Глава I. Прохождение службы в Южной группе войск в Венгрии, г. Текель, в/ч 49712.
Однажды вкусив полёт, ты всегда будешь ходить по земле с глазами, обращёнными к небу, – ибо ты уже был там и тебя неудержимо тянет туда вернуться.
Леонардо да Винчи – великий итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель и музыкант.
В июле 1987 года я прибыл на новое место службы в Южную Группу Войск в Венгерскую Народную Республику в г. Тёкель. Приказом по части меня назначили в группу по обслуживанию авиационного оборудования истребителей МИГ – 21 в третью эскадрилью авиационного полка в/ч 49712 на должность - старшего техника. Группу возглавлял старший лейтенант - Дмитрий Герасименко. Он являлся зрелым руководителем и прекрасным специалистом. В нашем коллективе также проходил службу выпускник Ачинского ВАТУ уроженец Ивано - Франковска лейтенант Игорь Цап на должности старшего техника.
Должность техника группы занимал прапорщик Кульпин родом с Одесской области и ещё один специалист, в звании прапорщика служил на должности техника. Впоследствии с Игорем Цапом у меня сложились ровные деловые и приятельские отношения. В Венгрии (ЮГВ – Южная группа войск – прим. от авт.) я смог реализовать свою заветную мечту и осуществить прыжки в составе парашютно - десантной группы (ПДГ прим. от авт.) на парашютах марки Д-1 с вертолёта МИ-8 с высоты 800 метров.
Д-1 непоколебимо надёжный и вместе с тем чудовищно неповоротливый, за что и получил в народе хлёсткое сленговое название - ДУБ. На этом парашюте набираются опыта студенты - классики. Д-1-5У - круглый учебно - тренировочный, управляемый парашют, применяется для совершения тренировочных прыжков по начальному курсу обучения. Этот парашют отличается надежностью и возможностью осуществлять прыжки с принудительным стягиванием чехла или ручным раскрытием с небольшими изменениями.
Расшифровка аббревиатуры Д-1-5у следующая: Д - десантный; 1-первая модель; 5Ууправляемый – десантный парашют. Его разработали после Великой Отечественной войны на базе десантного парашюта ПД – 47. Д-1 является одним из самых массовых парашютов в СССР и предназначен для учебно - тренировочных прыжков начинающих парашютистов.
При общей массе парашюта и парашютиста 120 килограммов он обеспечивает надёжную работу на высоте до 1 000 метров. Горизонтальная скорость его полёта до 250 километров в час и с разворотом на 360 градусов в любую сторону за время не более 18 секунд, при натяжении одной стропы управления. В парашютной системе применяется полуавтоматический прибор ППК- У – 575-а (полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный – прим. от авт.).
Технический ресурс парашюта составляет до — 300 прыжков за период не более чем 15 лет. Вес парашюта 17,5 килограмм и в уложенном состоянии работоспособен без переукладки 30 суток. В комплект парашюта входят: вытяжная верёвка, вытяжной трос, предохранительный чехол, купол со стропами, подвесная система, ранец с гибкими шлангами, чехол купола, шаровой вытяжной парашют, вытяжное кольцо, а также вытяжное кольцо с тросовой петлёй и переносная сумка с паспортом.
Парашют имеет три способа введения в действие: принудительное раскрытие ранца со стягиванием чехла с купола вытяжной верёвкой. При этом карабин вытяжной верёвки крепится к тросу в самолёте или вертолёте. После отделения парашютиста от борта вертолёта, натягивается вытяжная веревка до первой петли и шпильки вытяжного троса выходят из конусных замков с последующей расчековкой ранца.
Далее под действием массы парашютиста натягивается вытяжная верёвка до второй петли и выходит купол в чехле, освобождая стропы из сот на ранце и из сот на чехле. Затем рвётся обрывная стропа, и чехол принудительно стягивается самолётом или вертолётом с купола. Время, проходящее с момента отделения от самолёта, до полного наполнения купола парашюта напором воздуха составляет около 03 секунды. Изготовитель легендарного парашюта – Ивановский парашютный завод.
Парашют раскроется на любой высоте от 200 метров, на любой скорости до 400 км в час и с любого положения тела парашютиста при открытии. Я видел моменты, когда «дуб» раскрывался вообще из беспорядочного падения. Ему не страшны ни зной пустыни, ни холод Заполярья. У него даже система отцепки свободных концов не предусмотрена. Дуб, он и в Африке дуб.
