Найти в Дзене
Дневник рассуждений

Монашеский опыт вреден для мирян?

За последнее время у меня появилось несколько источников, которые дают повод к размышлениям, а учитывая, что размышлять интереснее вместе, я попробую включить режим рассуждений в формате статьи, может быть и не одной. Мои информационные источники - двухгодичные Библейско-Богословские курсы от Коломенской Духовной Семинарии, даже нет, трехгодичные с учетом местного годового лектория. Долго думал, ходить ли мне на них, ведь Писание прочитано не раз, на беседы со священниками ходил многократно в разных регионах (например, к почившему отцу Павлу Ильинскому), и даже разных странах, большинство отцов прочитано, просмотрены всевозможные фильмы, лекции и конечно сотни проповедей, но в формате систематизации знаний, такого опыта я не приобрел, поэтому пробую размышлять здесь. Первый поставленный вопрос. На исповеди, в проповеди, на лекциях, слышу часто упоминания о том, что многое христианство взяло от монахов, большинство святых — это монахи, книги и учение от них, епископы стали давно монах
Оглавление

За последнее время у меня появилось несколько источников, которые дают повод к размышлениям, а учитывая, что размышлять интереснее вместе, я попробую включить режим рассуждений в формате статьи, может быть и не одной.

Мои информационные источники - двухгодичные Библейско-Богословские курсы от Коломенской Духовной Семинарии, даже нет, трехгодичные с учетом местного годового лектория.

Долго думал, ходить ли мне на них, ведь Писание прочитано не раз, на беседы со священниками ходил многократно в разных регионах (например, к почившему отцу Павлу Ильинскому), и даже разных странах, большинство отцов прочитано, просмотрены всевозможные фильмы, лекции и конечно сотни проповедей, но в формате систематизации знаний, такого опыта я не приобрел, поэтому пробую размышлять здесь.

Первый поставленный вопрос.

Совмещение монашеских обычаев в жизни мирян это зло?

На исповеди, в проповеди, на лекциях, слышу часто упоминания о том, что многое христианство взяло от монахов, большинство святых — это монахи, книги и учение от них, епископы стали давно монахами, руководят тоже они.

Хочу понять и немного разобраться в первую очередь для себя. Если у вас есть свое мнение, обязательно напишите, только желательно с цитатами святых или тех, кто имел благодать, знания и "слово со властью".

Среднестатистический монах выше такого же мирянина в духовном плане?

Что вообще такое выше, ниже? Как измеряется уровень? Однозначно это не знания, мудрость или начитанность, ведь у нас есть святые, которые были и вовсе простецами, но мы просим у них помощи, потому что у них благодать. Наверное, тот кто выше, это работающий на Господа, тот, кто лучше поработал, больше и приобрел.

Что больше? Стоять на столбе столпником в покаянии многие годы или воспитать за эти годы ребенка (или не одного) в своей собственной семье, сделать его достойным человеком? Вполне возможно, что равнозначно для Бога, и там и там труд для Него, ведь ребенок тоже Его, Он его создавал, а нам передал на воспитание.

«Свет мирянам – монахи, а свет монахам – Ангелы», сказал св. Иоанн Лествичник.

В начале этого текста пока, логично не согласиться, ведь святой Иоанн был монахом, смотрим Евангелие:

Беседа Христа с богатым юношей.

"Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною." Евангелие от Матфея (19:21)

Заодно посмотрим и другую цитату:

"Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее" Евангелие от Луки 10:38

Посмотрим, что говорит Апостол:

"А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене.(1Кор.7:32-33)"

и

"Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше" (1Кор.7:38).

Новый завет говорит нам о том, что жизнь для Господа (девство, отсутствие материальных ценностей к которым привязываешься, мирских забот) все-таки лучше, чем семейная, а значит утверждение святого Иоанна Лествичника мы теперь смело можем принять, хотя Евангелие и апостолы естественно не упоминают о монашестве.

С другой стороны, у апостола Петра была жена и именно поэтому он делится своим семейным опытом:

"Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие" (1Пет. 3, 1–2).

