Найти тему

Анонс журнала Отчий край за 2024 год: третий номер

Оглавление

Уважаемые друзья-подписчики!

Уверена, что вы любите читать "толстые" журналы, ведь творческий путь писателя начинается через публикации в литературных (толстых) журналах. В них представляется некий срез культурного процесса, печатается лучшая современная проза, поэзия и литературная критика. Пройти отбор в такое издание непросто. А если это журнал о родном крае, в котором публикуются замечательные авторы!

Предлагаю вашему вниманию обзор третьего 2024 года, СПАСИБО всем тем, кто к этому причастен! Материал опирается на публикацию главного редактора журнала Ольги Крюченковой!

Журнал – лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград», Государственной премии Волгоградской области, лауреат премии имени Виктора Канунникова.
Журнал – лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград», Государственной премии Волгоградской области, лауреат премии имени Виктора Канунникова.

В волгоградском литературном «толстяке» собрано лучшее, чтобы порадовать читателей! Номер, как и прежде, со знаком качества: у нас опубликованы произведения таких мэтров, как Борис Екимов, Александр Проханов и Виктор Куллэ.

Отдельно следует сказать о рубрике «Наследие»: вниманию читателей «Отчего края» предлагаются никогда не переиздававшиеся рассказы донского писателя Романа Кумова «Предание» (1908) и «Завещание» (1917).

Роман Петрович Кумов (21 ноября 1883, станица Казанская, Область Войска Донского — 20 февраля 1919, Новочеркасск) — русский писатель-прозаик, драматург, журналист.
Роман Петрович Кумов (21 ноября 1883, станица Казанская, Область Войска Донского — 20 февраля 1919, Новочеркасск) — русский писатель-прозаик, драматург, журналист.

Он—странник. Странствует по широким донским степям, среди камышей подслушивает сказки и в степи чутко прислушивается к шепоту ветра.

Один из его героев говорит:

— Я—бродячий музыкант, свободный художник. За спиной у меня четырехструнная бандура. Она всегда звонка,—когда я иду по степи, ветер играет на ней свои песни, оттого струны ее легкие, напевные, точно придорожный осенний ковыль...Волен путь мой: куда ветер клонит, туда и я, точно перекати-поле... В дорожной сумке у меня много записей: как поет ветер, как шумит трава, звонят колокола на древней седой колокольне, шумит и горит веселая хуторская ярмарка... На ярмарках я играю свои песни народу; все смотрят на меня удивленно,—слишком я прилично одет для странствующего музыканта—но потом поддаются песне, грустят и щедро сыпят медные деньги в мою деревянную чашку. Песня, как вино, пьянит человека, мягчит, наполняет душу сказками!..

Сам Кумов—тоже бродячий музыкант, свободный художник.

Сюжет первого связан с фольклорными интересами писателя и близок жанру донской религиозной легенды; второй следует отнести к жанру рождественского рассказа. Публикацию предваряет статья «Недорисованный портрет Романа Кумова», посвященная жизни и творчеству писателя. Авторы статьи – доктор филологических наук, профессор Аркадий Гольденберг и кандидат филологических наук, доцент Мария Медведева.

Третий номер открывает дискуссионная статья Светланы Переваловой «Тема военного детства в рассказе Б. П. Екимова “Живые помощи”». Известный волгоградский литературовед пишет о едва ли не постоянном сочетании двух временных планов в прозе Екимова – «дня сегодняшнего и обжигающей памяти о Великой Отечественной войне» – и выявляет историко-литературные связи автора с другими писателями, поднимающими в своих произведениях проблему «дети и война». Редакция же в рубрике «Современная классика» продолжает публиковать рассказы Бориса Екимова из его нового сборника «К тёплому морю» – рассказы, в которых воссоздан самобытный мир русской деревни и отражены такие разные людские судьбы.

