Пикантные анекдоты про любвеобильного и острого на язык поручика Ржевского хорошо известны в народе. Часто встречающееся в этих анекдотах «Гусары денег не берут» появилось не как результат народного творчества или юмора какого-то писателя.
Возникновению данной фразы поспособствовал лично император Павел I. Произнес он её по вполне серьезному поводу - дело касалось чести и достоинства трех блестящих гусарских офицеров, которых обвинили в мошенничестве при очень интересных обстоятельствах.
История приключилась в доме сестры известного русского натуралиста и мецената Павла Георгиевича Демидова. Девушка, выйдя замуж за генерала Лаврова, не смогла обрести простого семейного счастья.
Генерал Лавров, человек был еще не старый и очень любивший активное времяпрепровождение. Карты, алкоголь и кутежи увлекали её супруга больше, чем прелести собственной жены.
В суете подобной жизни он несколько позабыл о супруге, которая решила искать ласки на стороне. Богатая и красивая госпожа Лаврова быстро нашла утешение на груди сразу трёх гусаров Конногвардейского полка. Парни были лихими, привлекательными и остроумными.
Желая отблагодарить своих знакомых за невероятные романтические приключения, Лаврова выдала каждому из них вексель на 30 000 рублей.
Вскоре до генерала стали доходить нелицеприятные слухи об измене жены и неоправданно больших финансовых расходах. Его не сильно смутил факт измены, он и сам не являлся образцом верности. Но расточительность жены вызвала у генерала приступ бешенства.
Хотя для генерала сумма была не особенно значимой, но все же он поинтересовался у супруги, на что были потрачены средства. В систему его видения мира не вписывался тот факт, что за банальные плотские утехи женщина могла отдать такие баснословные деньги. И Лавров вбил себе в голову, что векселя были подделкой. Он убедил сам себя, что скорее всего его жена подарила каждому любовнику по векселю на 3000 рублей, а сами гусары приписали на нём лишний ноль, увеличив в разы своё «жалование».
Поверив в свои догадки, Лавров пожаловался в Сенат и потребовал признать факт подлога. Сенат рассмотрел прошение генерала и не особо удосужившись реальным дознанием признал гусаров мошенниками. Гусары были разжалованы из офицеров и приговорены к реальным тюремным срокам.
Печальная участь гусаров была предрешена, но щекотливые подробности заинтересовали самого императора Павла I. Защитные слова подозреваемых посеяли зерно сомнения у императора, и он велел не предпринимать в отношении гусаров никаких карательных действий до момента тщательного расследования дела в полковом суде.
Командир эскадрона гусар Николай Саблуков, как младший по званию член судебного заседания, взнес разумное предложение обратиться за разъяснениями непосредственно к госпоже Лавровой, любвеобильной генеральше. Она подтвердила, что сумма в векселях стояла именно 30000 рублей опровергнув таким образом обвинения собственного супруга.
Как сложилась судьба супругов Лавровых история умалчивает. Но с любвеобильных гусаров суд постановил снять все обвинения с восстановить на военной службе.
О исходе дела доложили Павлу I и он еще раз вмешался в судьбу гусар, но уже с противоположным посылом. Император не желал видеть их в рядах своего полка и хоть и спас гусар от позора и возможной каторги, но собственноручно подписал вердикт по которому следовало уволить гусаров из армии.
В порыве искреннего возмущения монарх много чего наговорил. Произнес ли он лично, ставшую крылатой фразу «Гусары денег не берут» история умалчивает. Но смысл тирады сводился к тому, что нельзя офицерам позорить честь мундира и брать деньги с дам за амурные утехи. Даже если это обеспеченные женщины и сами предлагают деньги за оказанные услуги.
Так что идеализированные в советский период гусары, которых принято считать эталоном галантности и благородства не всегда соответствовали этому устоявшемуся представлению.