Очень много времени нам было уделено по самостоятельной сборке парашюта и технике безопасности пилотирования на «Дубе». Практически ежедневно проходили занятия по укладке парашюта. Опытные офицеры и специалисты по парашютно - десантной подготовке скрупулёзно наблюдали за каждым нашим действием. Несколько таких уроков, и мы уже безошибочно могли ориентироваться в контровках, стропах и стапелях. Дело не шуточное, ведь, как говорится в войсках, как ты себе парашют уложишь, так он и раскроется. А это уже гарантия твоей жизни. Ошибок, возможных при укладке и хранении, – сотни. Расплата всегда одна – жизнь ! Поэтому каждый десантник укладывал парашют для себя сам. Кто –то спросит, а что такое ПСС и ПДС и для чего необходимы эти поисково - спасательная и парашютно - десантная службы ?
Отвечаю. Это – дежурные вертолёты с обученными экипажами и спасателями, экипированные необходимым оборудованием, в готовности к немедленному вылету на случай вынужденной посадки или катапультирования - покидания борта боевым экипажем. Если боевой летательный аппарат потерпел аварию или катастрофу и упал там, где другими средствами не добраться, то в дело сразу без промедления вступают именно эти службы.
У всех ребят входящих сюда – одна задача: оказать помощь терпящим бедствие экипажам и пассажирам воздушных судов. Причём как можно скорее. После аварийной посадки, особенно в неблагоприятном районе: горы, лес или пустыня и т.д., да в жару или холод, при полученных травмах, даже если дико повезло, то и без них, шансы на выживание у потерпевших бедствие убывают с каждой минутой.
Мы уже знали, что прыгать придётся с высоты 800 метров. На уровне живота, пристёгнутый к грудным парашютным лямкам - ремням, висит надёжно упакованный купол - запасного парашюта. А сердце то замирает, то вдруг забьётся, словно в лихорадке, и душа выпрыгивает из тела, и страх заполняет весь организм ! И каждый пытается скрыть состояние своей души. А воздушная крылатая стальная птица «Вертушка» МИ – 8 безразличная ко всем нашим переживаниям, привычно парит в воздушном океане.
В воздушном «Пегасе» поначалу было не страшно. Только когда инструктор старший прапорщик - Панов Александр Иванович, открыл левую дверь, а мощная и плотная струя воздуха ворвалась в салон воздушной машины, меня моментально окатило холодной волной липкого страха. Александр Иванович русоволосый, с плотной спортивной фигурой молодой человек, как говорят, приятной наружности. Светло - голубые его глаза по доброму смотрели, на окружающий мир, излучая позитивность, энергию и тепло. Лицо типично славянского типа обычно выражало спокойствие и благодушие.
Скупая мимика не выплескивала наружу поверхностные эмоции. Неторопливые жесты, чуть замедленная реакция при разговоре подчеркивала крестьянскую степенность, основательность во всём, чем он занимался. Старший прапорщик Панов, недавно прибыл в наш полк истребительной авиации, с Дальнего Востока по замене. Работоспособность и упорство, как у трактора, внушали уважение. Обаяние, скромность, умение ладить с людьми подкупали. Его стали отмечать, выделяя на сборах в когорту лучших специалистов. Расстояние до открытой двери, когда мы неумолимо приближаемся к заветной цели, за секунду до прыжка приходится преодолевать как перед «Страшным судом !».
Вот резкий и сильный напор воздуха уже ревёт и норовит, ухватившись за щёки, пытается разодрать их. Он нахально и дерзко лез в ноздри и сквозь сжатые плотно губы, стремясь раздуть лёгкие и порвать их. Невидимыми лапищами сжимает руки - ноги, нагло ощупывая их попутно, не допустил ли ты промашку, может, чуть не так по потоку держит их вторгнувшийся в его царство чужак. Иду почти, что на автопилоте, понимая, что перед небом равны все.
Инструктор - Александр Иванович улыбается, внимательно вглядываясь в наши полные ужаса глаза. За секунду до прыжка в бездну я помню ощущение огромного внутреннего напряжения, граничащего с насилием и неизбежностью. Ужас поселился в наших сердцах. Но если не выпрыгнуть сразу, успокаивая себя словом потом, то это на практике значит – никогда ! Тогда страх превращается в характерный синдром, пробиться сквозь стену которого почти невозможно. И так внутри всё сжато и слышен какой - то внутренний оглушающий крик: а – а - а ! в момент прыжка.
Инструктор зычно и уверенно командует:
- Первый пошёл, второй пошёл, третий пошёл…!
