Весна прямо-таки разгулялась не на шутку, и из окна поезда, только что остановившегося на узловой станции г Валуйки, было видно, как прохожие убегали от дождя, стараясь найти хоть какое- нибудь укрытие. Дождь лил с такой силой, что перрон вмиг опустел, и люди в основном забились в помещение небольшого вокзала.
Валера очень сильно волновался, когда вез будущую жену Наташу к бабушке, единственной и очень строгой. Она его практически и воспитала, а мать так и продолжала жить на Камчатке, дожидаясь заслуженной пенсии. Ему 23 года, только закончил институт и по направлению попал в город Тамбов на строительство автомобильной дороги Москва-Волгоград, а с будущей женой познакомился в ресторане «Центральный», куда пришел просто поужинать. Тогда, в 70 -е, советские годы, практически многие ужинали и заодно отдыхали после продолжительного трудового дня.
После знакомства с Валерой жизнь у Наташи стала беспокойная, и казалось ,что все как-то перевернулось:ведь он ей предложил выйти за него замуж. Она на последнем курсе Тамбовского педагогического института и очень волнуется перед сдачей государственных экзаменов, а тут еще это необычное знакомство, которое прибавило еще больше волнений. На консультациях подружки не узнавали подругу.
─ Что случилось?─ спрашивает Наташу подружка Валя.
Наташа не хотела рассказывать о знакомстве с Валерой, так как считала, что это мимолетное увлечение и все несерьезно, но оказалось, что все по─ настоящему.
Не прошло и полгода, как они они приехали к Валере, и сейчас им так не хотелось выходить из вагона поезда под ливень дождя, но все-таки, еще немного подождав и взяв чемоданы, пошли на выход. Они не стали пережидать ливень в вокзале, так как уже было очень поздно, около 23 часов, а идти до Валериного дома около часа.
Наташа, блондинка 22 лет, с распущенными густыми, пышными волосами, в новом голубом платье и на высокой подошве, называемой «манкой», старается аккуратно обойти лужи перрона, но не очень- то получается, вода все равно проникает в туфли, хлюпает, хоть снимай и иди босиком. Она держится за Валеру- жениха, который привез ее не только на так называемые смотрины, но и назначить с родными, а точнее с бабушкой Валеры, день свадьбы. Сейчас конец апреля, а через неделю ─ светлый праздник, Пасха, самое ,как он считает, удачное время.
Они сначала перешли железнодорожный мост, затем, миновав несколько небольших предприятий, свернули на огромный луг. Самое интересное, что пройти по этому лугу в ливень - значит полностью утонуть в грязи.
Если по ту сторону моста,так называемую городом, можно было после обильного ливня ходить в туфлях, то жителям, которые жили по другую сторону этого недавно построенного сооружения , надо было пройти луговое бездорожье только в сапогах, а молодежь,которая приходила на танцы в железнодорожный клуб, просто прятала их на вокзале в автоматические камеры хранения и, переобувшись в туфли, шла на танцы.
И что только жители не предпринимали, борясь с грязью: посыпали щебнем дорожки шлаком, бросали ненужные доски, ветви от обрезки фруктовых деревьев ,битый кирпич и всякий ненужный хлам, но все было безуспешно, так как все эти предметы со временем тонули, будто трясина болотная их засасывала; и через луг в туфлях или в ботинках даже в засуху летом пройти было невозможно, так как все равно грязь, как пластилин, прилипала к подошвам, и на перроне ее надо было соскребать с ботинок- не ходить же в сапогах по городу в такое засушливое лето.
Вот через такой луг молодым и пришлось идти. Наташа крепко держится за Валеру, а он, привыкший к этому лугу с детства, смело шагает и не отпускает рядом идущую невесту , держа ее за руку ,так как было видно только на расстоянии двух шагов.
Наташа очень внимательно высматривала дорогу, чтобы не подскользнуться, но все-таки не удержалась на своей высокой платформе, называемой «манкой», и громко шлепнулась в грязь , таща за собой Валеру. В одно мгновение оба очутились в огромной луже, и, когда встали, синее платье Наташи было плохо узнаваемо─ оно превратилось в черное, такого же цвета была и одежда Валеры. До дома Валериной бабушки оставалось идти примерно еще 15 минут по хорошей солнечной погоде, но нынче,в этот ливень, они превращаются во все 40, так как парочка, пройдя несколько шагов, опять погружалась в обильную жижу, вновь настойчиво подымалась и опять продолжала упорно двигаться. Это было испытание на выносливость, терпение и стойкость. Но вот, наконец, они подошли к дому.
Валера привычным движением открыл калитку, подбежал к окнам дома, которые были со стороны огорода, и начал стучать . А Наташа, с одежды которой текли черные ручьи, стояла у входной двери дома, то и дело выжимала платье руками.
