Найти в Дзене
Сьеджин

Глаза оператора это и глаза режиссёра, и глаза зрителя

Спрашивали, отвечаю – сегодня о профессии кинооператора. Или по-современному оператора-постановщика. Какими способностями обладают все операторы, а какими лучшие в профессии. Статья получается объёмная, как и весь труд этих людей. Не шутка иметь два глаза и смотреть ими и за режиссёра и за зрителя, да ещё и своим особым взглядом!

Оператор-постановщик Антон Антонов на съёмках сериала «Три времени года» 2017 год – фото из личного архива автора ©
Оператор-постановщик Антон Антонов на съёмках сериала «Три времени года» 2017 год – фото из личного архива автора ©

Когда кино только появилось, операторы были чисто технической профессией. Право, что за труд поставить на треногу коробку с ручкой и крутить в нужном ритме механизм? С такой безделушкой любой шарманщик справится. Главное, чтобы руки сильные были, без дрожи и глаз зоркий.

Я пробовал в начале карьеры снимать. Даже покупал себе всякие продвинутые камеры. Но быстро отказался от этой затеи по причине той самой дрожи в руках. Так у меня организм устроен. Но основы профессии успел освоить. О золотом сечении узнал, о правиле трёх третей, о тенях и контровом свете. Это дало возможность общаться с операторами на понятном нам обоим языке. А язык у операторов свой, особенный, с набором сленговых словечек.

Как развивалось кино, так развивалась и профессия оператора. От человека крутящего ручку киноаппарата он превратился в настоящего художника, создающего на экране образ, который задумал режиссёр и который с усиленным впечатлением воспримет зритель. Операторы стали вторыми по значимости художниками на площадке, кому премии начали выписывать. За съёмки без брака, за красивый кадр, за настроение.

У операторов есть огромный набор технических средств, чтобы превратить картинку в настоящий шедевр. Именно по причине взаимопонимания и общих взглядов у многих режиссёров и операторов образуются прочные творческие связи. Тарковский любил работать с Вадимом Юсовым, пока они не разругались именно из-за разницы творческих взглядов в последних работах режиссёра. А режиссёру важно, чтобы оператор его задумку воплотил на экране так, чтобы зритель всё правильно понял.

Молодые операторы Света (слева) и Игорь (жестикулирует) обмениваются опытом на премьере фестивального фильма – фото из личного архива автора ©
Молодые операторы Света (слева) и Игорь (жестикулирует) обмениваются опытом на премьере фестивального фильма – фото из личного архива автора ©

Творческие споры в тандеме режиссёра и оператора не редкость. Я упоминал о режиссёре, которая свой фильм-притчу снимает уже более десяти лет, так она во время съёмок сменила четырёх операторов. Не то, чтобы ей не нравилось совсем, вопросы возникали в развитии. Там подход разноплановый и в одной стилистике она не хотела работать. А оператор это всегда свой стиль, свой подчерк. Вот нашли же взаимопонимание Звягинцев и Кричман и в каждом фильме кадр не просто живёт, он дышит настроением.

Операторы настраивают кадр. Не камеру – этим занимается механик, не фокус – этим занимается фокус-пулер, не прибором – этим занимаются светики (осветители). Оператор настраивает именно кадр, решая, с какого ракурса, каким объективом с какой глубиной, крупностью снять мизансцену, расставленную режиссёром. Нарисовать кадр светом и тенью, оттенками фильтров и наполнением дымом. Лёгкий дымок в кадре, который зритель и не заметит, даёт глубину. А при особом освещении ещё и атмосферой наполнит. Вы никогда не догадаетесь, что в кадре есть дым, а просто воспримите кадр как красивый, а оператор это сделает так, чтобы вы и не заметили, но получили эстетическое удовольствие.

Оператор может нарисовать лицо актрисы так, что она станет ещё краше или ещё ужаснее. Есть на эту тему анекдот:

Сплетничают два оператора. Один говорит, что у их общего друга появилась новая девушка и дальше короткий диалог:
– Красивая хоть?
– Ну, это как свет поставить

Правильная постановка света на лицо может как выделить, так и уничтожить красоту. Лобовой свет сделает лицо плоским, излишне резкие тени огрубят выделяющиеся скулы, а игра углами освещения и мешки под глазами нарисует, которых у актрисы отродясь не было. И тут ни гримёры, ни природа бессильны противостоять оператору и его камере.