Ободряюще шлёпая по нашим плечам своей тяжёлой ладонью, инструктор прапорщик Панов отправляет всех по «весовой категории очереди» в прыжок. Выходят сначала самые тяжёлые по своему весу, потом средние, а потом, уже последними самые лёгкие. Словно прорываясь через весь накопившийся страх, друг за другом мы бросаемся в воздушную пропасть !
Обратил внимание, что сердце, которое невероятно билось при подходе к открытой двери перед прыжком через какую - то секунду вдруг перестало уже так стучать.
Перед последним шагом в бездну и неизвестность успеваю спросить у инструктора:
- Саныч как лучше выйти прямо или боком ?
Сквозь плотную стену грохота двигателей и свиста потока воздуха он крикнул:
- Давай шагай или получишь пендаря под задницу для ускорения !
Как ни странно и удивительно, но эта фраза придала мне дополнительную смелость и я глубоко, вздохнув, делаю шаг вперёд в неизвестность !…
Глава II. Служба в Южной Группе Войск.
Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь- как правильно жить.
Далай - лама XIV - духовный лидер тибетского буддизма
Но выхожу из вертушки красиво как продвинутый парашютист и как учили на практических занятиях «крестом», – левым боком вперёд, раскинув в стороны ноги и руки. Разумное сознание покидает меня на несколько секунд. Взгляд приобретает так называемый ближний фокус, ничего не различая вокруг и не фокусируясь ни на чём. Положение тела в пространстве строго боком к винтокрылой машине, а напор набегающего потока воздуха мощно бьёт меня в грудь. Но при этом память отключается, и ощущение хода времени деформируется. Чувство прострации прерывает резкий и жёсткий рывок открывающегося парашюта с характерным грохотом. Купол старенького Д-1 раскрывается, а над головой дробно бьёт хлопком шёлк, рассекая жидкую твердынь воздуха. Жуткий рывок парашютных строп хватает меня за шиворот.
Звякнули, напрягаясь под весом «пассажира», парашютные стропы, словно гитарные струны. Запрокидываю голову вверх и вижу над собой 83 квадратных метра спасительного шёлка. А белоснежный купол парашюта прогнулся дугой, туго натянувшись навстречу порывам ветра.
- Купол ! Раскрылся ! Ну, Слава Богу ! - сами собой вырываются слова.
Стропы прочно и надежно ухватывают за плечи, словно чья-то разумная и сильная рука остерегла меня от устремления в призрачную бездну и вернула из мира мёртвых в мир живых !
Я оказываюсь уже по эту сторону черты с переполненным от счастья сердцем и рвущейся наружу улыбкой и даже смехом. Я не видел ни одного, кто бы после прыжков не улыбался. Ощущение радости и какого-то детства переполняет через край и, видимо делает каждого человека немного добрее и лучше ! Над головой доносятся звуки улетающего вертолёта. Страх и безысходность, заполнявшие сознание, моментально улетучились. Чётко помня грамотные наставления нашего парашютного инструктора - Александра Ивановича Панова, я поднял голову вверх и внимательно осмотрел купол на предмет его полного раскрытия.
Новичок не должен пугаться - на затылочной части купола в наличии три больших «дыры». Затем я зорко осмотрел пространство вокруг себя на предмет наличия других парашютистов. Руками взялся за стропы управления на свободных концах подвесной системы - клеванты. После этого попробовал развернуться в одну сторону, вытянув стропу управления вниз на длину руки и - отпустил. Затем развернулся в другую сторону при помощи другой стропы. Парашют делал повороты как мощный неуклюжий авианосец в безбрежном пространстве океане.
Нашёл глазами площадку приземления на аэродроме и развернулся на неё лицом при помощи строп управления. На короткое время я дал своим чувствам выплеснуться наружу, и стал восхищаться красотой земного ландшафта с высоты птичьего полёта. И наступил кайф !...