─Кто там ?─услышал Валера хрипловатый голос бабушки. ─Кто?─ еще раз повторила она более громко и настойчиво.
─Я! Ба! Валерка! Открывай, не бойся!
Раздался скрежет замка, поворот ключа, и дверь распахнулась. Мария Захаровна стояла перед Валерой и Наташей в белой ночной рубашке. Вид ее был заспанный. Она внимательно посмотрела на Валеру, а затем на Наташу и произнесла:
─ А эта тоже с тобой?
Они вошли в дом,в котором было тепло и уютно. Он состоял из 4 х комнат: большой кухни, зала и двух небольших спален,─ мазанный снаружи и изнутри побеленный мелом. Запачкаться мелом очень просто:стоит только прислониться к стене, и ты в побелке. В кухне печка, которую зимой разжигали дровами и затем подбрасывали уголь. На веранде двухкомфорная плита с газовым баллоном. В 1975 году это была большая удача ─ на газе готовили, баллона хватало на месяца три, как будешь расходовать. По весне эта печка молчала ,а зимой ─ это просто чудо. В маленькой спальне, там, где спала Мария Захаровна, была лежанка. За счет раскаленной лежанки все от простуды лечились. Поспишь на лежанке ночь─ утром простуды как не бывало.
Наташа с Валерой, войдя в кухню, остановились на пороге. С них стекали черные потоки воды, смешанные с грязью и образующие огромные лужи на деревянном полу. Мария Захаровна, осмотрев строгим взглядом парочку, сказала:
─ Все с себя снимайте и грязное белье на веранду бросайте. Одевайтесь в сухое и чистое. Сейчас я вам принесу.─ И быстро ушла в другую комнату.
С правой стороны, прямо у входа, на беленой стене, висел зеленый рукомойник. Наташа, не отрывая ноги от пола,будто делая упражнение, развернулась и вымыла руки, затем лицо и, взяв сменную одежду, которую уже принесла бабушка, вышла на веранду. Вернулась она уже в новом, правда не по ее размеру, цветастом платье, с тазиком воды, наполненным водой, которую взяла из ведра, стоявшего на веранде. Сначала помыла ноги в этом тазике, затем начала мыть обувь, отлепляя огромные куски грязи. Валера, стоявший все это время с одеждой, переданной Марией Захаровной, тоже последовал Наташиному примеру и из веранды пришел в серых широких брюках и синей рубашке, которые, как ни странно, были его размера. Наташа уже заканчивала мытье обуви, из таза перелила черную воду в ведро, которое Валера подхватил и с крыльца вылил на асфальтовую дорожку дома. Все это время, пока Наташа наводила порядок с обувью, полами, да и с собой, Мария Захаровна издалека наблюдала за новым, будущим членом семьи.Наблюдая за внуком и его будущей невестой,Мария Захаровна невольно впомнила, как совсем недавно у нее квартировали тоже молодые,но уже офицально женатые. Саша только что закончил железнодорожный институт и по распределению работал помощником начальника вокзала, а Валентина, жена его, устроилась на маслозавод.Так муж Саша был такой заботливый,как говорят,пылинки сдувал с Вали, все за нее делал:вынести ведро и принести водыꟷСаша,уголь,печь растопитьꟷ опять Саша. А когда им пришлось заниматься посадкой помидоров, так эта Валя,с такими длинными и накрашенными ногтями, осторожно,чтобы не запачкаться, двумя пальчиками брала рассаду помидора и сажала. У нее получалось так медленно, что Сашка не выдерживал,ругался,возмущался, но ничего поделать не мог и начинал сажать сам. Мария Захаровна еще тогда подумала,что попадись Валерке такая невестаꟷ намаялся бы в жизни.А эта,невеста Валеркина , смотри: почистила обувь,перемыла ее и даже все полы освежила в комнатах ,где можно было и не мыть . Ну, просто мотор, не девка, а огонь. Молодец, Валерка! С хорошей девушкой познакомился.
Когда Наташа закончила мыть полы, Захаровна спросила:
ꟷНебось, голодные,садитесь за стол.Отведайте окрошки и блинчики с медом.
Когда будущая невеста вышла во двор, Мария Захаровна подошла к внуку и сказала:
ꟷДевка-мотор. Женись ,Валерка. За такой не пропадешь.
Валерка послушал совета бабуси, о чем всю жизнь вспоминал и благодарил ее.
Автор рассказа "Девка-Мотор" В.А.Галашевский 13 октября 2024 г
Все права рассказа «Девка-Мотор» защищены, и любая часть его не должна воспроизводиться в какой-то ни было форме и какими- то ни было средствами без письменного разрешения владельца авторских прав.