— У каждого писателя свой путь. И пройти он должен его достойно. Борис Петрович Екимов тому пример. Он вошёл в литературу со своей темой, он никогда не изменял своему герою… Его писательская интонация уникальна. А ведь интонация для писателя даже важнее, чем для поэта.
— У каждого писателя свой путь. И пройти он должен его достойно. Борис Петрович Екимов тому пример. Он вошёл в литературу со своей темой, он никогда не изменял своему герою… Его писательская интонация уникальна. А ведь интонация для писателя даже важнее, чем для поэта.

Прозаик Александр Проханов хорошо известен и в стране, и в мире. Журнал «Отчий край» продолжает публиковать его поистине эпохальный роман «День», повествующий о трагических мгновениях недавнего прошлого России.

Алекса́ндр Андре́евич Проха́нов (род. 26 февраля 1938, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР) — советский и российский писатель, журналист, прозаик, сценарист, общественный и политический деятель.
Алекса́ндр Андре́евич Проха́нов (род. 26 февраля 1938, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР) — советский и российский писатель, журналист, прозаик, сценарист, общественный и политический деятель.

Это произведение никого не оставит равнодушным.

И еще об одном продолжении: это новый роман «Тайная книга Аристотеля» Самида Агаева, где абсолютно гармонично сосуществуют волшебство и достоверные исторические факты. Занимательностью сюжет романа не уступает «Тысяче и одной ночи».

Самид Агаев — писатель, автор 15 книг, в том числе произведений о современности («Правила одиночества», «Ночь волка», «Двойное алиби») и серии приключенческих исторических романов «Хафиз и султан», «Седьмой Совершенный».
Самид Агаев — писатель, автор 15 книг, в том числе произведений о современности («Правила одиночества», «Ночь волка», «Двойное алиби») и серии приключенческих исторических романов «Хафиз и султан», «Седьмой Совершенный».

Журнал представляет и новые рассказы Александра Горохова: «Доски из коровника», «Пурга», «Случай с Антохой». Это простые, но очень трогательные истории о людях и ангелах, заслуживающие особого внимания читателя.

А вот писатель Владимир Голубев в своем творчестве осознанно обращается к жанру сказа. На страницах нашего журнала впервые публикуются его произведения «Мудрая Матрёна» и «Старшая дочь» – повествования, пропитанные фольклорной стилистикой и духом былых времен.
В связи с этим нельзя не вспомнить Павла Бажова.

Владимир Голубев - российский детский писатель, секретарь международного правления интернационального союза писателей, кандидат юридических наук.
Владимир Голубев - российский детский писатель, секретарь международного правления интернационального союза писателей, кандидат юридических наук.

Его сказы – бесценное сокровище русской литературы. И так сложилось, что мотивами уральских сказов отмечены сразу несколько произведений из третьего номера журнала.

Журнал представляет новый рассказ Анатолия Егина – «Прообраз будущего мира». В основе произведения –разговор дедушки и внука о России, о том, как наше государство становилось многонациональным.

Анатолий Егин, член Союза писателей России, автор пяти стихотворных сборников и книги повестей и рассказов «Суд идет...».
Анатолий Егин, член Союза писателей России, автор пяти стихотворных сборников и книги повестей и рассказов «Суд идет...».

История страны, изложенная языком художественной прозы, будет интересна и взрослому читателю, и детям школьного возраста.

Дмитрий Воронин в рассказе «Метания Курдюкова» обращается к нашему недавнему прошлому – периоду обязательной вакцинации от короновируса и ожесточенным баталиям вокруг прививки.

«Метания Курдюкова» — рассказ Дмитрия Павловича Воронина, который вышел в сборнике «Праведники» в 2023 году.
«Метания Курдюкова» — рассказ Дмитрия Павловича Воронина, который вышел в сборнике «Праведники» в 2023 году.
ВОРОНИН Дмитрий Павлович
родился в 1961 году в г. Клайпеда Литовской ССР. Сельский учитель. Член Союза писателей России. Автор четырех книг прозы. Лауреат премии А.Куприна. Лауреат губернаторской премии "Признание". Лауреат издания "День Литературы" (Москва), лауреат 1 премии конкурса "Защитим правду о Победе" газеты "Литературная Россия".
Публикации более чем в 60 "толстых" литературных журналах России и Ближнего Зарубежья в том числе: "Роман-газета", "Нева", "Наш современник", "Молодая Гвардия", "Москва", "Север", "Подъём", "Сибирь", "Дон", "Простор", "Огни Кузбасса", "Сура", "Аврора", "Гостиный двор", "Бийский вестник", "Дальний Восток", "Петровский мост".
Участник более 60 альманахов и прозаических сборников в России и за рубежом. Проживает в п. Тишино Калининградской области.

