники Николая II действовали в такой спешке, что даже не составили описи этих драгоценностей.
Во время революции царские сокровища все еще находились в Оружейной палате, в подвале, запертые в сундуках. Здесь они оставались нетронутыми, вместе с другими романовскими ценностями, конфискованными уже во время революции, вплоть до 20-х годов. Во время гражданской войны новым властям было не до царских драгоценностей.
В 20-е годы же, когда стране понадобились деньги для восстановления разрушенного народного хозяйства, царские сундуки были вскрыты. Комиссия под руководством Ферсмана осмотрела их и классифицировала на группы.
В первую группу попали украшения, имевшие большую историческую ценность. Те немногие романовские драгоценности, которые попали в эту группу, позднее были сданы в Алмазный фонд и ныне экспонируются в Оружейной палате.
Большинство же романовских украшений комиссией было отнесено ко второй группе не слишком ценных исторически предметов и в последующем продано. Попала в эту вторую группу, конечно же, и бирюзовая парюра Марии Федоровны. Ведь изготовлено это украшение было менее чем за два десятка лет до революции, и соответственно, никакой исторической ценности не имело.
Известно, что перед продажей за границей новые власти разбирали украшения Романовых. Это, конечно, снижало выручку, но одновременно и позволяло избежать скандалов и судебных разбирательств. Ведь некоторым Романовым во время революции удалось бежать за границу. Иногда украшения большевики продавали и в целом виде. Но бирюзовой парюры это, скорее всего, не коснулось.
В глазах большевиков ее ценность заключалась, возможно, лишь в золотой оправе и россыпи бриллиантов. Соответственно, диадема и брошь, по всей видимости, были разобраны. Бирюзу и бриллианты продали, а золотую оправу переплавили.
Комплект греческой королевы
Некоторое время считалось, что продана парюра с бирюзой, принадлежавшая Марии Федоровне, советскими властями все же была в целом виде. Дело в том, что у греческой королевы Ольги Константиновны имелась очень похожая по оформлению бирюзовая парюра. Однако на самом деле Ольге Константиновне принадлежал все же другой комплект.
Известно, что королева сама заказала это украшение, видимо, вдохновившись парюрой Марии Федоровны. Дизайн украшения Ольги Константиновны несколько отличается от дизайна комплекта российской императрицы. В любом случае известно, что после кончины королевы ее бирюзовый комплект перешел в собственность ее невестки - греческой принцессы Франсуазы.