Найти в Дзене
Lady Stihriona

Чего добивались феминистки, "права на труд" или "равноправия в труде"?

Сейчас очень часто, причем во многих областях информации о чем угодно, очень активно используется подмена понятий. Вот же тем более когда речь заходит про феминизм. Причем не только про современный феминизм, весьма разноплановый и разнообразный, но и про его истоки. Через шуточки- прибауточки постоянно "вкручивается" в массы не особо знакомые с историей мысль, что, мол, сидели себе женщины дома на обеспечении мужа, суп варили да детей воспитывали никаких проблем не знали, а потом вдруг раз и на голову свалился феминизм, какой-то "психичке" пришла в голову идея добиваться, чтобы женщины работали, как и мужчины. Ну вот, мол, добились, теперь радуйтесь вместо одних домашних дел теперь еще и работаете, так что бойтесь феминизма, чего он вам еще принесет!

Но давайте немного взглянем в прошлое. И честно положа "лапку на сердце" скажем, что такого - чтобы женщина сидела дома, а мужчина только один все зарабатывал и все обеспечивал, ну почти то и не было никогда. Ну разве что в знатных состоятельных семьях, среди дворян да купцов, там женщины сидели дома (да и то не все), а бородатый купец за три-девять морей за аленькими цветочками плавал (сейчас без каких-либо иных намёков, кроме как на известную всем сказку). Женщинам там работать не было нужды и так на жизнь хватало. Но большая часть населения жила в купеческих хоромах и не в замках дворянских. Большая часть населения были крестьяне. И крестьянки дома не сидели: в поле работали, и со скотиной возились, и по дому хлопотали - хватало работы. Так еще не только на себя, еще и на барина приходилось работать.

Промышленная революция заметно изменила общество. Крестьянский труд бывший раньше практически единственным источником дохода, ну как минимум для большинства населения, стал уступать место производству. Люди потянулись в города, на фабрики, заводы. Причем далеко не всегда по своей воле, изначально тех же крепостных привязывали не к полю, а к фабрике, либо просто сгоняли с земли используя ее по другому назначению, а бывшим крестьянам осталось либо бродяжничать, либо идти в город искать работу. Производство развивалось активно и вскорости рабочих рук стало не хватать. Мужских рабочих рук. Да и в городе жизнь отличалась от деревни. Вместо своего дома, земляного надела, двора со скотом и прочего хозяйства была крошечная квартирка, место в бараке или съемный уголок у кого-либо. Домашние дела свелись к минимуму (скотина, огород и т.п. отпали). Уровень нужд тоже изменился, если в деревне можно было вырастить себе лен или настричь шерсти с овцы, сделать ткань и сшить какую-никакую одежду, сходить в лес надрать лыка и сплести лапти, еда тоже была с поля, с огорода, со своего скота, много ли, мало ли, но хватало как-то жить. То в городе все нужно было покупать, а зачастую еще и за жилье платить. Семья все еще остававшаяся по привычке многодетной тоже становилась проблемой, если в деревне детские руки тоже пригодятся и в поле и во дворе в хозяйстве, то в городе пользы ноль, а есть тоже хотят и одевать их тоже надо. Женщины пошли на фабрики и заводы. Не потому, что добивались этого, требовали и митинговали, потому, что жизнь заставила и потому, что оказались востребованы.