Земля ещё далеко. Она выглядит прекрасной с высоты птичьего полёта. Зелёный ковёр свежей, только народившейся по случаю весеннего тепла травы. Восхитительная тишина, только ты и небо. И такая непередаваемая невесомость в теле, словно паришь во сне !… Самый приятный момент в прыжке: под бескрайним небесным куполом – необъятная земная тишь. На душе спокойно и радостно. Тишина и красота синего прозрачного воздуха. В тот момент я чувствовал себя абсолютно счастливым и свободным. Душа моя пела восхитительные, музыкальные дифирамбы и торжествовала на грани эйфории. Я безумно горд и счастлив ! Я гордая и свободная птица в полёте…
А высоко над нами с почти бесшумным рокотом и безразличный ко всем нашим переживаниям парил стальным орлом улетающий в манящую даль огромный воздушный корабль под названием МИ – 8. И тут произошло непредвиденное, и нештатное…
Неожиданно резко подул сильный ветер, резко изменив направление движения траектории полёта парашюта. Я увидел, как меня неотвратимо потянуло прямо на бетонную взлётно посадочную полосу (ВПП – прим. от авт.). Меня охватило чувство страха. Но многодневные тренировки по соблюдению правил безопасности и многочасовые инструктажи с тренажами по действию в внештатных ситуациях сделали своё дело. Мысль заработала быстрее, и я потянул стропу управления вниз, развернув купол «дуба» на 180 градусов. При этом струя мощного потока ветра стала стремительно набегать на мою грудь. Земля, а точнее бетонка ВПП стала резко приближаться…
Я сжал ноги вместе, немного согнув их в коленях, контролируя при этом прижатия трёх точек - коленей, пяток и мысков. Стопы ног старался держать параллельно земле. И вот приземление и упругое касание бетонки. При приземлении я удержался на ногах. Купол парашюта стал постепенно гаситься. Я выдохнул из себя струю воздуха с облегчением. Но расслабляться оказалось рановато. Сильный напор ветра снова быстро наполнил, объёмный купол парашюта и меня стремительно потащило на противоположную сторону ВПП.
От многочисленных ссадин и синяков меня спас запасной парашют, расположенный в районе грудной клетки. В дополнении к этой напасти я услышал с правой стороны нарастающий рокот и грохот напоминающий набор оборотов авиационного двигателя истребителя переходящий в форсаж. И действительно пара дежурных истребителей МИГ-29 чётко, выполняя команду дежурного по полётам, уверенно выкатила с рулёжной дорожки на ВПП.
Прогрев четыре двигателя они уверенно рванули вперёд на взлёт. По ходу движения боевых машин лётчики для увеличения силы тяги двигателя и скорости взлёта применили режим - Форсаж… Мой мозг лихорадочно заработал, словно мощный суперЭВМ, но ещё быстрее двигались мои руки. Ловко подтянув одну за другой нижние стропы и погасив купол парашюта, я стал проворно собирать и сматывать парашют.
Вот он уже в моих руках. 17-ти килограммовый тяжёлый парашют в этот момент для меня показался лёгким словно перышко птицы. Во всю прыть, перебирая ногами, я едва успел пересечь ВПП, как немного позади меня практически над головой пронеслась дежурная пара истребителей на боевое задание. Из четырёх сопел форсажных камер вылетали огненные струи яркого огня красно – синего цвета. Мощная и плотная волна горячего воздуха догнала меня, сильно ударив в спину, едва не сбив с ног.
- Слава Богу ! – мелькнуло у меня в голове - Вроде обошлось всё благополучно !
Но я рано радовался, на втором прыжке меня ожидало новое испытание и гамма противоречивых переживаний от испуга до восторга. Итак, всё по порядку. Как ни странно, но порог чувства тревоги на втором прыжке у меня присутствовал значительно выше, чем на первом. Если кто - то Вам скажет, что прыгать с парашютом совсем не страшно. Не верьте. Не боится по жизни только круглый дурак или конченный псих.
У нормальных людей страх срабатывает как индикатор опасности, активизируя механизм выживания, резко повышая через многочисленные нервные рецепторы все функции организма. Пружинистый толчок от борта вертушки и привычный хлопок раскрытия купола парашюта из надёжного перкаля и я снова балдею, паря в воздухе как - горный орёл. Меня охватило непередаваемое чувство восторга, радости и восхищения окружающей Божественной панорамы вокруг. Мне показалось, словно весь мир лежит у моих ног и я в этом мире – Властелин !
Но погода снова преподнесла мне очередной сюрприз. Уже приближаясь к зелёному газону аэродрома, капризный бриз изменил направление и подул резко вправо и вниз. К сожалению, конструктор и изобретатель парашюта не придумал на этом парашюте механизма для маневрирования и подъёма купола вверх. На меня уже стремительно набегала металлическая топливная колонка для заправки самолётов - истребителей.
Меня охватило цепенящее и парализующее чувство тревоги. Лёгкая паника начала перерастать в ужас и истерику. Всё решали быстрые секунды. Мощная порция адреналина ударила в голову, и она моментально активизировала мыслительный процесс. Ещё немного и ударом о металлический каркас топливной колонки мне переломает и разнесёт вдребезги обе ноги. Я явственно видел как вблизи колонки суетятся мои коллеги по службе – техники самолётов, стремясь что-либо предпринять для моего спасения.
