Найти тему
KinoGeek

30 самых неудачных продолжений фильмов в истории кино

Оглавление

Кажется, 2024-й рискует "прославиться" в киноиндустрии, как год самых провальных сиквелов: тотальный провал нового "Джокера", негативный приём продолжения "Платформы", неоднозначность нового "Битлджуса", впереди - суровое принятие второго "Гладиатора" Ридли Скотта. Но многие зрители совершенно забыли, что существовали в киноиндустрии примеры сиквелов и похуже: такие примеры, которые чуть было не похоронили наследие своих предшественников, поставили крест на зарождаемых франшизах и практически полностью обесценили фабулы первоисточников. В сегодняшней статье речь пойдёт о тридцати самых вопиющих примерах неудачных продолжений/сиквелов, окружённых негативной аурой со стороны и фанатов оригиналов, и совершенно новых зрителей. Приятного прочтения!

1. "Изгоняющий дьявола 2: Еретик" (1977)

Оригинальный "Экзорцист" (он же в отечественной вариации перевода - "Изгоняющий дьявола") - прецедент для всего хоррор-жанра, превративший тему экзорцизма и одержимости в мейнстрим для развлекательного кинематографа. Уильям Фридкин объявил о завершении своей работы на первом фильме, но успех картины в кинотеатральном прокате настолько вскружил голову продюсерам, что "Изгоняющего дьявола" было решено превратить в коммерческую франшизу. По правде говоря, тихий провал случился уже в сиквеле, видоизменившим концепт и саспенс предшественника: "Еретик" - всего лишь блеклая тень величия детища Фридкина, за ширмой которой скрывается безжизненная эксплуатация уже отыгранных приёмов и сводимость истории к уровню хорроров категории "Б" (на то время - очень популярных у аудитории)

-2

2. "Челюсти 2" (1978)

Ещё один пример головокружительного успеха, превратившего первую часть в культовое достояние для всего мирового киноискусства, а сами "Челюсти" - в подобие коммерческой франшизы. Из производства сиквела сразу же выбыл Стивен Спилберг, убежавший заниматься своим "Индианой Джонсом", а тема противостояния человечества и природы спешно отошла на задний фон. На переднем плане продолжения - чистая, но безжизненная и стерильная копирка первой части, которую попытались перевоплотить в подобие громоздкого блокбастера. Увы, не помогло: после невзрачного и пустого сиквела "Челюстей" будет штормить на протяжении многих лет

-3

3. "Психо 2" (1983)

Бессмертный монохромный шедевр Альфреда Хичкока, открывший миру наименование "слэшера" и сломавший не одно другое бессменное сюжетное правило развлекательного кино, не подразумевал разработку какого-либо продолжения. История Нормана Бейтса была завершена: как завершены и кровавые похождения обезумевшего маньяка возле мотеля своей почившей матери. Однако пропасть, в которую угодили слэшеры в начале 1980-х, вынудили голливудских продюсеров продлить жестокую вендетту Бейтса: уже без участия самого Хичкока, скончавшегося за три года до премьеры официального сиквела его любимого детища. Отрицательный результат не заставил себя долго ждать: фанаты оригинала прямой сиквел проигнорировали, а массовый зритель так и не понял, что авторы хотели выдавить из вполне законченной истории 23-летней давности

-4

4. "Полицейская академия 2: Их первое задание" (1985)

В ряде СНГ-поклонников американской эксцентричности и уморительной буффонады "Полицейская академия" считается бессмертной классикой комедии, установившей новый уровень юмора для своих последователей. Но лишь немногие помнят, что планка качества начала катиться по накатанной уже в сиквеле этой неоднозначной франшизы: язвительную буффонаду заменила очень странная карикатурность, а безумие действий персонажей перешло все допустимые рамки и границы. И пусть вторая "Полицейская академия" и считается одной из самых смотрибельных частей в общей франшизе, падение серии началось именно с 1985-го года

-5

5. "Техасская резня бензопилой 2" (1986)

Оригинальная "Техасская резня" - must have продукт своего времени, прародитель современного саспенса и напряжения в жанре слэшера, величественный памятник всей поп-культуры. От того и печальнее, что прямой сиквел "Резни" видоизменил концепт своего предшественника, превратившись в безликую и карикатурную чёрную комедию. Свернув с тропы приземлённого и едкого триллера, вторая "Резня" стала походить на слишком беззубую пародию, эксплуатирующую лейтмотив оригинала. Пускай после данного недоразумения продюсеры вновь смекнули, за что в своё время аудитория полюбила историю о противостоянии молодёжи и безумного маньяка с бензопилой наперевес на опустевшей техасской границе