Однако те времена 19 век - начало 20 века, это времена так называемого "дикого капитализма". Если кратко, что это такое? Собственно, еще во времена феодализма существовали гильдии, которые контролировали деятельность ремесленников, с одной стороны, помогая им распределяя заказы, устанавливая общие цены, защищая интересы членов гильдии как в юридическом плане, так и при необходимости и обеспечивая охрану. Но, с другой стороны, сдерживали и ограничивали. Так как не членам гильдии было запрещено заниматься ремеслом, а чтобы стать членом гильдии нужно было внести немалый залог, да еще и подтвердить соответствие своего мастерства и качества производимой продукции. Прежде чем ставь полноценным членом гильдии новичку нужно было долгие годы быть на положении ученика и подмастерья, не только обучаясь у мастера, но и по сути работая на него почти бесплатно или бесплатно - за кров и еду. Появившиеся мануфактуры и первые фабрики стали основными конкурентами гильдий, оттесняя их на всех фронтах. Мастерство и умение заменилось разделение труда на серию простых, доступных любому после быстрого обучения действий. Мануфактуры сосредоточились в руках купцов и той части дворянства, которая поняла "куда ветер дует". Началась массовая гонка количества товара. Начало промышленной революции стало основой колониальной политики, так как требовались новые рынки сбыта и новые источники ресурсов для производства. Рабочие руки тоже не были сильно ограниченным, хотя и востребованным ресурсом. Рост населения и активное, иногда недобровольное, переселение крестьян давало рабочую силу в изобилии. Рост производства казался неограниченным. Но к концу 19 - началу 20 веков сложилась ситуация, когда предел этому "бесконечному росту" был поставлен. Наступил кризис перепроизводства. "Свободные земли" пригодные для захвата под колонии закончились, да и колонии начали отделяться от метрополий, рынки сокращались, а население, несмотря на рост численности, продолжало беднеть и при необходимости переориентировать свои производства с колониального экспорта на внутренние рынки, ресурсы этих рынков оказались крайне ограниченными из-за низкой покупательской способности значительной части населения. Однако темпы производства продолжали нарастать, появлялись новые станки, новые машины, новые технологии позволяющие производить больше, быстрее, эффективнее. Перед владельцами фабрик и заводов встал вопрос, куда девать накапливающиеся на складах товары, которые становятся все менее востребованными, в том числе и из-за большого их количества. Одним из вариантов решения проблемы стало снижать цены, чтобы малообеспеченные слои населения все же приобретали товары. Снижение цен вело к снижению доходов, естественно, заводчики, фабриканты думали как это компенсировать. Если конкуренция заставляет снижать цены, то следует снижать и расходы, чтобы не терять прибыль. Одним из вариантов снижения расходов стало снижение зарплат работникам. Достаточно высокая безработица делала кандидатов на найм достаточно сговорчивыми. Но всегда можно ведь еще удешевить расходы? В городах занятость женщин была куда ниже, чем у мужчин. Свободных женских рук было куда больше. Следовательно, работницы оказывались еще менее притязательными, чем работники, у них просто не было другого выхода, как соглашаться работать за половину, а то и меньше зарплаты, которую платили мужчинам. Не устраивает? Ну желающих много, найдем другую. На подобных условиях нанимали не только женщин, но и детей. На фабриках были работники и по 8-9 лет возрастом. И работали без всяких гарантий и компенсацией по 12-16, а то и по 18 часов в день. Расходы на безопасность тоже были "лишними", так что травматичность производства была достаточно высокой, впрочем, ведь работника всегда можно было заменить. Это не проблема.

Именно в этих условиях зарождается и коммунистическая идеология начавшая борьбу за права рабочих в целом, против дикой и беспредельной эксплуатации. В этих же условиях зарождается и феминистское движение с простой идеей, если женщина делает ту же работу, что и мужчина - почему ей должны платить вполовину меньше? Помимо этого феминизм той поры включился и в борьбу не только против эксплуатации на производстве, за равенство в оплате труда, социальные гарантии для работников, но и за равное положение женщин в обществе - право голосовать, право получать образование, и доступ к профессиям считавшимися ранее только мужскими, право считаться таким же полноправным гражданином, как и мужчины. Так что не феминистское движение "заставило женщин работать" (как некоторые ныне пытаются сие описать), а дикая эксплуатация рабочего класса в целом, и работающих женщин в частности, и в более жесткой форме эксплуатируемых, нежели мужчины, заставили женщин объединить свои усилия в борьбе за свои права не только на производстве, но и в обществе в целом. Тот же самый день 8 марта связан с одной из крупнейших манифестаций женщин за равную оплату труда, причем активно и массово поддержанную и мужчинами трудившимися рядом с ними.

-2

Другие мои ресурсы:

Сайт движения "Вечевая Республика"

Сайт правозащитного фонда ФППД "Факел Свободы"

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

tiktok

telegramm

Группы в ВК :

"Правильный феминизм".