Но надёжно забетонированную топливную колонку передвинуть в сторону им, увы, было не под силу. Спасительное решение пришло неожиданно. В последний момент я плотно охватил двумя руками стропы парашюта и как опытный гимнаст устремил обе ноги вверх и лишь тканью одежды на лопатках рикошетом чиркнул о верхнюю кромку заправочной колонки. Тут же опустил ноги вниз, и слегка согнув их в коленях, я удачно приземлился на бетонку. Подбежавшие ребята лишь качали головами, удивляясь и радостно принимая меня в свои объятия.
Игорь Цап, мой друг и напарник по группе авиационного оборудования воскликнул:
- Ну, ты даёшь Серёга, показал такой «Аксель», который сделает не каждый фигурист ! Инженер нашей 3-й авиационной эскадрильи майор Дмитрий Харанжак резонно ему возразил:
- Захочешь жить, ещё не так ноги задерёшь !
Ребята дружно засмеялись. Ну, а мне после пережитого совсем было не до ликованья. Но опять я рано веселился, оказалось, что самое интересное и увлекательное меня ожидало несколько позднее. Тогда начались тренировки приземления с парашютом на воду и в ночное время. Главная изюминка и фокус заключался в том, чтобы на расстоянии 3-4 метров над водой открыть специальные замки. Освободиться, таким образом, от основного парашюта, а при приземлении на воду успеть, несколько отплыть в сторону.
Это делалось в целях избегания опутывания в стропах и куполе парашюта. Несколько экипажей на резиновых спасательных лодках, заблаговременно плавали и барражировали по ночной глади озера Балатон вблизи места десантирования. Это предусматривало подстраховку парашютистов, при их приземлении, а точнее при их приводнении на этот водоём. Но основное затруднение у всех военных спортсменов вызывало опасение как правильно и точно определить это расстояние до воды.
Например, в пасмурную погоду парашютист вообще мог не разглядеть поверхность воды и бултыхнуться в воду вместе с парашютом, а запутавшись в стропах, имел высокую вероятность погибнуть. Руководство по организации прыжков на воду, взвесив всё за и против всё - таки решили, провести выполнение этого сложного норматива, в ясную и лунную ночь. Выброска десанта осуществлялась с вертолёта МИ-8 на акваторию озера Балатон.
При открытии купола парашюта я почувствовал себя как сжатая пружина, сосредоточив усилие лишь на одном органе чувств - глазах. Полная луна довольно хорошо освещала поверхность озера. Водная гладь стремительно приближалась, и я решил - пора отцепить купол... Расстегнул замки и лечу дальше без купола. Но странное дело по моим подсчётам времени я уже должен приводниться, а я всё лечу…
Мерзкий страх как кинжалом пронзил меня насквозь. Удар о воду я всё - таки проморгал. От синяков и переломов меня спасло то, что я держал своё тело в струнку, словно оловянный солдатик. Если Вам кто-то будет журчать нежным голосом и рассказывать, что вода мягкая и пушистая когда в неё прыгаешь сверху и погружаешься, с высоты в несколько метров не верьте. Я точно не поверю, потому что после удара подошвами обуви о воду у меня посыпались снопы искр из глаз, и я едва не потерял сознание. При приземлении на воду можно не успеть поднырнуть под купол и запутаться в стропах…
Дежурные экипажи не подвели. Включив прожекторы, они быстро «нащупали» меня яркими пучками лучей, а ближайший экипаж спасателей помог мне подняться на борт резиновой лодки. Впоследствии наш «матёрый волк» по парашютному делу – Саныч Панов объяснил, почему я промахнулся с ранней отцепкой купола. Дело в том, что яркие блики луны создают обманчивый мираж о близости водной глади. Парашютист, поддавшись этому соблазну, раньше положенного срока открывает замки и отцепляет купол.
Вместе со мной в авиаполк попали служить два молодых офицера и Пермского ВАТУ 12-й роты. Это: лейтенанты: Володя Пиванов и Олег Литвинов, который учился в моём 126 классном отделении и был под моим непосредственным руководством. Если у Володи Пиванова военная карьера сложилась вполне удачно, то Литвинову не пофартило. Литвинов
Олег попал по распределению в ЮГВ г. Тёкель в Венгрию в истребительную авиацию в/ч 49712 во вторую авиационную эскадрилью первоначально на самолёты марки МИГ-21, а затем на новейшие МИГ – 29.