-6

6. "Муха 2" (1989)

Главным пробелом сиквелов успешных фильмов являются ремесленники и кино-новички, заменяющие на посту режиссёров именитых творцов и культовых архитекторов. Вторая "Муха", из которой выбыл Дэвид Кроненберг, - как раз самый яркий пример подобного анти-правила разработки продолжений. Концепт боди-хоррора дошёл до точки невозврата, скатившись в унылое и комедийное цирковое представление, лейтмотив первой части оказался выброшен на обочину, а от былой режиссуры и пылкости молодого Кроненберга не осталось и следа. После такого провала любые продюсерские идеи насчёт разработки целой хоррор-франшизы по мотивам "Мухи" сразу же сошли на "нет"

-7

7. "Горец 2: Оживление" (1991)

"Горец" никогда не претендовал на звание бессмертной классики и эталона всего фэнтези-жанра, но каким-то чудом картина смогла образовать вокруг своей истории круг поклонников. К сожалению, все авторские перспективы встретили блеклую реализацию уже в прямом сиквеле фильма: безумие и карикатурность достигли своего апогея, а любые эстетика и шарм шотландского средневековья сошли на "нет", ввиду захода в степь жанра сай-фай. Фанатам оригинала же стоит понадеяться, что грядущий ремейк ленты, уже с Генри Кавиллом в главной роли и под режиссурой Чада Стахелски, сможет показать себя лучше блеклых продолжений франшизы из 1990-х

-8

8. "Возвращение в Голубую лагуну" (1991)

Оригинальная "Голубая лагуна" - эталон подростковых лав-стори, токсично-провокационное кино-полотно, восторгающее одну часть аудитории и отвергающее другую. Казалось, что эта трогательная и в то же время трагическая история была завершена ещё в первой части, но проломившийся успех ленты в кинотеатрах заставил продюсеров реализовать свои амбиции по поводу прямого сиквела. Сиквела, рассказывающего историю совершенно других персонажах в знакомых зрителям локациях: из "Возвращения" пропала любая беззаботная атмосфера, каждая малозаметная деталь, превратившая первую "Голубую лагуну" в эталон пост-модернистской мелодрамы. Но за одно зрители точно останутся в долгу перед новыми авторами: сиквел по полной запустил карьеру юной Милле Йовович

-9

9. "Ворон 2: Город ангелов" (1996)

"Ворона" Джеймса О`Барра можно адаптировать под самые разные реалии и тенденции мирового кино: эту разницу в эпохах отчётливо показал недавний ремейк, поменявший готов и современных панков местами. Но продолжения (и одновременно с этим - совершенно новые истории) самого первого "Ворона" решили окончательно уйти от степени магического реализма и погрузиться в дебри сказочного фэнтези: где противостоят Эрику (в "Городе ангелов" - новому герою, Эшу) не крупные криминальные синдикаты и маститые преступные группировки, а банды карикатурных магов. Но главным недостатком сиквела "Ворона" для зрителей так и остался неубедительный образ Венсана Переса: мискаст, по сравнению с которым ролью Билла Скарсгарда из недавнего ремейка можно восхититься

-10

10. "Скорость 2: Контроль над круизом" (1997)

Для многих СНГ-зрителей первая "Скорость" с Киану Ривзом - эталон развлекательного боевика, сопоставляющего реальность выдумке, а изобилие реализма - головокружительным практическим эффектам. Идея разработки прямого сиквела фильма, уже без Киану в актёрском составе, изначально была воспринята негативно: не помогло даже несоизмеримое количество крупных лиц в касте на один квадратный метр фильма. Почти что полностью отсутствующая динамика, налёты клишированной любовной истории, затмевающей редкие экшен-ноты, безликие персонажи и очень слабая визуальная сторона: все эти нативные недостатки сразу же превратили вторую "Скорость" в недоразумение, издевающееся над заданными параметрами качества предшественника

-11

11. "Универсальный солдат 2: Возвращение" (1999)

"Универсальный солдат" изначально позиционировал себя, как беззубый, карикатурный и энергичный сай-фай боевик, главная деталь которого - отсутствие внятной истории и драйвовый экшен, превращающий картину в подобие высокобюджетного музыкального клипа. Но в случае прямого сиквела фильма новые авторы восприняли данное описание слишком близко к сердцу: сумасбродный экшен окончательно высвободился из смотрибельных оков, оставив после себя лишь сухую, дешёвую и излишне компьютерную оболочку. "Универсальный солдат" всегда выделялся из среды боевиков 1990-х своей эклектической особенностью совмещения несовместимого: но вторая часть спешно проигнорировала эту особенность

