Единая по существу Вселенская Православная Церковь (Кафолическая или же Соборная) во главе с Господом Иисусом Христом состоит из 15 Поместных Православных Церквей:
- Албанская
- Александрийская
- Американская
- Антиохийская
- Болгарская
- Грузинская
- Иерусалимская
- Кипрская
- Константинопольская
- Польская
- Румынская
- Русская
- Сербская
- Церковь Чешских земель и Словакии
- Элладская
Каждая из Поместных Церквей имеет административную (управленческую) независимость (автокефалию - буквально «самовозглавление») от других Церквей и возглавляется собственным Предстоятелем, которого она избирает – патриархом, архиепископом или митрополитом. Также управление может быть коллегиальным (соборным), с помощью синода.
Самостоятельность эта исключительно внешняя, никак не нарушающая единства веры, священнодействий, духовного опыта.
Начало автокефалии Русской Православной Церкви было положено в 1448 г. избранием митр. Московского и всея Руси Ионы русскими архиереями по благословению Константинопольского патриарха. Патриаршество учреждено в 1589 г. Первым патриархом стал Иов.
Автономная церковь — статус, дающий право на самостоятельность в вопросах внутрицерковного управления от той или иной автокефальной церкви, в которую автономная церковь ранее входила в качестве экзархата или епархии. Автокефальная церковь, к которой относится автономия, утверждает устав автономии и предоставляет ей миро, назначает главу автономной церкви. Существуют четыре Автономных Церкви:
- Синайская
- Финляндская
- Китайская
- Японская
Американская Православная Церковь.
Её происхождение было обусловлено миссионерской деятельностью Русской Церкви, связано с освоением Аляски и Западного побережья США.
Основание этой Церкви положено валаамскими иноками-миссионерами, прибывшими на остров Кадьяк у побережья Аляски в 1794 г. Один из иноков, иеромонах Ювеналий, запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой — ныне прославленный Американской и Русской Церквами Герман Аляскинский (+1837) более 40 лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке. Прп. Герман так говорил о себе: «Я нижайший слуга местных народов и нянька».
Уже к концу 1796 г. число просвещенных светом Православия в Америке достигло 12 тысяч.
В 1840 г. была учреждена Алеутская епархия, окормлял которую апостол Америки Иннокентий Московский (Вениаминов) (+1879).
Свт. Иннокентий перевел на алеутский язык Священное Писание и богослужение, также активно изучил местную культуру и быт. Он начал с открытия православной школы для детей, создал алеутам письменность, которой у них до этого не было.
У алеутов в рационе отсутствовал хлеб, соответственно, не было и слова, его обозначающего. Базовой пищей этого народа была рыба. Святитель не стал вдаваться в несущественные детали и адаптировал молитву Господню для алеутов: «Рыбу насущную дай нам…»
В 1867 г. император Александр II продал Аляску США, однако договор оставлял все храмы и часовни в собственности Русской Церкви.
Во 2-ой половине XIX в. в церковное богослужение был введен английский язык.
В конце XIX в. и начале XX в. паству в Америке окормлял архиепископ Тихон, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси (+1925).
События Первой мировой войны и революции ослабили связи Американской епархии с Русской Церковью, а сама епархия оказалась в сложном положении. Регулярные сношения Церкви в Америке с Церковью в России стали невозможны. Более того, вся духовная и финансовая поддержка, осуществляемая Российской Церковью по отношению к Церкви в Америке, мгновенно прекратилась.
Трудным положением епархии воспользоваться Ватикан, который начал привлекать к себе на началах унии православные приходы. Стремились не отстать от него и протестанты. Последние стали оказывая епархии материальную помощь. Так, они назначили ежемесячное «жалованье» её главе, митрополиту Платону, а также отпустили необходимые средства на созыв в 1924 г. Детройтского собора, который принял первое антиканоническое постановление о временной автономии Русской Православной Церкви в Америке без предварительного согласия на то со стороны патриарха Тихона.