К сожалению, по одному недоразумению ему пришлось уйти на гражданку. При обслуживании кислородной системы самолёта модификации МИГ-29 он оставил по невнимательности ключ на воздухозаборнике и естественно когда движок заработал, он попал в лопасти двигателя. Ремонт движка обошёлся в «круглую» цифру. Мы - офицеры пытались отстоять Олега на офицерском собрании, предлагая взять его на поруки. Командование полка решило по своему и вынесло строгий вердикт - уволить. Припомнили ему много чего нехорошего, а тут ещё кислородный ключ, так некстати оставленный им на воздухозаборнике и попавший на взлёте истребителя в двигатель, придал много ярких сочных красок в моральный облик офицера.
А если бы за дело хорошо взялись военные особисты, то вполне могли пришить и диверсию. По этой причине никто из непосредственных командиров не стал яро защищать и отстаивать виновника происшествия не желая губить свою военную карьеру, подставляя свою буйную головушку под гильотину спецслужб.
- Лейтенант Олег Литвинов – отработанный материал ! - решило руководство авиаполка и тихой сапой выгнали его из армии, вышвырнув как шелудивого пса.
08 апреля 1988 года в нашей семье Никитиных произошло, грандиозное и радостное событие, в военном госпитале Будапешта родилась любимая и долгожданная дочка Надюшка. Рост 54 см. и весом 4 кг 200 граммов – настоящая богатырка. По этому поводу я отпросился у командира в незапланированный отпуск и гужевал со своими друзьями целую неделю. Для меня семейная жизнь любящих сердец – это регулярная дипломатия и безбрежное поле, на котором мы постоянно возделываем различные злаковые культуры.
Ведь любовь – это тяжкий каждодневный труд, боль и в конечном итоге глоток свежего и живительного кислорода. Летом 1988 года с гастролями по гарнизонам Южной группы войск с Союза приехала знаменитая и популярная советская электропоп - группа Электроклуб, основанная музыкальным руководителем - Владимиром Дубовицким и худруком -Давидом Тухмановым в 1986 году.
В местном Доме офицеров Тёкельского гарнизона произошло фееричное и головокружительное представление. На единственном концерте был полный аншлаг. Прекрасные голоса солистов группы: Виктора Салтыкова и потрясающей Ирины Аллегровой довели публику до «белого каления», впечатление незабываемое !!!
Офицерские дети - подростки так оторвались веселясь до упаду, что едва не обрушили два небольших балкона - лоджии на боковых стенах в зале, танцуя и прыгая на них как сумасшедшие !
Живая музыка всегда впечатляет особенно если её демонстрируют замечательные исполнители. Музыка важна для любого человека, и она сопровождает нас всю жизнь. Ведь музыка – это такое искусство, которое нельзя увидеть или потрогать. Она исходит откуда-то изнутри и производит колоссальное впечатление ! Хорошая музыка поддерживает и мобилизует. Она является элементом сближения, так как не требует перевода.
Глава III. Служба в Южной Группе Войск.
Умён не тот, кто не делает ошибки, умён тот, кто умеет легко и быстро исправлять их.
Владимир Ленин (Ульянов) - российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель
Это бесспорно универсальный и международный язык общения. Дети офицеров размещённые на двух лоджиях являлись полными антагонистами своих родителей по реагированию на концертное шоу. Если офицеры с женами в начале песенного представления сидели на уютных мягких местах как оловянные истуканы изредка, позволяя себе, вяло похлопать в ладоши, то их дети подростки с самого начала, захватив инициативу в свои руки, отрывались и колбасились по полной программе.
Папы и мамы могли лишь завистливо поглядывать на своих ретивых детишек и на зал, терпеливо ожидая, когда же появится застрельщик, который сломает жёсткие шаблоны и лекало поведения в благородной среде военной элиты. И вот это чудо случилось. Нашёлся смелый и отчаянный передовик и танцор диско. Им оказался авиационный техник из 3-й эскадрильи старший прапорщик - Ариф Сулейманов из Азербайджана.
Среднего роста и плотного телосложения он ловко выскользнул в свободное пространство между рядами и резво пустился в пляс. Горячий кавказский и неуёмный темперамент клокотал и хлестал через край. Ох, что он только не оттанцовывал, отжигая и коровяк и степ и лезгинку. Громкие и отчаянные потуги замполита нашего авиационного полка подполковника - Валентина Скляра не смогли его обуздать и утихомирить.
Как говорят в Одессе: «Лёд тронулся господа присяжные заседатели !». Любой пример заразительный. Глядя на Арифа, в пляс тут же пустились несколько взрывных по характеру натур из среды офицерских жён. К ним подключились и начали отжигать и отхватывать в полном диссонансе различных стилей танцев другие молодые офицеры в лейтенантском звании. Случившееся можно сравнить с цепной реакцией из ядерной физики. То, что не удалось приезжим хореографам, вполне удалось военному технику из местного авиационного полка родом из солнечного Азербайджана.
