Найти тему
Думократия

Как учатся за рубежом

Оглавление

НЕКОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ЧЕРТЫ ШКОЛ МИРА

В предыдущих статьях речь шла об истории образования. Теперь же предлагаю обозначить интересные черты современных школ мира. А ссылки на прошлые публикации вы найдете в конце.

ИТАЛИЯ

В этой стране, как и в большинстве государств Европы, обучение в школе длится 13 лет. Из любопытного можно выделить следующее:

  1. Смена классов. По задумке правительства Италии, ученики должны минимум 2 раза за время обучения поменять класс – как правило, при переходе из младшей школы в среднюю и из средней в старшую. Считается, что такая практика помогает детям лучше ориентироваться в условиях быстро меняющегося мира.
  2. Ранний выбор. Уже с 14 лет школьное образование приобретает специализированный характер: к этому времени ученик должен определиться со своей профессией и в соответствии с этим поступить в класс с определенным уклоном.
Хочу отметить, что при разборе всех особенностей я постараюсь избегать оценки и излагать только факты: пусть каждый определит для себя, полезно конкретное решение или нет.

ФРАНЦИЯ

Обучение во Франции длится 12 лет, и поступить в школу можно уже с шести (кстати, тоже частая практика в Европе).

Своеобразно выглядит система оценивания знаний – в этой стране она 20-ти балльная. Однако, заработать высший балл удается не каждому:

  • Чтобы в целом не вылететь со школы, надо набирать по предметам хотя бы 10 баллов (проходная оценка, что-то вроде тройки у нас);
  • В промежутке с 11 до 15 идет средний уровень;
  • Тех, кто получает 15-17 баллов, считают умными студентами;
  • Оценка “18” – сродни 5+, т.е. задание не просто выполнено без ошибок, но и с определенной оригинальностью;
  • Что касается 19 и 20, то отметка “19” означает владение предметом на уровне учителя, а высший балл – что-то из области невозможного и гениального.

ЯПОНИЯ

В этой стране есть свои особенности:

Так, учебный год у японцев начинается в апреле, вместе с цветением сакуры, а заканчивается… в марте. Даже больше: в конце марта. Условно, японские школьники начинают заниматься 7 апреля (дата приблизительная), а заканчивают 25 марта. Как видно, на отдых времени мало. Хотя, не всё так критично – отдохнуть получится в августе и в начале января.

Довольно важно для японцев правильное воспитание детей: например, в школе ученики убираются сами.

Ну и длится обучение 12 лет: 6 лет начальной школы, и по 3 средней и старшей.

АНГЛИЯ

Британское образование довольно консервативно. Во-первых, мальчики и девочки учатся раздельно, во-вторых, популярный вид британской школы – пансион, когда учащиеся живут и занимаются в одном месте.

Система оценивания в Великобритании буквенно-циферная: максимально по предмету можно набрать 100 баллов, определенное количество баллов соответствует своей букве. Выглядит это так:

0 – 39 б. – E

40 – 49 б. – D

50 – 59 б. – С

60 – 69 б. – В

70 – 100 б. – А

США

Другим государством, где практикуется выставление буквенных отметок, является США. Градация следующая (от самой высокой оценки к самой низкой):

А, B, C, D, F

Причем, в зависимости от успеваемости, к каждой букве, кроме F, можно добавить +/–. Таким образом, глобально американские школы оценивают знания учеников по 13-ти балльной системе.

Как правило, многие наслышаны о том, что в США ученик сам определяет программу обучения. Предлагаю разобраться в этом.

Начиная со средней школы ученику дается право самому составить себе список дисциплин. Однако при этом сохраняются такие базовые элементы как математика, английский, физкультура, социальные и естественные науки (что-то вроде истории, обществознания, физики, химии, биологии)

Какие же дисциплины можно выбрать? Иностранные языки, углубленное изучение какого-либо из обязательных предметов, искусства.

Со старшей школы (9-12 класс) у учеников появляется больше свободы выбора. В зависимости от текущей системы аттестации к школьникам предъявляются следующие требования:

  1. Стандартный набор требований: 4 года изучения английского, 2 года математики, 3 года на социальные науки и 2 года в естественных науках.
  2. Система очков. В некоторых школах существует система “очков”: за каждый предмет студент получает определенное количество баллов, и к моменту выпуска их сумма должна достичь порогового значения – тогда диплом будет выдан. При этом можно набрать себе несколько углубленных курсов, за которые дают больше очков.
изображение взято с сайта yugnash.ru
изображение взято с сайта yugnash.ru

Соответственно, учащийся выбирает себе предметы таким образом, чтобы у него было достаточно часов обучения (в первом случае) или очков (во втором).

Стоит упомянуть ещё одну черту школ: перед поступлением в первый класс дети проходят тестирование, после которого их распределяют в группы с одинаковым уровнем знаний.

ТУРЦИЯ

Теперь обратим внимание на соседнюю нам страну. Кроме 12 лет обучения и уже знакомой нам стобалльной системы оценивания, в Турции можно найти 2 интересных черты:

  1. В начальной школе дети пишут карандашом. Логика решения ясна: пока ученик ещё не умеет хорошо писать, пусть лучше он сотрет неправильное, чем будет черкать ручкой. А ещё грифель карандаша хрупкий, поэтому, используя его, ребята учатся контролировать силу давления в руке.
  2. Иногда вместо стандартного звонка в школах играет какая-нибудь мелодия.

ГЕРМАНИЯ

Школьное образование в Германии можно назвать многоступенчатым: после четырех лет обучения в начальной школе дети проходят тестирование, по результатам которого выстраивается их дальнейший путь.

Так, те, кто набрал низкий балл, идут в главные народные школы – малопрестижные учебные заведения. Через 5 лет обучения можно устроиться на низкоквалифицированную работу.

Учащиеся со средним результатом попадают в реальную школу. Длится она 6 лет, и по её окончании есть два пути: гимназия (11 и 12 классы) или работа.

Наконец, ребята, показавшие блестящий результат, поступают в гимназии, что считается у немцев престижным делом. Кстати, только выпускники гимназий имеют возможность попасть в университет.

Есть в Германии такая штука, как дуальное образование. Всё просто: студент, обучающийся по технической специальности, может заключить договор с какой-нибудь компанией, и тут же применить свои знания на практике. В общем, это отдаленно можно сравнить с нашим целевым обучением, но в случае с Германией предприятие не только оплачивает студенту занятия, но и сразу же берет его на работу.

А что насчет отечественных разработок в сфере образования?

______________________________________

Если вам понравилась статья, то прошу поддержать канал лайками и подпиской. Кроме того, рекомендую присоединиться к моему телеграм-каналу, где вы сможете получить уведомление о новых публикациях и увидеть короткие реакции автора на текущие события -> https://t.me/POLandSOC

Ссылки на предыдущие статьи:

1) История образования в мире

https://dzen.ru/a/ZursDaaPODQW3JAm?share_to=link

2) История образования в России, часть 1

https://dzen.ru/a/Zv0vHtZ5c39jFAz8?share_to=link

3) История образования в России, часть 2

https://dzen.ru/a/ZwEf74aB52tI7Rky?share_to=link

5) Отечественные инновации в сфере образования

https://dzen.ru/a/ZwwjQbrcy2FpVFqP?share_to=link