Произведение написано в лучших традициях юмористической прозы!

Перейдем к поэзии.

Рубрику открывает подборка новых стихов известного российского поэта Виктора Куллэ «Научись летать один…».

Пока нас ветер не унёс,
не искусил дензнак,
под мерный перестук колёс припоминаю так:
в иные дни и времена (поморщится эстет)
жила великая страна, которой больше нет.
Поэт, переводчик Виктор Куллэ: «Заниматься литературой без определенных навыков стоицизма — невозможно"
Поэт, переводчик Виктор Куллэ: «Заниматься литературой без определенных навыков стоицизма — невозможно"

Продолжают поэтическую рубрику Иван Нечипорук (подборка стихов «Разлита боль из звездного ковша»). Поэт и прозаик, учредитель донбасского литературно-художественного журнала «Пять стихий», заместитель председателя Межрегионального союза писателей (Луганск), член Союза писателей России и Славянской литературно-художественной академии (Болгария)

-10
Пусть октябрь сегодня на излёте,
Но бессильна хмурая тоска.
За раскатом вновь летит раскат,
И саднят от шрамов миномётных
Террикона мятые бока.
Но прозрачен купол поднебесья,
Запах осени сквозь листопад пророс.
Отряхнувшись от туманных грёз,
Вновь горят над храмом тонколесья
Золотые купола берёз.

Фёдор Березин (поэма «Часики»). Писатель, автор двадцати научно-фантастических романов. Член Союза писателей России, председатель Союза писателей ДНР. Лауреат множества литературных премий. Родился в 1960 году. По специальности офицер-ракетчик ПВО. Служил в Казахстане и на Дальнем Востоке. После увольнения в запас вернулся в родной Донецк, где живет и поныне. В 2014 году стал ополченцем, прошел путь от рядового бойца до заместителя министра обороны и заместителя коменданта города Донецка. Был депутатом Народного Совета ДНР второго созыва.

Фёдор Дмитриевич Березин, ныне живущий в Донецке — профессиональный военный, капитан Советской Армии и писатель-фантаст.
Фёдор Дмитриевич Березин, ныне живущий в Донецке — профессиональный военный, капитан Советской Армии и писатель-фантаст.
Человек — он пишется с заглавной,
Если перед вами великан.
Ну а если выглядит похоже,
То покуда то — пустой стакан.
Чтобы дорасти до Человека,
Надо, закусивши удила,
Для начала все-таки протопать
Пол-Европы с годик или два.
Ну а так, болтайте — не болтайте,
Вам до Гулливера-старшины
Чёпать, шлёпать по своим болотам,
И не хватит вам одной страны.
«Роман-журнал ХХI век» издается с 9 июля 1927 года. Журнал издается при участии Союза писателей России, Всемирного русского народного собора и ОАО «Центркнига».
«Роман-журнал ХХI век» издается с 9 июля 1927 года. Журнал издается при участии Союза писателей России, Всемирного русского народного собора и ОАО «Центркнига».

Это самобытные и интересные авторы из Донецкой Народной Республики.

Отдельно следует сказать о современной волгоградской поэзии. В третьем номере опубликована поэма Никиты Самохина «Мариупольский лев».

Родился в 1979 году в Волгограде. Поэт, член Союза писателей России, собственный корреспондент «ЛГ» в Волгоградской области, главный редактор журнала «Слово – Детям». Автор пяти поэтических сборников и одной книги для детей. Лауреат международной премии имени Есенина «О Русь, взмахни крылами…» и Государственной премии Волгоградской области по литературе, дипломант международной премии имени Ершова.
Родился в 1979 году в Волгограде. Поэт, член Союза писателей России, собственный корреспондент «ЛГ» в Волгоградской области, главный редактор журнала «Слово – Детям». Автор пяти поэтических сборников и одной книги для детей. Лауреат международной премии имени Есенина «О Русь, взмахни крылами…» и Государственной премии Волгоградской области по литературе, дипломант международной премии имени Ершова.

Это произведение о войне и юношеской дружбе, о верности слову и личной ответственности за сделанный выбор. В изложении сюжета автор предельно лаконичен, при этом мысль его ясна и прозрачна, что особенно ценно.

Спокойна жизнь весной под Волгоградом:
Вкушает благодатную прохладу,
Проснувшись, пойма.
Всюду – тишина.
Пока ещё не сброшена волна
Бездушной неподвижною плотиной,
И точит берега невозмутимо,
Как раньше, престарелая река.
Теперь луганским юным казакам
Она на время стала новым домом,
И вдалеке от берега родного
Живут на Волге женщины с детьми.

Должного внимания заслуживает и поэма Татьяны Батуриной «Детский день» – произведение высокохудожественное и высокодуховное. Ткань поэмы составляют воспоминания автора о детстве и юности, проникнутые глубоким чувством любви к семье, дому, родному краю.

Автор более 25 книг поэзии и прозы и ​ряда научных работ. Наиболее значимыми в литературном творчестве Батуриной являются книги​«Письмо» (1997), «Отцовский сад»​(1990), «Русь Господня» (1996), ​«Свеча» (1997), «Воскликновение» ​(1998), «Врата» (2003), «На полянах ​Рождества» (2001), «Вериги любви» ​( 2007), «Дурочкины лоскутки» 2010), «Бога́тищев Кров» (2011), «Маманин курган» (2012),  «Невладанный латок» (2013), ​«Русиюния» (2014), «Сладчайшие дни бытия» (2016),​ Обретение сердца» (2017), трёхтомник избранной​ поэзии: «Аквамарин», «Ясень». «Чаша» (2018).
Автор более 25 книг поэзии и прозы и ​ряда научных работ. Наиболее значимыми в литературном творчестве Батуриной являются книги​«Письмо» (1997), «Отцовский сад»​(1990), «Русь Господня» (1996), ​«Свеча» (1997), «Воскликновение» ​(1998), «Врата» (2003), «На полянах ​Рождества» (2001), «Вериги любви» ​( 2007), «Дурочкины лоскутки» 2010), «Бога́тищев Кров» (2011), «Маманин курган» (2012), «Невладанный латок» (2013), ​«Русиюния» (2014), «Сладчайшие дни бытия» (2016),​ Обретение сердца» (2017), трёхтомник избранной​ поэзии: «Аквамарин», «Ясень». «Чаша» (2018).

Татьяна Батурина отдает дань памяти прошлому и загадывает прекрасное будущее для продолжателей своего рода.

Огнь доверчивый — свеча!
И парит, и реет,
И у тонкого плеча
Алой лентой млеет,
Робко близится к окну,
К трепетной гардине…
— Тáнюшка, вольнό огню Взвеяться в гордыне! …
Светится доныне
Старенькая даль,
Матушкина жаль…

Глубоко чувствует связь времен постоянный автор, подлинный мастер слова Верба (Юлия Артюхович). В журнале представлена авторская подборка стихотворений, объединенных художественным концептом «Время». Поэт наделяет время свойствами живого существа: «Время без стука приходит, / В мире царит безраздельно. / Время – палач и охотник – / В жертву стреляет прицельно».

Верба, член Союза писателей России, доктор философских наук, профессор
Верба, член Союза писателей России, доктор философских наук, профессор

В стихах Вербы отражено «штормовое время» и, что очень ценно, даны жизненные ориентиры: «Кажется, мир страшен и зол – / В пропасть летит без тормозов… / Но не гадай, что впереди, – / Просто иди! / Просто люби, просто живи, просто иди!»