Ариф отплясывал, так что дай бог так ноги Титомиру или профессиональным танцорам задирать. Зал начал заводится. Многие стали отплясывать в проходах. Послышался визг девчонок. В разгар концерта Ариф так раздухарился и слетел с катушек, прокатившись на коленках прямо к краю сцены, упал на спину, а потом выпрыгнул на ноги подъёмом разгибом.
- А – а – а – а ! О – о – о – о ! Да – а – а - а ! – дружно орали восторженные зрители. Шоу безудержно продолжало набирать обороты.
Постепенно зал разогрелся и стал энергично аплодировать приехавшим звёздам шоу бизнеса. В результате концерт прошёл на ура ! А Сулейманов Ариф стал, безусловно, украшением прошедшего события. Через три месяца службы в Венгрии я уже до того освоился, что уже достаточно хорошо понимал, многие термины на мадьярском языке, и сленговые выражения, мог спокойно сделать заказ в кафе под названием «Корчма», а также шустро поторговаться на рынке с местными мадьярами.
В ту пору в писательской и интеллигентской среде бурно обсуждался роман Анатолия Рыбакова - Дети Арбата. Агрессивные споры о противоречивых событиях, в СССР накануне войны не прошли мимо и военнослужащих Вооруженных Сил как в стране так и за рубежом. Эта книга являлась в книжных магазинах дефицитным товаром.
Однажды замполит нашей 3-й эскадрильи подполковник - Маковей Михаил Фёдорович принёс эту книгу на политзанятие с офицерским составом, которое проходило регулярно 23 раза в неделю. Офицер Маковей даже цитировал, смакуя многие отрывки из этого знаменитого романа. Эта книга не только и не столько о разношёрстной молодёжи, выбирающей свой жизненный путь и расставляющей приоритеты и балансирующей между совестью и линией партии. Роман ещё и о политической верхушке. Фигура Сталина - одна из ключевых в романе.
Перед читателем предстаёт внутренний монолог вождя и вечное шатание между болезненной уязвлённостью, гордыней и самовыпестованным величием. Планы Сталина, мотивация его поступков и воспоминания детства. Немало написано об образовании - Кобы и его взглядах на литературу, а также об его культурных предпочтениях. Кроме того интересны рассуждения о товарищах по партии и о том, какие факторы и действия укрепляют власть личностную и политическую, а также какие подрывают её. Приводятся истоки управленческой идеологии вождя и его взгляд на тиранию, и русский народ.
В это время в конце 80-х годов прошлого столетия в СССР прокатилась – «Горбачёвская перестройка», активно разоблачающая культ личности Сталина. Лично для меня любая книга является, прежде всего, кладезью народной мудрости лучшей части генофонда не только России, но и уникальных писателей стран со всего мира. Как не удивительно, но книги иногда предоставляли мне чёткие и ясные ответы, на казалось бы, неразрешимые и сложные вопросы жизни.
Самое главное чему учит нас книга – это извлекать полезные уроки из ошибок других людей. Но, к сожалению, «Гомо Сапиенс» так устроен, что предпочитает учиться, прежде всего, на своих собственных болезненных ошибках, пока не набьёт себе кучу «шишек». Многие офицеры на честно заработанные деньги предпочитали покупать ковры и шубы с мебелью, а также автомобили.
В конце 80-х годов Советские власти разрешили покупать и вывозить из-за границы авто как отечественного так и импортного производства. Я же предпочитал на сэкономленные финансы в Венгрии покупать хорошие книги, которые в СССР считались просто недоступными. К ним относились исторические произведения популярного классика Александра Дюма, а также политические детективы - Юлиана Семёнова. Да я был знатным книгочеем.
Охотился за всеми литературными новинками. Сегодняшнее молодое поколение эпохи интернета возможно не помнит эти книги, но тогда глобальной сети не было, а книги были страшным дефицитом. Вернувшись из Венгрии, после двух лет положенных по закону службы я безумно гордился своей прекрасной и великолепной библиотекой. Она состояла из редких изданий русской и зарубежной классики, а также исторической литературы и фантастики с детективами.
Все эти бесценные книги я приобретал порой на последние венгерские форинты в Будапеште. Книжные фолианты не просто стоят «мёртвым» грузом и пылятся у меня на полках. Я их все прочитал и они стали для меня лучшими педагогами и учителями по жизни. Я вспоминаю один примечательный случай, произошедший в 1989 году в Тёкеле накануне вывода Советских войск из Венгрии.