-12

12. "Ведьма из Блэр 2: Книга теней" (2000)

Самый предсказуемый поворот в истории мирового хоррор-жанра: триумфальный успех "Курсовой с того света", принёсший своим авторам (молодым студентам) более сотни миллионов долларов чистой прибыли, видоизменился в чистое студийное безумие. Прямой сиквел картины, который отдали уже в руки полноценных кинематографистов, свернул из лона таинственности и мистики первого фильма, пустив корни в жанр слэшера. Неприлично малый хронометраж для работ подобного рода родил путаницу в событиях, а дешёвые налёты драйва и энергичности лишь доказали, что успех оригинальной "Ведьмы из Блэр" заключался в её мокьюментари-особенности. Сомнамбулические образы же - явно не то, в чём нуждался огромный круг поклонников оригинала

-13

13. "Очень страшное кино 2" (2001)

Язвительная пародия на самые заевшие клише популярных хорроров собрала вокруг себя огромную базу поклонников: "Очень страшное кино" перевоплотилось в поп-культурный феномен, который решили выдоить до последней капли. Из прямого сиквела исчез любой шарм оригинала: мета-модернистское чувство юмора постановщиков заменилось скучнейшими туалетными шутками, в связи с чем из второй части пропала вся беззаботная атмосфера предшественника. Абсурд стал цирком, а стёб видоизменился в слепую ведомость правилам первого фильма: так и работают все крупные франшизы, как бы они не пытались позиционировать себя перед зрителями

-14

14. "Американский психопат 2: Стопроцентная американка" (2002)

Начало 2000-х ознаменовало всеобщую борьбу среднего социального класса с деспотичным сводом правил капитализма. "Американский психопат" чётче других рассказал локальную историю о борьбе общества и "маленького" человека, завершив одиссею Патрика Бейтмана в лаконичном и амбивалентном финале. "Стопроцентная американка" же пошла по самой скучной и однообразной тропе: эксплуатации всех выстреливших трюков предшественника. Харизма Кристиана Бэйла сменилась хрупкостью юной Милы Кунис, а смесь гротеска и напряжения - чёрной комедией неловких ситуаций. А фанаты оригинального фильма не признают существование столь невразумительной второй части даже по сей день

-15

15. "Матрица: Перезагрузка" (2003)

Если первая "Матрица" братьев (сестёр) Вачовски всё ещё считается эталоном революционной фантастики, совместившей грани антиутопии и философские размышления об ужасах футуристического будущего, то вторая и третья части трилогии вызывают двойственные ощущения у публики. "Перезагрузка" практически полностью отказалась от концепта оригинала, видоизменившись в эстетический блокбастер: красивый, величественный, но лишённый всякого смысла. Но самый сокрушительный крах дуэт Вачовски постигнет через год после премьеры сиквела: добьёт же плачевную ситуацию с франшизой невзрачная премьера "Воскрешения" в 2021-м году. Видеть столь стерильное и лишённое всяких шероховатостей продолжение гиганта поп-культурной сферы - действительно досадное разочарование

-16

16. "Грязные танцы 2: Гаванские ночи" (2004)

Однобокий и прямолинейный взгляд авторов сиквела "Грязных танцев" на латиноамериканскую культуру - то звено, из-за которого репутация продолжения в глазах фанатов оригинала была раз и навсегда уничтожена. Хотя "Гаванские ночи" так и пытаются казаться успешным младшим братом своего предшественника, пускаясь в энергичный отрыв, любой шарм первого фильма оказался стёрт под натиском стерильности и слишком вызывающей рафинированности происходящих событий. Вторые "Грязные танцы" так и не рискуют сказать аудитории что-то новое, оставаясь блеклой тенью яркого первопроходца жанра

-17

17. "Звёздный десант 2: Герой федерации" (2004)

Смена курса трагической тональности первого "Звёздного десанта", уподобляющего войну людей и гигантских инопланетных жуков экологическим катастрофам и бессмысленным людским конфликтам, стала громким отзвуком дешёвой премьеры прямиком на DVD-дисках. "Герой федерации" превратил набирающую обороты франшизу в подобие унылой и очень дешёвой компьютерной игры, акцентирующей внимание лишь на скудных и визуально слабых поединках между бравыми солдатами и инородными захватчиками. Данный поворот жанровых правил не оценил по достоинству никто: ни фанаты оригинала, ни новые зрители

