Художественный фильм "Новенькая", кинорежиссер Павел Любимов, авторы сценария сам Любимов и спортивный журналист Станислав Токарев.
Павел Любимов снял за свою режиссерскую жизнь с 1965 по 1994 годы 13 полнометражных художественных фильмов. Наиболее известны два из них - его самый первый - "Женщины" (1965 г.) и "Школьный вальс" (1977г.). Такие, профессионально сделанные, советские мелодрамы.
После шумного успеха первого своего фильма "Женщины", Любимов снял очень оригинальный фильм по роману Александра Грина "Бегущая по волнам", в котором открыл для зрителя Маргариту Терехову (после съемок в этом фильме исполнители главных ролей болгарин Савва Хашимов и Маргарита Терехова поженились). А третьим фильмом Павла Любимова стала кинокартина "Новенькая", снятая весной 1968г в преддверии Олимпиады в Мехико.
Сегодня этот фильм основательно подзабыт. А вообще-то зря. Это в своем роде уникальная картина, один из лучших отечественных фильмов о спорте, если не самый лучший. Уникальность его в том, что в нем кроме звезд советского кино снимались действующие и будущие суперзвезды советской женской спортивной гимнастики. Это документ эпохи.
Если в двух словах, то это фильм о смене поколений в спорте. На смену легендам спорта рано или поздно приходят "честолюбивые дублеры". И как эта смена произойдет, и достойно ли эти "дублеры" займут место легенд - вот об этом фильм.
Видом спорта выбрана женская спортивная гимнастика. И явными прототипами главных героинь - сходящей легенды Ольги Каменевой и восходящей звезды Вали Черновой, четко просматриваются величайшая советская спортсменка ХХ века Лариса Латынина и "невеста Мехико", умница и красавица, сама Латынина назвала ее номером один всех следующих после нее поколений советских гимнасток, Наташа Кучинская.
Небольшая преамбула о той ситуации, что сложилась в советской женской спортивной гимнастики. Сразу же после появления на международной спортивной арене на Олимпиаде в Хельсинки в 1952 г. советские гимнасты и гимнастки стали абсолютными мировыми гегемонами в этом виде спорта. С 1952 по 1964 г. практически все золотые медали на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы завоевывались советскими гимнастами и гимнастками. Только иногда одно-два золота уходило спортсменам других стран.
У мужчин главной легендой стал Виктор Чукарин, семикратный олимпийский чемпион. Фронтовик, в 1941 г. раненым попал в фашистский плен, прошел через 17 лагерей для военнопленных. в т.ч. и через Бухенвальд. В конце войны Чукарина с другими пленными фашисты погрузили на баржу, чтобы затопить в море, но их спас английский сторожевик. Из плена он вернулся весившим 40 кг. А через семь лет завоевал в Хельсинки 6 олимпийских медалей - 4 золотых и две серебряные. А еще через 4 года, когда ему было уже 35 лет, в Мельбурне, еще пять олимпийских медалей - три золота, серебро и бронзу. И на обеих Олимпиадах он становился абсолютным чемпионом в многоборье.
Среди женщин гимнасток легендой стала простая украинская херсонская девчушка (отец погиб в Сталинграде, мать уборщица), пережившая маленькой девочкой немецкую оккупацию (самым ярким впечатлением детства было то, как румынские конвоиры, сопровождавшие колонну советских пленных, зверски кололи их штыками) Лариса Латынина. Сорок четыре года лет, с 1964 по 2008 гг., продержалось ее достижение, как спортсмена, завоевавшего наибольшее число олимпийских золотых медалей - 9 . Лишь на Олимпиаде в Пекине американский пловец Майкл Фелпс превзошел его.
На своем первом чемпионате мира в 1954 г. Латынина завоевала свою первую золотую медаль в команде. Через два года на Олимпиаде в Мельбурне - уж 4 золотых, одно серебро и одна бронза. В 1958 г. Латынина выступала на чемпионате мира в Москве на пятом месяце беременности, завоевала 5 золотых из шести, только в вольных упражнениях была второй.
Но вот на Олимпиаде в Токио в 1964 г. абсолютной гегемонии советских гимнастов и гимнасток пришел конец. У мужчин лидерами мировой гимнастики стали японцы, а у женщин эра Ларисы Латыниной сменилась эрой чешки Веры Чаславски. Латыниной было уже 30 лет, а чешке 22. Латынина еще выиграла два своих последних олимпийских золота в команде и в вольных, но Чаславска стала абсолютной чемпионкой в многоборье и взяла еще два золота на отдельных снарядах.
Смена поколений шла тогда в нашей женской сборной. В Токио поехали три тридцатилетние и три двадцатилетние гимнастки. И только благодаря ветеранам Латыниной, Астаховой и Маниной удалось избежать провала, который, кстати, и прогнозировался. Удалось взять золото в команде, а Полине Астаховой и Ларисе Латыниной на брусьях и в вольных. Молодежь же просто провалилась.
На следующий, 1965г., на чемпионате Европы преимущество чехословацкой сборной было подавляющим. Все пять золотых медалей, командное первенство не разыгрывалось, завоевала Вера Чаславска. Продолжавшая выступать Лариса Латынина завоевала 4 серебра и одну бронзу.
