Найти тему

Спектакль «Бобок» на экспериментальной сцене театра Советской Армии.

Режиссер - Сергей Тонышев.

Спектакль «Бобок», посвящен 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского.

«Это фантасмагория, путешествие «одного лица» по душам других людей, «иным» мирам,» – делится Сергей Тонышев, режиссер спектакля».

Алеша как луч света в темном царстве.

Мне показалась это постановкой скучной, попробую объяснить почему. В спектакле режиссер соединил рассказ Ф.М.Достоевского «Бобок» со сценами из его романа «Братья Карамазовы». Замысел, как я поняла, был в том, чтобы связать оба произведения темой преступления и наказания. В первой части - наказание. Во второй - преступление.

 Сценография спектакля. Спектакль «Бобок» на экспериментальной сцене театра Советской Армии. Фото автора.
Сценография спектакля. Спектакль «Бобок» на экспериментальной сцене театра Советской Армии. Фото автора.

В спектакле бабки (они же мертвые души), в черных платках и черных халатах, с выбеленными лицами (Дмитрий Оболонков и Даниил Штейн), не лежат, а бегают, таскают кадушки с луком и чесноком, кидаются этим луком и грызут его как яблоки. Это понятно, от духу, но луковка еще и деталь смысловая. Она взята из притчи, которую рассказывает Грушенька в романе «Братья Карамазовы». Одной бабе в аду ангел дает луковицу с хвостиком, чтобы она, держась за нее, могла бы выбраться из огненного болота. Ангел заступился за эту злющую бабу за то, что, будучи живой, она подала луковицу нищему. Но баба так и не смогла выбраться из ада, потому что ногами стала отпихивать остальных претендентов на спасение. Луковица в руках грешников еще одно доказательство их изуродованной природы.

Иван (Дмитрий Сазонов) и Алеша (Максим Чиков) Карамазовы. Справа - бабки с кладбища (Дмитрий Оболонков и Даниил Штейн). Слева - фантастическое лицо (Александр Макаров).
Иван (Дмитрий Сазонов) и Алеша (Максим Чиков) Карамазовы. Справа - бабки с кладбища (Дмитрий Оболонков и Даниил Штейн). Слева - фантастическое лицо (Александр Макаров).

Иногда дело доходит между бабками до драк и криков, хотя они у Ф.М. Достоевского просто лежат и разлагаются со всеми могильными подробностями. Гам и крики нарастают по мере единогласного решения ничего не стыдиться. За все приглядывает мистическое лицо (Александр Макаров). В сценах из «Братьев Карамазовых» тоже шумно, но к мистике Достоевского с этими прыжками и надрывом режиссер не приблизился. В сцене разговора Ивана с Алешей главным лицом режиссер почему-то сделал инквизиторшу, а не инквизитора, отделив ее от Ивана. Она в белых одеждах. Вроде как Иван ослеплен своей идеей и видит в инквизиторе жреца новой религии во имя человека. А где же раздвоение героя? Где его смех, улыбочки? Он же уже душевно болен!

Адеша (Максим Чиков), великий инквизитор и Иван (Дмитрий Сазонов).
Адеша (Максим Чиков), великий инквизитор и Иван (Дмитрий Сазонов).

Мне кажется, что в спектакле режиссеру не удалось создать стилистику фантастического реализма, хотя на сцене резвились «умершие тетки». Крики, надрывные монологи Ивана не имеют к этому отношения. Первая часть спектакля - «воздание» грешникам. То, что там происходит сложно назвать этим словом. Главное, что Клиневич предлагает своему кружку - это отменить стыд, и все радостно его поддерживают. Жаль, не прозвучала главная фраза, передающая глумливую суть мертвецов: «Заголимся и обнажимся!» Но есть те, кто уже ничего не могут сказать. Они в состоянии только булькнуть или буркнуть «бобок». Веселящиеся (их трое) знают об их участи и с опаской и отвращением заглядывают в лючок в полу, откуда доносится этот звук.

Вторая часть - идейный конфликт братьев Алеши (Максим Чиков) и Ивана (Дмитрий Сазонов). Грех безбожия Ивана, по задумке автора, и привел его на то фантастическое кладбище и сделало «бобком».

Алеша  (Максим Чиков) и Иван (Дмитрий Сазонов).
Алеша (Максим Чиков) и Иван (Дмитрий Сазонов).

Мне кажется, что объединение этих двух произведений в единый спектакль только обеднило их смысл. В первом не прозвучала почему-то мысль, что эти персонажи сами отказались от милосердия Божьего и выбрали путь полного исчезновения, без надежды на воскресение. А выбор был!

Ф.М. Достоевскому важно было показать такую укорененность в грехе, которую и могила не исправит. Во второй части конфликт двух братьев, вырванный из текста романа, не объясняет, почему Иван причислен именно к «бобкам». В отличие от персонажей с кладбища, Иван - человек раздвоенный. В нем есть еще живая часть, которая страдает. Его богоборчество от ума без веры, поэтому он становится сумасшедшим.

Ф.М.Достоевский в Иване Карамазове находит человека в человеке, то есть образ Божий. Это принцип писателя: показать человека через идею, но проследить, как живет человек с этой идеей. Если деструктивная идея не подчинила целиком себе человека и он страдает, писатель показывает, что в нем есть еще Образ Божий. И писатель так выстраивает коллизии романа, что его герои-идеологи открывают образ Божий в себе.

В Иване образ Божий прорывается в разговорах с Аоешей (но не в тех, что были инсценированы), со Смердяковым и особенно в сцене суда, когда он принародно признается в убийстве отца. А в «Бобке» людей с образом Божьим уже нет. Это скоты. Писатель так и говорил, что человек без веры приходит к скотству.

И еще. Вырванные из романа куски, объясняющие бунт Ивана перед Богом, не передают полифонию романа. Писатель не опровергает ни одну идею, а показывает конфликт идей. Он не наказывает и не поднимает на щит ни одного героя. Они сами в себе несут свое наказание. А режиссер приговаривает Ивана, поместив его на кладбище из «Бобка». Ивану там явно не место. Он не скот.

За конфликтом идей у Ф.М.Достоевского всегда человек, с его страданием, мировоззрением и горнилом сомнений. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Вот этой тайны мне не хватило. В этой инсценировке я просто прослушала главы и куски. Меня не захватило ни актерское чтение, ни беготня бабок, ни сцена поедания варенья. Хотя актер Дмитрий Оболонков, игравший роль Авдотьи Игнатьевны, был убедителен в заупокойном флирте. Мне же хотелось большего отрыва, гротеска, акцента на плотоядность и хихиканье, алогизм и абсурд, больше сатирического и, конечно, катарсиса - открытия человека в человеке, когда человек узнает сам себя.

У С.Тонышнва зло наказано. Алеша выдал монолог о добре, и воссиял свет. У Ф.М.Достоевского все не так просто. И Алеша Карамазов из породы Карамазовых. И он не является в романе апостолом веры, и в нем есть сомнения. Сама фамилия «Карамазов» образована из диалектного слова «черномазый», замазанный грязью.

Удачными получились образы старух и деталь образа Ивана - красная лента на шее. Это может быть в символическом смысле удавка, которую он на себе затягивает, символ его бездуховности, поскольку дыхание означает дух.

Самыми убедительными из актеров для меня были актеры, сыгравшие старух: Дмитрий Оболонков и Даниил Штейн, и Юрий Сазонов, сыгравший Алешу.

Культпоход. Записки театромана. | Спектакль «Бобок» на экспериментальной сцене театра Советской Армии. Режиссер - Сергей Тонышев. | Дзен

Выбор за зрителем!