Найти тему

ОСАДА ВЕРДЕНА

1916 год Верден, Франция
1916 год Верден, Франция

21 февраля 1916 года немецкие войска предприняли массированную атаку на французские крепости, защищавшие город Верден. Битва продолжалась несколько месяцев. Несмотря на огромные потери с обеих сторон — 2200 убитых и раненых немцев за один день — и применение газа и огнеметов, последняя крепость так и не пала.

На этом снимке запечатлен момент не просто смерти одного человека, но и гибели образа мыслей о войне, мужестве и свободе воли человека. На нем изображен французский офицер, которого расстреливают из пулемета, когда он ведет своих людей в контратаку на немецкие позиции. Взятый из кинокадров, он представляет собой изображение боевых действий на передовой во время Первой мировой войны, в отличие от более знакомых фотографий убитых и раненых, окопов и пустынных полей сражений.

Действие - это сердце этого изображения и его ирония. Массовые жертвы и ужасные страдания на Западном фронте во время Первой мировой войны произошли именно потому, что генералы с обеих сторон верили, что войну можно выиграть решительными действиями. На этом снимке показано такое действие: люди, бегущие к пулемету. Механическая эффективность обороны с помощью пулеметов, укреплений, колючей проволоки и артиллерии была намного выше, чем ресурсы нападения.

У этих солдат нет ничего, что могло бы защитить их, кроме жестяных касок. Первый человек умирает на наших глазах; через мгновение умрут и остальные. "Какой прощальный звонок для тех, кто умирает как скот?" - спросил британский военный поэт Уилфред Оуэн. Атаки, подобные этой, были характерны не только для французов или Вердена. Каждая армия по очереди выходила из окопов в обреченном броске по ничейной земле в Ипре, на Сомме. На этой фотографии представления девятнадцатого века о мужестве сталкиваются с современной реальностью. На ней запечатлен конец иллюзии.

Тщетный героизм этой фотографии предвосхищает послевоенные изображения полного уничтожения личности. В искусстве Георга Гросса и Отто Дикса в Германии или в британском фильме Джейкоба Эпштейна "Скальный бур" люди, бросающиеся на врага, становятся бесчеловечными механическими монстрами. Абсурдность, мелькнувшая на этой фотографии, была воссоздана в фильме Стэнли Кубрика "Тропы славы" (1958) о французской атаке на позицию под названием "Муравейник".

#осадавердена #верден #перваямироваявойна #применениегаза #западныйфронт #стенликубрик