В 1966г. проходил чемпионат мира в Дортмунде. Впервые советское телевидение вело прямую трансляцию с таких соревнований по гимнастике. Вся страна прильнула к телевизорам. Советская команда состояла из 32-х летней Ларисы Латыниной, 31-летней Полины Астаховой (пятикратная олимпийская чемпионка), двадцатилетней Зины Дружининой и трех семнадцатилетних - Наташи Кучинской, Ольги Карасевой и Ларисы Петрик. Две "бабушки русской гимнастики" и четыре их "внучки". Чехословацкие гимнастки были в своем самом боевом составе.
Начало было удручающим. "Наши чехословацкие подруги" легко взяли золото в командном первенстве, а Чаславска стала абсолютной чемпионкой в многоборье. Перед соревнованиями на отдельных снарядах лидером во всех номинациях по итогам предварительных состязаний была Чаславска. Ожидалось повторение предыдущего чемпионата Европы, где чешка взяла всё золото.
И в начале Чаславска завоевала золото в опорном прыжке. Но затем произошло чудо. Наташа Кучинская побеждает непобедимую чешку на брусьях, бревне и в вольных. Три золота подряд у дебютантки мирового первенства. Для советской гимнастики пробился луч надежды в безнадежном противостоянии с "чехословацкими подругами", и у сборной появился новый лидер - Наташа Кучинская.
Популярность ее в стране просто взмыла до небес. Что-то похожее, было потом только с Ольгой Корбут после Олимпиады-72.
Ларисе Латыниной можно было уходить. Появились молодые, очень талантливые девочки. И Лариса Семеновна стала в том же 1966 г. старшим тренером женской сборной по спортивной гимнастике.
Но на следующий год, на чемпионате Европы в 1967 г. Вера Чаславска показала. что ее еще очень рано списывать. Ей было 25 лет, пик формы. И на этом чемпионате, как и в 1965 г. Чаславска завоевала все золотые медали. У Кучинской два серебра, И Зины Дружининой серебро и две бронзы.
И это дебют Ларисы Латыниной как тренера. А впереди Олимпиада-68 в Мехико с весьма неясными перспективами.
Вот такая ситуация была в советской спортивной гимнастике, тогда одном из самых популярных среди болельщиков, наравне с футболом, хоккеем, волейболом, видов спорта. Многие годы наши гимнасты приучили советский народ, что они самые лучшие и сильные в мире. И тут такая резкая сдача позиций, вызванная сменой поколений. Не каждый год у нас могут появляться Латынины или Чукарины. А у соперников могут появиться Веры Чаславски или Савао Като.
Сценарий фильма написали сам кинорежиссер Павел Любимов и один из опытнейших спортивных журналистов Станислав Токарев, который специализировался на гимнастике и фигурном катании.
В фильме как бы две истории из жизни семнадцатилетней рабочей треста озеленения, мастера спорта по гимнастике Вали Черновой. Одна лирическая, другая спортивная.
Лирическая история связана с журналистом, художником и скульптором Володей. Володя пришел в детскую спортивную школу, где тренируется Валя, чтобы сделать репортаж. И задержался на три недели. Влюбился Володя в Валю, а Валя влюбилась в Володю.
Главных героев играют непрофессиональные актеры. Володю - выпускник журфака МГУ, художник и скульптор Николай Филиппов, его привел на съемочную площадку его брат, оператор фильма Сергей Филиппов. А Валю - спортсменка, мастер спорта по гимнастике Ирина Елисеева. Играют они самих себя, ведут перед камерой естественно, без напряжения. Потому и дуэт у них получился.
Маленькими бриллиантиками по фильму разбросаны Юрий Никулин, играющий Евгения Ивановича - пьющего соседа Вали.
Тут же снялась и жена Юрия Владимировича Татьяна Николаевна в роли жены Евгения Ивановича.
Нина Сазонова, которая снялась до этого у Любимова в "Женщинах," здесь тоже играет роль матери главного героя Володи. Очень ей понравилась девушка Валя, с которой Володя дружит, руки у Вали мозолистые, рабочие. И очень она переживает за Володю, который никак не займется настоящим делом, все какой-то абстракционизм лепит и рисует. А абстракционизм в газетах ругают. Может вот Валя на сына хорошо подействует.
А еще за Валей пытается ухлестнуть токарь с завода Шурик, у которого уже и деньги на "Москвич" заработаны. Но Валя считает, что " этот Шурик - просто-напросто ханурик". То он за ней ухаживает, то на ее лучшей подруге обещает жениться. Шурика обаятельно играет Валерий Рыжаков.
И вот вроде с Володей у неё все идет как надо. И даже замуж она за него собралась. Но тут у жениха наступает творческий кризис, его картины не взяли на выставку. Теперь он должен все переосмыслить, но в одиночестве. В связи с чем расстается с Валей.
Вот такая лирическо-бытовая линия в стиле поздней "оттепели", а вернее советской "новой волны", развивается в первой трети фильма, пока действие не переходит к спортивной стороне жизни Валентины. И здесь начинается то, чем и уникален этот фильм. Но об этом в следующей части.