Найти тему
Субъективный путеводитель

"Когда же настоящая Сибирь?!", или Как живёт глубинка Омской области?

Путь по Иртышу через Омскую область - монотонный... хотя это не значит, что не интересный: всё же новый для меня способ перемещения (теплоход), разговоры с попутчиками, возможность созерцать постоянно меняющиеся пейзажи, попивая на свежем воздухе чаёк, словом сочетание двух самых прекрасных на свете вещей - общения и движения - не надоедает.

Но то были ощущения "на месте", которые в блоге не прочтёшь. Так что вот вам просто виды прииртышских деревень, русская глубинка в необычном ракурсе. Дома, лодки, трактора, паромы, кладбища, животные, люди...

А вот огромный деревянный крест, уже не помню точно. где:

-3

Как видите, пейзаж тут ещё не слишком-то суров: Иртыш конечно силён и быстр (не зря один из его переводов - Землерой), но узок (те же 300-400 метров), его берега невысоки, а растут на них берёзки да ивы, как на какой-нибудь Десне. Прямо сказать, к концу второго дня и особенно на третий день всё чаще одолевает вопрос "ну когда же НАСТОЯЩАЯ Сибирь?".

А вот нас пропускает баржа - на реке, как и на железной дороге, пассажирский транспорт имеет приоритет перед грузовым, тем более если ходит он раз в две недели:

-4

Тут очень переменчива погода - это свойство Западной Сибири весной и летом я замечал и раньше, ведь над равниной ветры гуляют почти как над морем. Ненастье нас застало близ устья реки Шиш (говорят, очень красивой выше по течению) по правому борту:

-5

Усть-Шиш или Шиштамак (что в общем одно и то же) как татарская деревня известен с ещё дорусских времён, но в 1858 году татар отсюда выжило три крупных наводнения подряд, а в 1860-х годах здесь обосновался рыбзавод, на котором трудились тарские каторжане. И неприметные пруды у берега - ни что иное, как старинные рыбьи садки:

-6

Детали северного быта - на кадре выше слева видна зимняя водонапорка, упакованная в сруб, в котором похожа на мельницу без крыльев. А по берегам то и дело попадаются лесопилки:

-7

А отлогий берег 8 километрами ниже известен как Ермакова Пристань - для нас это начало иртышской Ермакиады, крайняя точка его похода в 1585 году: до того Ермак со товарищи два года провёл в покорённом Искере, бывшей столице Сибирского ханства у нынешнего Тобольска, а затем отправился вверх по Иртышу на поиски своего врага - хана Кучума.

Разбив шиштамацких татар, он встал где-то на этом берегу напротив "вершины" пологой излучины, и по легенде, видя крайняя нищету местных жителей, даже не стал облагать их ясаком. Кучум, между тем, был тут в своём праве, и потому сумел обхитрить атамана - здесь Ермака застигло известие о якобы задержавнном Кучумом бухарском караване на реке Вагай, казаки отправились назад, и в устье Вагая были убиты, попав в засаду.

Те места я тоже увидел - но лишь на следующий день. Пока же остаётся представлять на месте той машины струги, дым костров, злых казаков с всклокоченными бородами да пригибающих чёрные головы татар, один из которых под видом ограбленного купца рассказывает грозному, как идол, Ермаку о захваченном Кучумом караване...

-8

Пока что едем дальше - деревни, кладбища, паромы, лесопилки:

Уже не вспомню где - первая на нашем пути сельская мечеть:

-10

Какой-то странный утёс, а учитывая, что скал нет на всех 3000 с лишним километрах пути, скорее всего это огромная и грязная глыба льда, выброшенная на берег ещё весной и даже в августе не растаявшая. Знал, что такое бывает на Лене, но Иртыш с его почти европейской природой?

-11

На всём пути - то острова, похожие на корабли:

-12

То озёрца на берегах выше уровня реки:

-13

То излучины - их много и они реально круты. Иные давно уже оторвались от реки, превратившись в старицы, половина из которых называется по-татарски Изюк (в переводе "калач", уж не знаю, почему). Вот лучший образец жанра - излучина, с острия которой как на круговой панораме видна перспектива реки в обе стороны, слева вверх по течению, справа вниз.

-14

Излучины, в довершение небольшой скорости (километров 20-25 в час) теплохода "съедают" огромное количество времени: сутки пути по реке примерно соответствуют 5 часам пути на автобусе!