В Тёкельском гарнизоне служил офицер в звании майора по фамилии Гусаров Вадим и в должности – коменданта гарнизона. Майор - Гусаров находился на хорошем счету у командования. Прослужив несколько лет в Венгрии, он среди своих коллег особо выделялся дисциплинированностью и требовательностью к подчинённым. Бойцы отчаянно боялись лишний раз попадаться ему на глаза. Как не парадоксально это прозвучит, но от обычного майора, в военном городке зависело если не всё, то уж точно, очень и очень многое.
Аккуратно и незаметно Гусаров сосредоточил в своих руках кое - какие негласные, но от того, не менее значимые рычаги управления. Постепенно он приобрёл как определённое влияние, так и вполне конкретную власть. За глаза его величали не иначе как «Чёрным кардиналом», а кое - кто из командиров, так и вовсе побаивался майора Вадима Гусарова.
Имея в авиационном полку в АБАТО своих доверенных лиц комендант ещё и успевал «крутить» какие - то свои, более серьёзные тёмные делишки криминального характера.
Впоследствии вскрылось, что коменданту военного гарнизона авиационного батальона поставляли целые топливозаправщики на базе автомобиля МАЗ с авиационным керосином по несколько тысяч литров. Это топливо под бдительным оком майора Гусарова сбывалось на стороне местным мадьярам за их валюту – форинты. Вырученными баснословными финансами комендант щедро делился с командирами высоких рангов, приобретая у них покровительство и «крышу».
Аргументировалось данное предположение следующим посылом. Невзирая на регулярные плановые и внеплановые проверки, периодически проводимые всевозможными комиссиями, так и не удалось выявить ни единого, даже самого маломальского недочёта в его службе. Вадим Гусаров неизменно оставался чист и не запятнан. У майора - Гусарова имелись серьёзные покровители: то ли из штаба южной группы войск, то ли ещё откуда повыше.
Как только кто - либо из командиров нашего военного гарнизона пытался прессовать коменданта так сразу такому правдолюбу в вежливо - угрожающей форме ненавязчиво намекали оставить майора в покое. Именно тогда, пожалуй, впервые многие офицеры Тёкельского военного гарнизона незримо прочувствовали масштаб коррупции в высших эшелонах власти и армии.
Ну, а майор Вадим Гусаров был лишь мелким винтиком в грандиозном механизме воровства и взяточничества. При определённом стечении обстоятельств, та круговая порука могла запросто стать чрезвычайно опасной, а для кое - кого и вовсе роковой. Затаив на кого - либо «зуб», майор – Вадим Гусаров находил возможность расквитаться, подставив обидчика под полную раздачу. Так поплатились некоторые офицеры, уехавшие из гарнизона на замену из Венгрии в союз раньше положенного срока. По этой причине и подключили органы контрразведки ЮГВ для «приземления» этого офицера и выведения его на «чистую воду».
И за полгода до своей замены им заинтересовалась военная контрразведка. И вот по - какой причине. По военным меркам и нормам каждому офицеру в зависимости от его звания и должности разрешалось отправить в Союз один трёхтонный либо один пятитонный контейнер со своим скарбом. Майор Гусаров отправил несколько пятитонных контейнеров и планировал отправить ещё. В таких случаях говорят: «Жадность фраера, сгубила !».
На чём спросите вы можно подняться в финансовом отношении в Советской армии ? Всё очень просто на торговле авиационным топливом за венгерскую валюту – форинты. Спецы долго его пасли, но Гусаров оказался «тёртым калачом» и долго «водил» их за нос. Причём все выезды топливозаправщиков за пределы гарнизона майор Гусаров лично сопровождал на служебном автомобиле ВАИ со спецсигналами и спецномерами. За несколько дней до своего отъезда Гусаров решил осуществить «дембельский» выезд и спецы, грамотно сев ему на «хвост» смогли сопроводить его до места сделки и взять с поличным.
Скандал произошёл грандиозный, так как Гусаров в начале следствия сразу объявил военному прокурору, что если его не освободят, то он сдаст неких высокопоставленных военачальников участвовавших вместе с ним в коррумпированной схеме по замесу «капусты». К сожалению, я не знаю, чем закончилась эта печальная история, так как наш полк по замене убыл на Родину. Я вместе со своим боевым товарищем - Игорем Цапом попал служить в Украину в Тернопольскую область, г. Чортков в в/ч 42039 в авиационный полк РЭБ.
Предыдущая часть:
Продолжение: