Легендарная балерина была известна своим утонченным вкусом в моде. Ее костюмы к балетным выступлениям создавались такими именитыми дизайнерами, как Ив Сен Лоран и Жан-Поль Готье. Особую же связь она имела с Пьером Карденом, с которым поддерживала дружеские отношения на протяжении 35 лет. В ее гардеробе особое место занимали вечерние платья и повседневные наряды, созданные этим дизайнером. В настоящее время одиннадцать из этих платьев экспонируются и составляют значительную часть выставки.
На фотографии выше представлено концертное платье из черного бархата с длинным шлейфом и ярким зеленым поясом, созданное Пьером Карденом в 1995 году. Майя Плисецкая надевала его во время гала-концертов под названием «Мода и танец», проходивших в Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге и в зрелищном комплексе «Россия» в Москве.
Фантастический костюм Воды, расположенный в центре экспозиции, был создан Пьером Карденом специально для роли Майи Плисецкой в советско-американской киноленте «Синяя птица» производства киностудии «Ленфильм» в 1976 году. К сожалению, эта роль так и не была воплощена Плисецкой на экране. Белые платья с рукавами-буфами, расположенные на фото слева и справа, служили великолепными костюмами для ее танцев в балете Родиона Щедрина «Дама с собачкой» в 1985 году.
В балете «Анна Каренина» 1972 года Майя Плисецкая блистала в роскошных костюмах ярко-желтого и белоснежного цветов, созданных талантливым Пьером Карденом. Дизайнер был вдохновлен идеей через наряды воплотить свою версию истории Анны Карениной, известной героини Льва Толстого. Плисецкая оценила его работу по достоинству, считая, что Кардену удалось вывести костюмы на новый драматический уровень.
Выставка «Божественная Майя» активно готовилась при участии самой Плисецкой к ее 90-летнему юбилею, который должен был состояться в ноябре. В музее до сих пор хранятся эскизы экспозиции с автографами балерины. Но планы изменились, и выставка трансформировалась в трогательную дань памяти великой танцовщице.
Помимо карденовских шедевров, выставка включает платья от российских модельеров, вдохновленных Плисецкой. Петербургская дизайнер Татьяна Котегова создала уникальную композицию, посвященную Кармен в исполнении Майи Михайловны. Ее черное платье в сочетании с алыми пуантами стало еще одной интерпретацией легендарной «Кармен-сюиты».
Дизайнер Татьяна Парфенова встретила Майю Плисецкую в середине 1990-х годов, когда известная балерина посетила модный дом вместе с тогдашним мэром Петербурга Анатолием Собчаком и своим супругом, композитором Родионом Щедриным. Впечатленная талантом Парфеновой, Плисецкая сразу же сделала заказ на создание платья, что ознаменовало начало их профессионального сотрудничества.
Татьяна Парфенова, размышляя о создании особенного платья для Майи Михайловны после ее ухода, отметила, что при жизни балерины было бы легко сделать и преподнести ей платье в знак уважения и любви. Однако теперь, по словам Парфеновой, это сопровождается глубоким чувством печали, поэтому она решила создать платье-объект под названием «ДО ДНА», которое будет символичным и нефункциональным.
Это уникальное творение имеет длину около трех метров. Его задняя часть выполнена в черном цвете с длинным шлейфом, а верхняя часть оформлена в стиле 60-х годов. На ткани использован фотографический снимок московского фотографа Виктора Лягушкина, изображающий ныряющего лебедя. Платье олицетворяет глубокое почтение и уникальную связь с Майей Плисецкой.
Алена Ахмадуллина в сотрудничестве с английской компанией de Gournay создала платье, вдохновленное знаменитым образом Майи Плисецкой — Черным лебедем. Это уникальное одеяние имеет юбку из органзы и украшено 250 перьями, которые расписаны вручную, используя традиционные техники XVIII века. Каждая деталь платья отражает утонченность и художественное мастерство, подчёркивая величие и неповторимость образа Плисецкой в роли Черного лебедя.
Дизайнер Владислав Аксенов, принимаясь за создание эскиза платья для выставки, пересмотрел множество архивных фотографий и видеозаписей Майи Плисецкой. Вдохновленный ее неповторимыми движениями и невероятной красотой, Аксенов признался, что именно эти элементы произвели на него неизгладимое впечатление. В результате из трех созданных костюмов он остановил свой выбор на одном, который, по его мнению, наиболее полно воплощает дух и грацию великой балерины.
Дизайнер Стас Лопаткин создал платье, которое удивляет своей жизнерадостностью. Лопаткин умело выделяет, что балет — это гораздо больше, чем только «Кармен». Его платье передаёт многообразие и богатство балетного искусства, добавляя нотку современности и лёгкости в классическое наследие Майи Плисецкой.
Дизайнер Елена Бадмаева создала платье, напоминающее фантастический цветок. Бадмаева описывает своё творение как тонкое и хрупкое, но при этом невероятно сильное. Это платье символизирует неразрывную связь между природой и талантом, подчёркивая гармонию и мощь, заключённые в искусстве Плисецкой.
Ольга Малярова создала потрясающее золотое платье специально для выставки, назвав его «Умирающий лебедь». Майя Плисецкая не успела увидеть завершённый проект. Тем не менее, это платье остаётся трибьютом к её огромному вкладу в искусство танца и отражает её бессмертное наследие.
Компания «Бронницкий ювелир», в сотрудничестве с художниками Британской высшей школы дизайна и Наталией Брянцевой, представила на выставке коллекцию драгоценных украшений, посвящённых великой балерине Майе Плисецкой. Эти изделия отражают элегантность, грацию и силу, которые связаны с образом Плисецкой, и служат данью её величайшему наследию в мире искусства.
Если вы дочитали до конца, будем благодарны за 👍 лайк
Рекомендуем почитать