21 февраля 1916 года немецкие войска предприняли массированную атаку на французские крепости, защищавшие город Верден. Битва продолжалась несколько месяцев. Несмотря на огромные потери с обеих сторон — 2200 убитых и раненых немцев за один день — и применение газа и огнеметов, последняя крепость так и не пала.
На этом снимке запечатлен момент не просто смерти одного человека, но и гибели образа мыслей о войне, мужестве и свободе воли человека. На нем изображен французский офицер, которого расстреливают из пулемета, когда он ведет своих людей в контратаку на немецкие позиции. Взятый из кинокадров, он представляет собой изображение боевых действий на передовой во время Первой мировой войны, в отличие от более знакомых фотографий убитых и раненых, окопов и пустынных полей сражений.
Действие - это сердце этого изображения и его ирония. Массовые жертвы и ужасные страдания на Западном фронте во время Первой мировой войны произошли именно потому, что генералы с обеих сторон верили, что войну можно выиграть решительными действиями. На этом снимке показано такое действие: люди, бегущие к пулемету. Механическая эффективность обороны с помощью пулеметов, укреплений, колючей проволоки и артиллерии была намного выше, чем ресурсы нападения.
У этих солдат нет ничего, что могло бы защитить их, кроме жестяных касок. Первый человек умирает на наших глазах; через мгновение умрут и остальные. "Какой прощальный звонок для тех, кто умирает как скот?" - спросил британский военный поэт Уилфред Оуэн. Атаки, подобные этой, были характерны не только для французов или Вердена. Каждая армия по очереди выходила из окопов в обреченном броске по ничейной земле в Ипре, на Сомме. На этой фотографии представления девятнадцатого века о мужестве сталкиваются с современной реальностью. На ней запечатлен конец иллюзии.
Тщетный героизм этой фотографии предвосхищает послевоенные изображения полного уничтожения личности. В искусстве Георга Гросса и Отто Дикса в Германии или в британском фильме Джейкоба Эпштейна "Скальный бур" люди, бросающиеся на врага, становятся бесчеловечными механическими монстрами. Абсурдность, мелькнувшая на этой фотографии, была воссоздана в фильме Стэнли Кубрика "Тропы славы" (1958) о французской атаке на позицию под названием "Муравейник".
#осадавердена #верден #перваямироваявойна #применениегаза #западныйфронт #стенликубрик