-18

18. "Сын маски" (2005)

Главный кошмар для всех почитателей картины с Джимом Керри: "Сын маски" будто бы намеренно иронизирует над канонами предшественника, стискивая все интересные этюды и особенности первой "Маски" в сторону дешёвого и сырого китча, уподобляющегося традиционному семейному кино. Отталкивающие персонажи, отвратительное чувство юмора новых постановщиков, присутствующий лишь для галочки формальный сценарий, ужасная работа с визуалом, дешевизна в каждом кадре: "Сын маски" навсегда закрепился в стане самых худших продолжений культовых фильмов за историю мирового кинематографа

-19

19. "Основной инстинкт 2: Жажда риска" (2006)

Прямой сиквел "Основного инстинкта" рождался в таких муках, что картина была обречена на провал ещё со стадии ухода из производства первого режиссёра. Не совладев с современными правилами жанра, "Жажда риска" попросту прошла по тропе своего предшественника, попытавшись вызвать зрительскую симпатию в свою сторону при помощи очень слабой и дешёвой эксплуатации ностальгии. Спасти положение не смогла даже роковая Шэрон Стоун, что чуть не опорочило все достижения едкой провокации Пола Верховена

-20

20. "Эффект бабочки 2" (2006)

Философия первого "Эффекта бабочки" могла отпугнуть определённую часть зрителей, но несоизмеримая жестокость картины, перекликающаяся с тяжеловесной судьбой протагониста прямиком из перевёрнутой картинки реальности, превратила ленту в культовое достояние для всей современной поп-культуры. От того и не ясно, что авторы хотели раскрыть в сиквеле картины, безбожно повторяющей тропы оригинала: никаких новых эмоций, чувств и ощущений. Лишь отсутствие души и однообразная калька более выигрышной истории, с блеклой режиссурой и слабой визуальной стороной. Сразу же второй "Эффект бабочки" превратился в среднего представителя среды DVD-продолжений

-21

21. "Эван Всемогущий" (2007)

Не столько прямой сиквел "Брюса Всемогущего", сколько его ответвление про совершенно нового героя, попавшего под немилость самого Бога. Тем не менее, "Эван Всемогущий" полноценно покинул философские тропки оригинала, решив прикинуться традиционным представителем детского семейного кино: где козни Бога - деяния антагониста, лицемерные поступки главного героя - источник чувства юмора режиссёра, а кульминация - приторный и вылизанный хэппи-енд. Не такого уровня качества поклонники ленты с Джимом Керри ждали от новой главы серии, персонажи которой обретают ряд экстраординарных и буквально божественных способностей

-22

22. "Чужие против Хищника: Реквием" (2007)

Осознав барьеры первого "Чужого против Хищника", вызванные "подростковым" ограничением PG-13, постановщики "Реквиема" постарались вывезти уровень графического насилия в сиквеле на новый уровень: но дешевизна и звенящий абсурд сценария так и не позволили этому случиться. Картина нарушает самые важные правила канона франшизы и выступает посредственным представителем развлекательного фильма: сырость, дешевизна и комедийность событий чуть было не поставили крест на всей серии фильмов. Пока через пять лет в студию вновь не вернулся Ридли Скотт

-23

23. "Утомлённые солнцем 2: Предстояние" (2010)

Разрушение наследия великих народных фильмов - дело рук очень наглых ремесленников, решающих продолжить доить рассказанную несколько лет тому назад историю. Редко когда в киноиндустрии подобным делом промышляют сами творцы, создавшие подобное наследие: а Никита Михалков и его многосерийное продолжение "Утомлённых солнцем" - самый яркий пример стираемых граней между добром и злом. Невинность и хрупкость - исчезли в огне ненависти и ярости, волшебные взаимоотношения между отцом и дочерью - заменились отталкивающими диалогами между бездушными персонажами. А сами "Утомлённые солнцем" чуть было не разрушили своё влияние среди деятелей современной индустрии развлечений в России

-24

24. "Тачки 2" (2011)

Бесхребетные продолжения, издевающиеся на идеей оригинала, - дело рук сегодняшних Disney и Pixar. Из-за чего многие зрители позабыли о прецеденте 2011-го года: когда вторые "Тачки" стали буквально самым ненавистным студийным мультиком за всё десятилетие. Классический спортивный нарратив о вере в себя окончательно отошёл на задний план, а история развернулась вокруг шпионских страстей, в которые попал, пожалуй, самый неоднозначный и чуть ли не отталкивающий герой первой части - ехидный Мэтр. Кто знает, быть может сиквел "Тачек" сработал бы в контексте полностью оригинального произведения. Сегодня мы лишь знаем, что обернувшийся неудачей эксперимент вновь вынудил авторов вернуться к гоночной тематике уже в триквеле