Время без стука приходит,
В мире царит безраздельно.
Время — палач и охотник —
В жертву стреляет прицельно.
В доме — закрытые ставни.
Стёрты под масками лица.
Время разбрасывать камни
— Время стрелять и молиться.

Эссе Усмана Алимбекова, посвященное новой прозе Вербы, опубликовано в рубрике «ЛиTERRAтура».

В переводе с тюрского имя Асманкель означает «небесный вестник». А Сак — «северный ветер». Такое вот «воздушное» звучание.
В переводе с тюрского имя Асманкель означает «небесный вестник». А Сак — «северный ветер». Такое вот «воздушное» звучание.

АЛИМБЕКОВ Усман Барибекович прозаик, поэт, драматург, член Союза писателей России, член Союза журналистов России.

Рубрику же «Поэзия» продолжают стихотворения волгоградца Сергея Евсеева («Пора бежать из праздничного плена…»). Родился в 1971 году. Живет в Волгограде. Один из авторов поэтического сборника «Лысогорские мотивы».

Я развяжу на шее старый бант,
Сниму парик и с губ сотру улыбку.
Окончен день, я несказанно рад.
Я наконец-то совершил ошибку.
При джигитовке падая с коня,
Сломал ребро и разодрал колено.
Но это было счастье для меня:
Пора бежать из праздничного плена.
Мне пятьдесят, я клоун, я смешу.
Я на коне скачу под фонарями.
Теперь довольно! Всё, я ухожу.
Парик на шкаф — и в лес, за снегирями.

Но тема поэзии не исчерпана. Филолог из Волгограда Елена Алейникова-Жукова на страницах нашего журнала делится своим опытом прочтения стихов из собрания сочинений Василия Стружа. Автор пишет о неординарности и яркой индивидуальности поэта: «Неожиданные образы удивляют, восхищают, волнуют – к ним возвращаешься и смакуешь… Покоряют лаконичность формы и парадоксальность смыслов, россыпи аллюзий, почти телеграфный стиль, где слово выкристаллизовано».
Олег Куимов в своей авторской рубрике «Книжник Куимов» тоже обращается к поэтическому искусству, к самой его сути: он пытается вывести формулу совершенной поэзии. Задача не из лёгких… Зато как интересно будет читателю следить за мыслью автора!

Куимов Олег Владимирович — прозаик.  Ведущий колонки книжного обзора в журнале «Отчий край».
Куимов Олег Владимирович — прозаик. Ведущий колонки книжного обзора в журнале «Отчий край».

В рубрике «Скрепы истории» мы продолжаем знакомить читателей с неизвестными страницами документов и хроник, творчески осмысленных краеведом Романом Шкодой и собранных им в новую книгу о Царицыне («Красный Верден: Царицын в революции и Гражданской войне»).

В рубрике «Скрепы судьбы» – продолжение документально-художественной повести Татьяны Федосеевой «Контуженое детство», где автор скрупулезно восстанавливает трагические сталинградские события.

«Контуженое детство» — документально-художественная повесть Татьяны Федосеевой, которая увидела свет в феврале 2023 года.
«Контуженое детство» — документально-художественная повесть Татьяны Федосеевой, которая увидела свет в феврале 2023 года.

Автор посвятила повесть своему супругу, символизируя в нём всех детей, чьи детские годы омрачила Вторая мировая война. Книга уникальна исторической и географической точностью: в ней описаны землянки, Волга, посёлок Южный Тракторозаводского района. В 2018 году повесть заняла первое место на конкурсе «Горячий снег», организованном Волгоградским отделением Союза писателей

Третий номер журнала получился очень разнообразным и интересным. Ярких красок номеру добавили художественный редактор Вадим Жуков (графика и живопись) и бильд-редактор Евгений Гудименко (фотографии). Этот номер представлен авторами Волгограда и Волгоградской области, а также Москвы, Подмосковья, Калининградской области, Донбасса.

Самое время читать: это не зависит от времени года и свободного времени! Это зависит от КАЧЕСТВА прочитанного!

Пока поставлю многоточие...

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!

Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор РОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед

#Городская_печать#Царицын_Сталинград_Волгоград#