Оператор Дима Борисов со своей операторской командой на съёмк4ах фильма «Точка невозврата» 2015 год – фото из личного архива автора ©
Оператор Дима Борисов со своей операторской командой на съёмк4ах фильма «Точка невозврата» 2015 год – фото из личного архива автора ©

А ещё не каждый предмет в кадре можно снять, как режиссёру хочется. На съёмках рекламы обычной бумаги долго выбирали оттенок листа для кадра. Это нам кажется, что белая бумага всегда белая, а у производителей оттенки белого могут улететь в бесконечность. Заказчику рекламного ролика было важно, чтобы бумага в кадре смотрелась исключительно белой. И когда нужный лист был утверждён, пришёл оператор и заявил, что снимать этот лист бумаги он не сможет:

«Он же у меня в кадре гореть будет!»

Термин «гореть» это когда объект в кадре пересвечивается и возникают неестественные засвеченные пятна. Вы можете это часто видеть на любительских фотографиях или домашнем видео на потных лицах или при ярком солнечном свете. Всё потому что современная техника, даже профессиональные кинокамеры всё ещё не совершенны и отстают от человеческого глаза не на годы, даже не на века, а на целые эры. И в той рекламе срочно пришлось менять лист бумаги на желтовато-серый, который оператор своим умением в кадре сделал идеально белым.

На помощь оператору в этом случае приходят фильтры и правильно выставленное освещение. А кадр надо сделать не только красивым, но и не скучным. И съёмочная техника развивается, а операторы новые приблуды осваивают по мере их изобретения. Ещё и сами принимают участие в разработке новых примочек. На профессиональном сленге это называется обвесом – шторки, рамки, затворы – всё, что помогает снять фильм особенным способом.

Но всё-таки основная задача оператора передать на экране атмосферу, задуманную режиссёром. Обратите внимание, что кадр часто воздействует на ваше восприятие цветовой гаммой. Синий и его оттенки леденят и пугают. Жёлтые оттенки согревают и успокаивают. Резкие световые переходы акцентируют внимание. Даже, фокус может оживить кадр, переходя с одного лица на другое во время диалога персонажей. А едва заметное движение камеры делает кадр объёмным без применения 3D техник.

Александр Николаевич Носовский – оператор-постановщик, педагог, обладатель профессиональных наград и премий – на съёмках фильма «Танцуй со мной» Мосфильм 2014 год – фото из личного архива автора ©
Александр Николаевич Носовский – оператор-постановщик, педагог, обладатель профессиональных наград и премий – на съёмках фильма «Танцуй со мной» Мосфильм 2014 год – фото из личного архива автора ©

А ещё операторы лихо играют ракурсами – например, от лица героя, со стороны летящей пули, через дырку от гвоздя в стене и так далее. И это всё придумывает оператор. Как говорится, не светом единым.

В комментариях звучал вопрос о лучших операторах. И тут я хочу сразу сказать, что все операторы, снимающие кино и сериалы хороши. Плохих к съёмкам просто не допускают. А вот лучшие есть в профессии и это можно посмотреть по вручаемым призам и премиям «За лучшую операторскую работу». Обращайте внимание на номинации. Операторы не публичные люди. Они за камерой постоянно, на тусовках не светятся, по ковровым дорожкам ходят скромно. Но профессия заслуживает уважения и внимания.

Теперь о часто задаваемом вопросе гонораров. Сейчас по рынку в среднем ставка оператора-постановщика на игровом проекте составляет от 750 000 ₽ до 1 500 000 ₽ в месяц. Да, операторы всё ещё работают по временной оплате. У ТОПовых операторов ставка может доходить до 2 000 000 ₽. ТОП – это те операторы, кто имеет профессиональные награды или номинации.

Параллельно существуют две практики формирования гонорара: Разная величина оплаты за разные этапы производства (в предподготовке и в подготовке меньше, в съёмочный период больше); Примерно одинаковая оплата на всех этапах (в подготовительный период операторы сейчас загружены почти также как и в съёмочный).

В подготовительный период оператор рисует свой операторский сценарий со схемами расстановки камер, света, зарисовками и раскадровками. Часто делаются аниматики – почти мультфильмы, сгенерированные на компьютере, чтобы заранее протестировать динамику кадра. Поэтому оплата и считается по месяцам/дням – работы много.