Церковь в Америке получила автокефалию от Матери-Церкви Русской в 1970 г.
Юрисдикция Православной Церкви в Америке распространяется на США, Канаду и некоторые приходы в Мексике, Южной Америке и Австралии.
Церковь имеет большой прирост числа верующих за десятилетие (по состоянию на 2011 год) — 21%
В 2012 г. Церковь Америки насчитывала около 699 приходов и 24 монастыря, 3 семинарии и миллион верующих.
Местные традиции Американской Церкви.
В Аргентине на Рождество Христово принято запускать в небо бумажные фонарики разной формы и цвета. Важно, чтобы они светились и этим напоминали Вифлеемскую звезду. Вторая традиция — детская. Дети выставляют за порог дома или квартиры чашку с водой, а рядом кладут немного сена. Это корм для верблюдов волхвов — мудрецов, пришедших поклониться Христу. К утру вода и сено исчезают, а на их месте появляются рождественские подарки, которые тайком, конечно же, подкладывают родители.
На православных кладбищах Аляски, на которых в основном похоронены индейцы, но также русские и эскимосы, устанавливаются кресты на могилах, которые причудливо сочетаются с обычаями и верованиями индейцев, которые на сороковой день после похорон ставят на могиле маленький деревянный домик для души умершего. Домики эти ярко раскрашены в цвета, соответствующие цветам семей умерших. Домики не принято ремонтировать, постепенно они рассыпаются от старости и исчезают.
В США есть традиция проведения чаепитий после богослужения. Частично это чаепитие благотворительное. Чаем, печеньем можно угоститься за просто так. А вот что-то иное — вино, например, — можно получить уже за деньги. Обычно вырученных средств хватает на то, чтобы обеспечить следующее чаепитие.
Довольно часто прихожане со священником во главе выезжают на пикник, где играют в различные подвижные игры.
Когда нужно организовать благотворительный сбор, он проводится в форме игры в «Бинго» (аналог нашего лото). Прихожане собираются в приходском доме, где разыгрывают пару-тройку партий в Бинго на деньги. Ставки совсем не высоки — пара-тройка долларов на партию. А очередную выпавшую цифру громко выкрикивает священник. По правилам благотворительного Бинго победитель не оставляет выигрыш себе, а полностью отдает его тем, ради кого игра устраивалась.
В США недавно образовалось движение девочек-«алтарниц», получившее название «Служение святой Лидии».
Лидия Фиатирская считается первой европейкой, принявшей христианство. Она исполняла обязанности диакониссы — так в древней Церкви называли женщин, помогавших священникам в их приходском служении. Диакониссы, например, готовили женщин к принятию таинства крещения.
Основателем движения стал архиепископ Нью-Йоркский Михаил, который захотел, чтобы не только его юные прихожане, но и прихожанки могли принимать активное участие в богослужении.
Для этого девочки и девушки посещали специальные курсы при женских монастырях.
Они подают священнику кадило, выходят со свечами в торжественные моменты богослужения.
Согласно древней традиции женщинам запрещено входить в алтарь, но в сам алтарь они не входят, а кадило, свечи и прочее подают священнику в те моменты службы, когда он стоит в средней части храма. То же касается и несения ими свеч во время торжественных процессий — к ним они присоединяются по выходе священника из алтаря. У них есть особые облачения - расшитые накидки, но не стихари.
Вне богослужения девочки помогают в уборке храма, а также принимают активное участие в работе воскресных школ, организации приходских мероприятий.
Предлагаю посмотреть фильм "Планета Православия. Православная Америка" кинокомпании "Православная энциклопедия".
Источники:
Интернет-портал "Азбука веры", статья "Автокефалия".
Интернет-портал "Туристер", публикация "Аляска Православная".
"Конспект по истории Поместных Православных Церквей", прот. Василий Заев.
Официальный сайт Московского Патриархата, раздел "Православная Церковь в Америке".