Кто прав, ап. Павел или ап.Петр? Мы знаем, что оба они почитаются Церковью как «первоверховные» и один и второй учат, оба выполнили требование о следовании за Христом при первом призыве, но в этом вопросе есть разногласие. Что говорит нам скорее о равенстве их мнений.

Монахи окормляются у мирян или миряне у монахов?

Знаем, что миряне едут к свету в монастыри, а едут ли монахи к мирянам за духовным примером? Это значительно реже, но тоже имеет место:

История из жизни Макария Египетского

В келье своей молился Богу преподобный Макарий Египетский (IV в.), когда услышал: «Макарий, ты еще не достиг святости двух женщин, которые в ближнем городе живут вместе». Старец взял жезл и пошел в этот город.
Найдя дом тех женщин, он постучал, и тотчас одна из них вышла и с великой радостью приняла его. Подозвав к себе обеих, он сказал: «Ради вас я пришел из далекой пустыни, чтобы узнать добрые дела ваши, о которых поведайте мне, не утаивая». Женщины отвечали: «Поверь нам, святой отец, что даже и в прошедшую ночь мы не свободны были от ложа мужей наших. Каких же ищешь у нас добродетелей?»
Но старец стал убедительно просить открыть ему их образ жизни. Тогда они сказали: «Мы прежде не имели никакого родства между собой, потом случилось нам выйти замуж за двух братьев, и вот уже пятнадцать лет живем вместе в одном доме. Мы никогда не ссорились и не сказали одна другой ни одного злого или скверного слова.
Договорились было мы, оставив супругов, пойти вместе в лик святых дев, работающих Богу, но не можем упросить мужей отпустить нас, хотя и многими слезами, и просьбами убеждаем их. Не получив желаемого, мы дали обещание Богу никогда не говорить никакого дурного слова до самой смерти».
Услышав это, святой Макарий воскликнул: «Воистину, Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но намерения, принимая его за самое дело. И по желанию каждого подает Святого Духа, действующего и управляющего жизнью всякого человека, желающего спастись».

Святой Макарий Египетский говорит примерно тоже что и Христос:

"ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах." Евангелие от Матфея 22:30.

Итак девство, нестяжание это только лишь инструменты, а в итоге, достигнув цели, все работающие на Господа становятся как Ангелы, которые "ни женятся". Интересно один момент, в этой истории девы хотели вести монашеский образ жизни, но смирились в связи с отказом их мужей.

Можно ли совмещать семью и монашеский образ жизни?

У нас есть известный всем святой, Иоанн Кронштадтский, который написал большое количество томов своего дневника, я пока осилил только полтора тома, но мы знаем что он жил с женой как брат с сестрой, знаем также что он не выбрал монашество по той причине, что его путь начинался с миссионерства, а далее он только утвердился и возрос в этом.

Но, в связи с чем он мог сделать такой выбор относительно жены, правильно ли это?

Апостол:

"Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего" (1Кор.7:28-31).

Для каждого ли мирянина этот образ жизни?

"Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает" (1Кор.7:25,37).

Итак, далеко не для каждого, а только для тех, кто может осилить, это очень немногие.

Кстати, про монашество в монастыре и в пустыне тоже есть разное, у святого Николая Чудотворца была ситуация с уходом в пустыню, но Бог не благословил его на такой вид подвига. Господь велел ему идти в мир сказав: «Это не та нива, на которой ты принесешь Мне плод».

Аскеза для мирян или монахов?

Ключевой вопрос — это аскеза. Часто слышал, что аскетика не для мирян, занимайтесь семьей, ходите в церковь, взращивай добродетели, читайте, молитесь.

Смотрим авторитетных мирян в этой сфере, профессор Сергей Михайлович Зарин - "Православная аскетика".

"Аскеза - планомерное употребление, сознательное применение целесообразных средств для приобретения христианской добродетели, для достижения религиозно-нравственного совершенства."

Как известно борьба со страстями, одно из тех деланий, которым мы занимаемся в религиозной жизни, в том числе и на исповеди в храме, соответственно аскеза для мирян, в той же мере, что и для монахов. Итак, боремся со страстями.

Чем же отличается путь монаха от мирянина?

-Да.

  1. Семья - здесь явное отличие.
  2. В монастыре удобнее спасаться, рядом храм, много чтения, молитвы, единомышленники, опытные руководители, меньше соблазнов мира, свои трудности, но все подготовлено для эффективной работы над душой.
"Спастись можно и в миру, но высшее совершенство достигается в монастырях" Преподобный Варсонофий Оптинский.

-Нет

  1. Нестяжание - точно может быть для каждого, как это сказал Христос при обращении к юноше, т.е. это общехристианская добродетель.

Что думает Бог через своих святых о монахах?

Оптинские старцы:

«Обиталища сии – монастыри – не изобретение человеческого ума, но Дух Святой, через богодухновенных Отцов, установил жительство сие для тех, кто позван будет Богом или из любви к Нему, или по причине множества грехов своих»

Совмещать опыт монахов мирянам или это разные пути?

Как видно, ключевой момент и разница — это наличие семьи (монашеский обет), а также удобство роста в Боге.

В миру сложнее выполнять труд по работе над душой, но служить Богу можно разными способами, есть простые, есть особо сложные. Также объём времени, затрачиваемый на богослужения - у каждого мирянина своя мера, как и в посте, как и в молитве.

Если мы не способны проводить десятилетия в пустыне, как мирянка Мария Египетская, как мирянки жены мироносицы, следующие за Христом, как мирянки Марфа и Мария, как мирянин Авраам, готовый принести в жертву сына, как преподобные Кирилл и Мария, вырастившие святого сына (прп.Сергия), но в итоге все также ставшие монахами, как матушка Сепфора, что полностью похожа на сестер из жизнеописания святого Макария, нам следует идти царским путем, ведь он протоптан опытными и святыми людьми, а они всеми руками за использование тысячелетнего опыта церкви, ведь та же матушка Сепфора вырастила детей, получила благодать, затем стала старицей и стала монахиней, похожий опыт и у святителя Луки Войно-Ясенецкого, у него были дети, жена, до монашества.

Помню, как в детстве меня попросили регулярно копать червей для попытки разведения их в домашних условиях, ну чтобы не ходить каждый раз и не копать под заборами, а просто вытащить из коробки с землей и смело идти на рыбалку. Я ребенок, честно тогда выполнял это так называемое послушание. Выполнял на протяжении нескольких месяцев, пока мой "наставник" назовем его так, не опомнился и с удивлением обнаружил что черви эти массово мрут в ящике, а его просьба забыта уже давним давно им же. Это к тому, что не он сам сформировал мысль в себе про червей, но получил ее для моего вразумления, ведь я не пытался даже работать над собой без этого "труда". Аналогично в жизни каждого есть аскеза, сам он ее себе формирует или обстоятельства через Бога, но она есть в виде послушания вредному начальнику, сложным сотрудникам, жизнью с неверной или расточительной женой/мужем/тещей, взращиванием милосердия к больной собачке на улице, подавлением жадности при повышении квартплаты и многое другое, нас ведет сам Христос через все эти ситуации.

Аскеза как видим, для всех христиан, разница только в ее мере, ведь и Христос 40 дней постился, а пост в те времена — это не наше говение, но и сейчас есть время поста, есть и уединение, а когда нет то Бог дает нам эпидемии для упражнения в таком виде аскезы, есть все другие виды. В тоже время святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, о том, что не нужно пытаться подражать подвигам святых, от нас требуется воспринять их пример, быть верными Христу до конца, а меру определит сам Бог в нашей жизни, ведь «Царствие Божие силою берется, и употребляющие усилие достигают Его».

Ищите, читайте, размышляйте.

* В первую очередь этот текст для меня самого, ведь в мыслях проще разобраться, сформировав их в общий текст, если вам есть что добавить, напишите.