-25

25. "Сайлент Хилл 2" (2012)

Атмосфера оригинального "Сайлент Хилла" - это его задымленная атмосфера, мрачное отражение пост-индустриального американского городка, погружённого в глубокий сон при помощи едкого тумана. Там же заблудшие путники встречали прокажённых чудищ, антропоморфных мутантов и обезумевших маньяков. И если первая кино-вариация "Сайлент Хилла" смогла ухватить игровой нарратив, то её сиквел сходу нарушил все основные правила этой вселенной. Густой саспенс сменился зяблым графическим насилием, а сомнамбулические эффекты городка - дешевизной и посредственным визуалом. Для фанатов серии данный проект сразу же стал досадным разочарованием

-26

26. "Новый Человек-паук: Высокое напряжение" (2014)

Второй "Человек-паук" Марка Уэбба - явление настолько неоднозначное и противоречивое, что картине удалось пройти небольшую проверку временем, заполучив фанатскую любовь уже в наши дни. Так или иначе, в 2014-м году "Высокое напряжение" видоизменилось в сокрушительный провал: перегруженное повествование, сумбурная история и хаотичность событий стали причинами, по которым лента получила ярко окрашенный негативный отклик со стороны зрителей. Все наполеоновский планы Sony Pictures по развитию этой франшизы сразу же сошли на "нет", а уже через два года права на персонажа получили в своё распоряжение Marvel Studios. Более грустный провал в среде супергероики нужно ещё поискать

-27

27. "День независимости: Возрождение" (2016)

Продолжения фильмов-катастроф 1990-х, образующих достояние американского культурного кода в общей коалиции, - заочно провальное дело. В 2016-м году об этом так и не смекнул Роланд Эммерих, решивший вернуться к своему самому любимому детищу - истории о противостоянии американских властей и колониальных пришельцев прямо на пороге Дня независимости США. "Возрождение" стало угасанием славы первоисточника: спасти положение не смог даже современный визуал, играющий на костях оригинального фильма. Кажется, что после данного сиквела и карьера Эммериха пошла под окончательный откос

-28

28. "Тихоокеанский рубеж 2" (2018)

Стиль первого "Тихоокеанского рубежа" Гильермо дель Торо - это его реализм, сочетаемый с традиционным нарративом противостояния людей и гигантских кайдзю, прямиком из японских фильмов полувековой давности. Эта идея была полностью опущена в прямом сиквеле: "Тихоокеанский рубеж" превратился в слепую пародию на "Трансформеров" и "Могучих рейнджеров" единоразово, окружённую слепым подражанием канонам первой части. Ночь стала днём, мрачный лунный свет, падающий на броню Егерей и монструозных гигантов из Марианской впадины, превратился в фальшивку. Во второй части "Рубежа" нет души и видения оригинала: картина стала типичным представителем стриминговых высокобюджетных блокбастеров, созданных для заполняемости весеннего слота в пустующем расписании

-29

29. "Телохранитель жены киллера" (2021)

Первый "Телохранитель киллера" тоже не мог похвастаться оригинальностью, но та лента справлялась с единственной задачей: она развлекала публику оголтелым экшен-сегментом и уморительными комедийными вставками. Этот колорит был полностью утерян в прямом сиквеле, обесценившем концовку первого фильма и сменившего градус с язвительной мета-комедии в сторону около-телевизионного представления, гиперболизированного до слепоты в глазах. "Телохранитель жены киллера" стал будто бы пародией на первую часть, отчаянно пытающейся ухватиться в воздухе за её успех

-30

30. "Зачарованная 2" (2022)

Создание legacy-сиквелов для стримингового подразделения Disney - неотъемлемая студийная практика современности: от того и не удивительно, что вторая "Зачарованная" получилась лишь слепой попыткой зацепиться за ностальгические задворки поклонников первого фильма. Никакой души и магического реализма оригинала не осталось во второй части и подавно: сиквел "Зачарованной" превратился лишь в пустое послесловие, выкачивающее соки из предшественницы для заполнения пустующего осеннего слота. Перед зрителями стоит уже следующий вопрос: а точно ли мы нуждаемся в подобных legacy-продолжениях в сегодняшнее время?

-31